Урок на тему: Связь слов в словосочетании и предложении
Урок 3-4 Ход занятия
Элементы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Ожидаемый результат
1. Орг. момент
5мин.
2.Опрос домашнего задания
10 мин. 5б.
3. Объяснение нового материала 8 мин.
4. «Комментированное письмо» 7 мин. 5б.
5. Словарный диктант.5 мин. 5б
6. Перемена 5 мин.
7.Работа с карточками 10 мин. 10б.
8. Грамматический
разбор.5+2 мин. 5б.
9. Игра «дальше,дальше…». 8мин.по 1б.
10. Закрепление нового материала
. 5 мин.10б.
11.Итог урока 3мин.
12. Инструктаж по домашнему заданию 2 мин.
Проверяю посещаемость и готовность учащихся к уроку. Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить то, что мы узнали о словосочетаниях и предложениях на предыдущем уроке.
Сообщаю учащимся цели и задачи урока, предлагаю план урока.Проверяем словосочетании, составленные учащимися.
- Тема нашего урока «Связь слов в словосочетании и предложении».
Основные виды связи между словами и предложениями – ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ И СОЧИНИТЕЛЬНАЯ.1.Я НЕ ЗНАЮ, что будет со мною. (подч. связь)2. ГРОМ СКОРО ЗАТИХ, НО ДОЖДЬ ВСЕ ЛИЛ И ЛИЛ. (соч. связь) В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи – СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ. В результате наблюдений над строением словосочетаний должна получиться следующая запись: х х
искусственный лед (прил. + сущ.)
х х
сплоченный класс (прил. + сущ.)
х х
гордо шествовать (нар. + гл.)
х х
аккуратно писать (нар. + гл.)
х х
облететь Землю ( гл. + сущ.в Вин.п.)
х х
пахать землю (гл. + сущ. в Вин.п.)
По характеру связи между словами словосочетания делятся на СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ и ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ.
В СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому.
Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, относящихся к одной части речи.
Сочинительные словосочетания
леса и луга
быстро и ловко
ходил и смотрел
В состав ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ входят главные и зависимые части.
Подчинительные словосочетания
искусственный лед
пахать землю
аккуратно писать
Подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению, являются СИНОНИМИЧНЫМИ.
воздух в лесу – лесной воздух
ваза из хрусталя – хрустальная ваза
Словосочетания, которые сохраняют свою цельность и в предложении выступают как один член предложения, называются ЦЕЛЬНЫМИ.
ТРИ ДЕВИЦЫ под окном пряли поздно вечерком. (А.Пушкин)
Жили-были СТАРИК СО СТАРУХОЙ.
По строению грамматической основы простые предложения делятся на ДВУСОСТАВНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ.
Правда глаза колет.
Слезами горю не поможешь.
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными.
Лес шумел.
Я прочитал интересную книгу.
Распространенными и нераспространенными могут быть двусоставные и односоставные предложения.
Наступила осень.
Светает.
Предложения, включающие однородные подлежащие и сказуемые, но не имеющие второстепенных членов, не являются распространенными.
Лес зашумел, застонал, затрещал.
И зажурчали, зазвенели деревья, воздух и луга.
ПОРЯДОК СЛОВ и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ – основные средства выделения слов, наиболее важных в сообщении.
Различается прямой и обратный порядок слов (ИНВЕРСИЯ).
В письменной речи основным средством выделения смыслового центра является ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ, в устной – ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.
Наблюдения
Определить случаи инверсии
Зари догорающей пламя рассыпало по небу искры. Сквозит лучезарное море. Затих по дороге прибрежной бубенчиков говор нестройный. Погонщиков звонкая песня в дремучем лесу затерялась. Росы освежительной капли повисли на листьях каштана. И в каждой росинке трепещет зари догорающей пламя.
1. Записать под диктовку предложения и прокомментировать написание слов.
Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.
Сухой иней с мягким шелестом вдруг полился с потревоженных ветвей.
