Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению разработана в контексте системы Л.В. Занкова, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Н.В.Нечаевой «Обучение грамоте», В.А.Лазаревой «Литературное чтение» и авторской программы Л.И.Лысенко, Л.И.Жигалиной, Е.Ю.Щукиной «Рабочая программа по литературному чтению».
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Н.В.Нечаева. Азбука. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Хрестоматия по литературному чтению для 1 класса/Автор-составитель В.А. Лазарева. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.
Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю: 92ч – обучение грамоте (чтение), 40 часов – литературное чтение.
Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения.
Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах. С другой литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Нравственные знания и ценности должны быть добыты ребенком в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках. Поэтому приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения. Главной же целью, сверхзадачей курса является нравственное воспитание детей, формирование у них нравственных понятий, чувств и личностных качеств.
Цель курса «Литературное чтение» - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение ученикам и читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных понятий.
Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно - популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные, затем изучаются все парные согласные по глухости-звонкости, и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения и фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, количества звуков и количества букв.
Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность чтения. Для их формирования необходимы и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации, которые создают условия для осознания детьми зависимости слова от смысла высказывания в целом. В программу включено ознакомление с малыми жанрами русского фольклора: считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, закличками, песенками, поддевками, загадками, с авторскими художественными произведениями и научно-популярными текстами. Дети на практическом уровне наблюдают многозначность слов, антонимы, синонимы, омонимы (без введения понятий). Существенно ускоряет навык качественного чтения включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения.
Программа и содержание Азбуки предполагают введение в словарь первоклассника слова «информация», ознакомление с основными источниками и способами хранения, а также первичными навыками работы с информацией: осуществление поиска информации в учебнике и сопровождающих его пособиях с помощью учителя или одноклассников; умение работать с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, текст, схема, таблица, ребус, кроссворд), понимать информацию, анализировать и дополнять ее в соответствии с заданием и этапом обучения; умение создавать свою собственную информацию в виде ответа на вопрос.
На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально - образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно - нравственное воспитание учащихся.
Глубокому освоению учениками - читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России.
Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников - читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. Основные умения, составляющие основу читательской компетентности в 1 классе:
- умение увидеть картину, нарисованную автором;
- умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;
- умение понять авторскую мысль.
Поскольку нравственно - эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников. Так, представление об эпитете начинает формироваться у учащихся уже в 1 классе. Наблюдая за героями эпических произведений, учащиеся получают первоначальные представления о сюжете, характере героя и способах его создания в фольклоре и авторской литературе.
Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся.
Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.
Главные задачи развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это перевод информации, извлекаемой из художественного текста учеником - читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение придается организации учебного диалога. Этот вид учебной деятельности способствует развитию коммуникативных
навыков, а в воспитательном плане - формированию такого важного человеческого качества, как толерантность.
Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:
- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;
- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;
- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;
- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.
Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество.
. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др.
Курс «Литературное чтение» - пропедевтический.
Характеристика деятельности учащихся.
Пропедевтика. Основные литературоведческие термины.
Виды читательской деятельности.
Виды речевой и творческой деятельности.
Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа; проза и поэзия; ритм и рифма; изобразительно выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола;
Соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью;
– сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему;
– чтение художественного произведения
с максимальной скоростью, необходимой
для его понимания;
– представление картин, нарисованных
автором;
– выявление простейших способов
художественного изображения;
– осмысление изображенного в художественном тексте;
– сопереживание изображенному в художественном тексте;
– осмысление особой организации
поэтического художественного текста;
– выделение ритма и понимание его
как ведущего признака поэтического текста;
– подбор темпа чтения и интонации,
с помощью которых можно передать
чувства и настроение героев лирического произведения;
– Рисование картин (в т.ч. устное
словесное рисование) на основе
художественного текста;
– сопоставление изображения
действительности в литературе
и живописи;
– устные сочинения по картине;
– адекватная передача настроения в выразительном чтении;
– анализ изобразительно- выразительных средств художественного текста;
– нахождение и осознание
эмоционально - образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;
– сопоставление прозаических
и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.;
– заучивание прозаических
и поэтических текстов
и их выразительная декламация;
жанры художественной литературы:
фольклорные
(потешки, загадки,
пословицы, поговорки,
сказки) и авторские
(сказки, басни, рассказы);
– различение произведений устного
народного творчества и авторских текстов;
– различение жанров художественной
литературы;
– устный пересказ с сохранением
жанровых особенностей текста;
– анализ особенностей того или иного жанра;
сюжет литературного
произведения;
– анализ текста с целью установления
причинно - следственных связей между отдельными событиями;
– составление сюжетного плана;
– пересказ текста (полный, краткий,
выборочный);
– сочинение сказок;
– инсценирование
– составление сюжетного плана;
– пересказ сюжета (полный, краткий, выборочный);
герой (персонаж)
художественного
произведения;
– выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц;
– установление иерархии героев произведения;
– выявление и осмысление причинно - следственных связей между мотивами,
поступками героев и их следствиями;
– составление характеристики героя;
– оценивание поступков героев с нравственных позиций
– пересказ сюжета или эпизода;
– рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения;
– выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;
– инсценирование произведений;
тема и идея
художественного
произведения;
- анализ сюжета произведения с целью
определения его темы;
– «выведение» главной мысли произведения;
– осмысление названия произведения, его связь с содержанием и идеей произведения;
– придумывание своего названия,
сопоставление с авторским;
– попытки предвидеть содержание
произведения по названию
– устно составлять окончания произведения;
– участие в дискуссиях по нравственным проблемам;
автор как создатель
художественного
произведения
– различение автора произведения
и рассказчика;
– определение отношения автора к героям его произведения;
– рефлексия в устной речи своего отношения к ценностям, которые
утверждает автор, и соотнесение с собственными представлениями
– устный рассказ на тему « Я люблю читать книги»
Содержание программы периода обучения грамоте (чтение)
Развитие речи
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи.
