Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по Литературному чтению (4 класс) УМК Занков
Пояснительная запискак тематическому планированиюпо ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
· для учащихся:
– Чуракова, Н. А. Литературное чтение: учебник для 4 класса / Н. А. Чуракова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013;
· для учителя:
– Чуракова, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» / Н. А. Чуракова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Цели обучения литературному чтению:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова (2002 г.) в объеме 102 часов.
На предмет «Литературное чтение» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 102 часа (3 часа в неделю; 34 учебные недели). Учебные темы в календарно-тематическом планировании распределены на 98 часов. 5 часов резерва использовано в связи с учебными часами, выпавшими на праздничные дни: 23.02.16, 07.03.16, 08.03.16, 02.05.16, 09.05.16.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
· CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;
· CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи»;
· энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения
Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
Уметь:
– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
– рассказывать о любимом писателе, поэте;
– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения:
– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
– самостоятельно читать текст большого объема;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика:
– отличать художественный текст от научно-популярного;
– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;
– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.
Развитие творческих способностей.
К концу четвертого класса учащиеся должны:
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
– участвовать в конкурсах чтецов;
– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
– писать небольшие по объему сочинения по картине;
– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
Владеть компетенциями:
· коммуникативной;
· рефлексивной;
· ценностно-ориентированной;
· смыслопоисковой;
· личностного саморазвития.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– самостоятельно читать книги;
– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)
15