2. Выписать все имеющиеся словосочетания, разобрать их.
Удостоверение, свидетельство, диплом, дисциплина, официальный, организация, гарантировать, блокнот, проблема, прогресс.
Восторжествовать, изображение, непримиримый, репутация, галерея, искусственный, искусный, спокойный, обаяние, обоняние, оптимист, пессимист, силуэт, проект, репродукция, гостиница, достопримечательность, транспорт, обязанность.
Предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями.
На оценку «5»
Я увидел какую-то девочку, выскочившую из дома на крыльцо.
На оценку «4»
На воде легко качается белый пароход.
На оценку «3»
Луна над снежным полем серебрится.
Группа делится на две команды. Устанавливаются песочные часы. В течение 1 минуты каждой команде (поочередно) предлагается определить способ подчинительной связи у возможно большего количества словосочетаний.
материал для 1 команды материал для 2 команды
веселый ребенок зимний лес
быстро читать начало урока
строить дом читать медленно
гулять напевая интересный фильм
гордиться учеником ходить пешком
боевой друг нарисовать портрет
очень интересно дружно работать
журнал с иллюстрациями вызвать секретаря
приехать сегодня этим летом
идти по аллее играть на рояле
сделать наспех в новом доме
с большой сумкой свежим воздухом
в новом платье у хорошего друга
говорить тихо сидеть молча
напевать мелодию писать карандашом
хороший поступок центральная площадь
администрация школы книга с картинами
запасная ручка плохо вижу
Укажите, какое слово в словосочетании является главным
1 вариант 2 вариант
1. Далеко живет 1. Приехал летом
2. Говорил улыбаясь 2. Шумные воды
3. Читая книгу 3. Сегодня пришли
4. Синева неба 4. Построю дворцы
5. Незаметно бросить 5. Помахивая платком
6.Свежеиспеченный хлеб 6.Спокойно размышлять
7. Видишь знакомого 7. Учатся летать
8. Подбрасывая мяч 8. Мне нравится
9. Наш завод 9. Пошли купаться
10. Упасть навзничь 10. Сильно дрожал
1.Первое слово
2.Второе слово
вариант Предложения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 1 1 1 2 2 1 1 2 1
2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2
Проверка 10-го этапа урока по ключу.
Итак, давайте подведем итог урока. Какова была тема урока? Какова была цель урока? Что нового узнали на уроке?
Подсчитывание баллов за урок по критерию «5» - 47-50
«4» - 46-43
«3» - 42-39
Выучить правила.
Учащиеся внимательно слушают, записывают тему урока, уточняют цели урока, знакомятся с планом урока.
Методика изучения строения и грамматического значения подчинительных словосочетаний следующая:
1) записывают столбиком;2) отмечают главные слова;3) указывают, к каким частям речи относятся слова, составляющие эти словосочетания;4) записывают схемы словосочетаний, помечая главные слова;отмечают, какие словосочетания имеют одинаковое строение, объединяют их фигурной скобкой.
Работают с опорной схемой.
Выполнение письменной работы
Записывают слова под диктовку.
Внимательно читают задание и выполняют.
Делают грамматический разбор предложения.
Определяют способ подчинительной связи.
Закрепляют новый материал.
Выполняют задание с последующей проверкой.
Подводят итог урока.
Учащиеся внимательно слушают преподавателя, записывают задание в тетрадь. Интерес и ответственность
Расширение кругозора, углубление знаний.
Углубление знаний.
Развитие памяти.
Здоровьесбережение
Развитие способностей каждого учащегося, развитие логического мышления.
Развивать сосредоточенность, память.
Умение оценивать результат своей работы.
Развитие памяти, умения работать самостоятельно.
Урок 5-6 Ход занятия
Элементы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Ожидаемый результат
1. Орг. момент. 2мин.
2. Цели и задачи урока. 3мин.