Устная речь (слушание, говорение)
Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Инсценировки.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь (чтение)
Ориентировка в Азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунок (рисунки), по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов.
Слово и предложение
Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией (на примере мотивированных
названий). Представление о многозначных словах.
Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению.
Различение предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом.
Чтение
Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов,
составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр.
Содержание программы литературного чтения
1 класс (40 часов)
Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку едва освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, и в конечном итоге, о себе. Продолжается начатая еще в азбуке работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В 1 классе ученики - читатели знакомятся и со свойствами художественного текста - изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений. В учебнике предусмотрен такой вид работы, как предварительное чтение, когда учащиеся постигают смысл трудных слов через словообразование или этимологию. Кроме того, в учебнике есть несколько видов словарей: обычный толковый, разъясняющий детям значение незнакомых и непонятных слов, и несколько специальных словарей, помогающих найти точное слово для обозначения чувств и настроений, отношений людей и нравственных оценок.
В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.
Размышляя над содержанием произведений, изучаемых в 1 классе, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Этому способствует подбор текстов учебника и характер вопросов и заданий.
В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.
Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году – 7 - 10 стихотворений.
Круг детского чтения
1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!»
«Тело лисицы очень подвижное» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «Под голубыми небесами»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».
2. «Над вымыслом слезами обольюсь»
Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова»; А.А. Фет «Мама! Глянь - ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц - барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
3. «Складно да ладно»
«Весна - красна» (по И.С. Соколову - Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет,
Д.И. Хармс «Очень - очень вкусный пирог».
4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»
С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».
5. «Чтение – вот лучшее учение»
Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям».
В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);
– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к учебному материалу;
– мотивации к успешности учебной деятельности;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;
– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл
выполняемых заданий;
– понимать важность
планирования своей деятельности;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– работать со словарем и материалом предварительного чтения;
– понимать принятую в учебнике систему значков;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– пользоваться словарем учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ сравнение);
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые фольклорные жанры пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно - популярный);
– работать с сопоставительными таблицами;
– работать с текстами в Хрестоматии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
– понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по заданному образцу.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;
– находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;
– ориентироваться в учебнике по содержанию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;
– находить то или иное произведение в Хрестоматии; осуществлять поиск произведений в дополнительной
литературе;
– ориентироваться в сборнике сказок;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– объяснять назначение художественных книг;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно - популярный;
– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;
– различать произведения малых фольклорных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;
– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;
– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;
– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;
– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки - иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать по ролям стихотворения;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять особенности характера животных – героев народных сказок.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы (далее система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
Оцениваться могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В первом классе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
В первом классе безотметочное обучение, поэтому критериями оценки могут быть уровни: низкий, базовый, повышенный. Методами оценивания являются наблюдение, беседа.
В конце первого класса проводится комплексная срезовая работа.
Итоговая комплексная работа – это система заданий по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому тексту. Комплексная контрольная работа имеет следующую структуру:
· научно-популярный текст;
· задания;
· ответы (ключи) к вопросам.
Тексты, используемые в комплексных контрольных работах позволяют провести диагностику уровня компетентности учащихся, т. е способность действовать самостоятельно при решении практических задач, дают возможность пополнить запас знаний учащихся, расширить их кругозор. В процессе обучения учитель знакомит обучающихся с максимально возможными формами работы с текстом. Обучающихся необходимо научить выполнять интегрированные (комплексные) контрольные работы. Для этого с первого класса рекомендуется проводить комплексные контрольные работы. Для интегрированной работы используют различные тексты. Объем для 1 класса: 200–250 слов.
К каждому тексту составляют задания к учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, всего 20 заданий. В заданиях присутствуют вопросы, где необходимо:
– выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;
– самостоятельно ответить ученику с пояснением или без него;
– высказать свое предположение (здесь учащийся что-либо придумывает или продолжает). Такие вопросы носят продуктивный характер.
Рассчитана контрольная работа на 2–2,5 академических часа. Важно! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется. Перед выполнением работы необходимо обучающихся проинструктировать (см. Инструкция для учащихся).
Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения, собрать дополнительные данные для оценки таких важных универсальных действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса:
Литература:
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Хрестоматия по литературному чтению для 1 класса/Автор-составитель В.А. Лазарева. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.
- Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебникам «Литературное чтение»,
1 - 4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
- Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы: учебно-педагогическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.
Специфическое оборудование:
алфавит; наборы букв, схем;
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
интерактивная доска;
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (при возможности):
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
электронный учебник.