3. Тест 8+2мин. 10б.
4. Новая информация 8мин.
5. Графический диктант. 7мин. 10б.
6. Синтаксический разбор предложений. Разбор словосочетаний.
5мин. 5б.
7.Перемена.5мин.
8. Игра «Защита словосочетаний». 10мин. 5б.
9. Практическая работа. 8мин. 5б.
10. Тесты. 7мин. 10б.
11. Подведение урока. 5мин.
12.Домашнее задание. 3мин. Проверка подготовки учащихся к уроку. Объявление темы урока. Сообщение порядка работы на уроке. Запись в тетрадях даты и темы урока. Психологический настрой учащихся к уроку. Тренинг.
Студентам предлагается игра «Лучик счастья». Суть игры заключается в том, что студенты (по цепочке) желают друг другу много замечательных пожеланий, а последний, в свою очередь, преподавателю.
Цели урока:
- углубить изученное о словосочетании и предложении, работать над правописанием падежных окончаний, развивать связанную речь студентов;
- развивать словесно-логическое мышление, память;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к природе.
Провожу тест для проверки домашнего задания
- Тема нашего урока «Способы подчинительной связи»
В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи:
СОГЛАСОВАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
трудная задача
наше право
первый ученик
правильный ответ
улыбающаяся девочка
Согласуются обычно сказуемые и определения.
УПРАВЛЕНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Управляющими словами обычно бывают глаголы и слова, образованные от глаголов:
читать книгу – чтение книги
поехать на Кавказ – поездка на Кавказ,
а управляемыми – существительные или слова других частей речи, употребляемые в значении существительного. При управлении большую роль играет ПРЕДЛОГ. Именно он нередко является основным грамматическим средством выражения смысловых отношений, хотя самостоятельной синтаксической функции не выполняет.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НАЛИЧИЕ ПРЕДЛОГА _ СИГНАЛ УПРАВЛЕНИЯ, хотя управление может быть и без предлога.
читать книгу
чтение книги
думать о ком-то
три ученика
полный сил
В предложении управляется чаще всего дополнения.
ПРИМЫКАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов.
Примыкают неизменяемые слова : наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие.
бегло читать
очень славный
хотеть учиться
желание учиться
идти напевая
В предложении чаще всего примыкают обстоятельства.
Определить способ подчинительной связи
Гордиться успехом, осенней ночью, прочел книгу, лишиться сна, говорить уверенно, в новой обложке, дружно шагая, овладевать знаниями, дремлет качаясь, хочу танцевать.
на оценку «5»
В вазе стояли полевые цветы, принесенные соседской девочкой.
на оценку «4»
Запылали алым цветом кисти спелые рябин.
на оценку «3»
Я принес из библиотеки книгу.
Групповая форма работы. Учащиеся делятся на 4 группы. 1гр. – сочинительные словосочетания; 2гр., 3гр., 4гр.,- подчинительные словосочетания:
2гр.-согласование;
3гр.- управление;
4гр.-примыкание.
Каждая группа защищает свой тип словосочетаний (правило, примеры на все случаи). Выигрывает та группа, которая
1) даст полную и точную характеристику своему типу словосочетаний;
2) внесет коррективы (уточнения, дополнения) в ответы других групп.
Определить способ подчинительной связи
на оценку «5»
Отвечать у доски, начало урока, отправиться в поход, правильная речь, осенний воздух, рисовать картину, интерес к живописи, восхищаться подвигом, повернуться направо, говорить улыбаясь.
на оценку «4»
Красная паста, думать о школе, ловко сделать, владеть речью, пересказ повести, весело смеяться, снежная поляна, вера в будущее.
на оценку «3»
Красивый костюм, думать о полете, читать книгу, выглядеть красиво, новая тетрадь, мечтать о каникулах.
Укажите вид связи слов в словосочетании
1 вариант 2 вариант
1. Пришел мириться 1. Встретить грудью
2. Спроси знакомых 2. Двух капель
3. Мясные консервы 3. Идут учиться
4. Не ел первого 4. Переглянулись молча
5. Доволен учеником 5. Подошел к столику
6. Знает хорошо 6. Вся страна
7. Трех книг 7. Спрошу четверых
8. Научит двоих 8. Потихоньку разгораться
9. Ушла прочитав 9. Усталый взгляд
10.Говорил со слесарем 10. Склоняясь над ручьем
1.Согласование.
2.Управление.
3.Примыкание.
КЛЮЧ
вариант Предложения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 3 2 1 2 2 3 1 2 3 2
2 2 1 3 3 2 1 2 3 1 2
Подводим итог урока.
«5»-45-43
«4»- 42-40
«3»- 39-37
Повторить контрольные вопросы.
Знакомятся с планом урока.
Уточняют цели урока.
Выполняют задание с последующей проверкой.
Конспектируют новый материал.
Определяют способ подчинительной связи.
Ключ к графическому диктанту.
Согл.: 2,6.
Упр.: 1,3,4,8.
Прим.: 5,7,9,10.
Выполняют задание.
Каждая группа защищает свой тип словосочетаний.
Определяют способ подчинительной связи по трем уровням сложности.
Выполняют тест с последующей проверкой по ключу.
Учащиеся оценивают урок. Устанавливают новизну, интерес и ответственность.
Умение выделять главное.
Воспитание самостоятельности.
Развитие интереса, познавательных способностей учащихся.
Развитие интереса к изучаемой теме.
Умение оценивать результат своей работы.
Предмет Русский язык
УМ 1
№ урока 3-4
Группа Дата Проверенно Тема урока: Связь слов в словосочетании и предложении.
Цели урока: Повторение и обобщение наиболее общих сведений о синтаксисе и пунктуации.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы обучения: объяснение,вопрос - ответ
Оборудование: опорная схема, карточки.
№ Этапы урока Время Оценка
1 Орг. момент. 2 мин 2 Цели и задачи урока. 3 мин 3 Опрос домашнего задания. 10 мин 5б.
4 ОИ «Выучи правило». 7 мин 5б.
5 Комментированное письмо. 8 мин. 5 б.
6 Словарный диктант 5мин. 5б.
7 Физминутка. 5 мин. 8 Урок-практикум Игра «Кто больше…» 7 мин. 2б.
9 Грамматический разбор. 7 мин. 2б.
10 Игра «дальше, дальше…» 6мин. 3б.
11 Работа с перфопапками 5мин. 10б.
12 Подведение итогов 5мин. итого:
13 Домашнее задание. Оценивание. 5мин. 37б.
«5» - 35-37
«4» - 34-32
«3» - 31-29
Предмет Русский язык
УМ 1
№ урока 5-6
Группа Дата Проверенно Тема урока: Способы подчинительной связи.
Цели урока:Образовательные:- углубить изученное о словосочетании и предложении, работать над правописанием падежных окончаний, развивать связанную речь учащихся;Развивающие:- развивать словесно-логическое мышление, память;Воспитательные:- продолжить формирование навыков работы в группе, формировать интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе.
Тип урока: Совершенствование ЗУН
Формы урока: индивидуальная, групповаяМетоды: словесные, наглядные.Оборудование: ОС, РМ, учебники.
№ План урока Время Кол-во баллов
1 Орг.момент 2мин. 2 Цели и задачи урока 3мин. 3 Тест 8+2мин. 10б.
4 Новая информация 8мин. 5 Графический диктант 7мин. 10б.
6 Синтаксический разбор предложения. Разбор словосоч. 5мин. 5б.
7 Перемена 5мин. 8 Игра «Защита словосочетаний» 10мин. 5б.
9 Практическая работа 8 5б.
10 Тесты 7мин. 10б.
11 Подведение итога 5мин. 12 Домашнее задание 3мин. 45б.