Рабочая программа по литературе (Ланин)


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии:
с требованиями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ;
с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897, (далее - ФГОС ООО);
примерной программы основного общего образования по литературе;
авторской программы «Ланин Б.А. «Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А.Ланина.- М., Вентана–Граф, 2013
основная образовательная программа основного общего образовательного учреждения МБОУ СШ №19
Учебник: «Литература» (Литература: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А.Ланина.- М.: Вентана-Граф, 2014
Количество часов:
Всего –102 часа, в неделю – 3 час
Формы итогового, промежуточного и текущего контроля по литературе.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: практическая работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, письменные домашние задания, тестирование. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации учащихся определяются локальным актом МБОУ СШ №19.
Изменений, внесенных в авторскую учебную программу: сроков и времени изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем; последовательности изучения тем учебного курса; логики изложения материала, предусмотренные авторской программой нет.
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа
5-В класс
1. Количественный состав: _26____ человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний. 
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: учащихся привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабо. Учащиеся умеют рассуждать и делать выводы, умеют организовать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, осознанное принятие решения
5- Г класс
1. Количественный состав: _24 человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний. 
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: учащиеся обладают логическим рассуждениям, развито теоретическое мышление (мышление в понятиях), могут свободно работать с понятиями, делают выводы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса
1. Малые жанры фольклора (3ч.)
Пословицы, поговорки, загадки
В данной главе фольклор описывается как — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. А так же народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
2.Русские народные сказки (6ч.)
Описание сказки как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).
3.Мифы Древней Греции (5ч.)
Античная мифология. Боги свои и чужие.
4.Басни (5ч)
Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
5.Литературные сказки (20ч.)
Особенности литературных сказок и их отличие от народных. Художественный вымысел в сказке.
6.От сказки — к фантастике (5ч.)
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Время в сказке. Фантастика и сказка.
7.Среди ровесников (39ч.)
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Тема становления человеческого характера.
8.Наедине с поэтом (16ч.)
Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме.
9.Повторение и обобщение (3ч.)
Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.
Календарно – тематическое планирование по литературе
№ урока Глава Тема урока Количество часов Дата
По плану Фактическая
1 Глава 1. Малые жанры фольклора (3ч.) Ведение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся. 1 2 Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора. 1 3 Пословицы как хранители народной морали. Поговорки как хранители духовных ценностей народа. Загадки как малый жанр фольклора. 1 4 Глава 2. Русские народные сказки (6ч. )Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок. 1 5 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. 1 6 Образы героев сказки «Царевна-лягушка» 1 7 Сказки о животных. Бытовые сказки. 1 8 Своеобразие сказки «Каша из топора». 1 9 Замысел сказки «Кот и лиса» 1 10 Глава 3. Мифы Древней Греции (5 ч.) Мифы и мифология. Мифы Древней Греции. 1 11 Дельфы. 1 12 Боги свои и чужие. 1 13 О мифах славянских божествах. 1 14 Защита проектов по теме «Мифы». 15 Глава 4. Басни (5ч.) Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы). 1 16 И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. 1
17 И.А. Крылов «Демьянова уха». Особенности языка басни. 1 18 И.А. Крылов. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк на псарне» 1 19 Вн. чт.
Басни Эзопа и Лафонтена 1 20 21 Глава 5. Литературные сказки: от классики к современности (20ч.) Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение. 1 22 23 Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном 1 24 Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы. 1 25 Песнь 3. Встреча витязя с живой головой. 1 26 Песнь 4.Сказочные события. 1 27 Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка. 1
28 О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева». 1 29 Мальчик и девочка (Кай и Герда). 1 30 Помощники Герды. 1 31 Герда и Снежная королева. 1 32 Выражение авторского отношения к героям в их портретах. 1 33 О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец» 1 34 35 Композиция сказа. Образ Синюшки. 1 36 Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа. 1 37 О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица». 1
38 39 Находчивость и смекалка героя. Сказочное и реальное в сюжете сказа. Особенности авторского повествования. 1 40 О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». 1 41 Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики. 1 42 Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек? 1
43 44 Глава 6. От сказки – к фантастике (5ч.) О жизни и творчестве Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени. 1 45 Сказочные образ потерянного времени и его поиска. 1 46 Приключения героев. 1 47 Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке 1 48 Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. 1 49 Глава 7.Среди ровесников (39ч.)
О жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». 1 50 Образы крестьянских детей. Авторские размышления. Тревога и боль автора за судьбу русского народа. 1 51 Авторское размышление о радостях и горестях детей. 1 52 О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера». 1 53 Забавы и шалости Тома Сойера. 1 54 Том и Гек в повести. Дружба мальчиков. 1 55 Том Сойер и Бекки Тэтчер. Лучшие черты Тома Сойера. 1 56 Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. 1 57 О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант». 1 58 Петруся и природа. 1 59 Мальчик и музыка. Образ Петра Попельского. 1 60 Дружба Петруся с Эвелиной. Становления человеческого характера. 1 61 62 О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Повесть «ЛетоГосподне» (главы из романа) 1 63 Рождение религиозного чувства у ребёнка. «Чистый понедельник» 1 64 Ребёнок и национальные традиции «Благовещенье», «Пасха» 1 65 О жизни и творчестве М. Карима. Повесть «Радость нашего дома» . 1 66 Главные герои произведения: Ямиль и Оксана. Дружба детей. 1 67 Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. 1 68 Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести. 1 69 О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро». 1 70 Два мальчика – два разных жизненных опыта. 1 71 Испытание Яши критической ситуацией – основное сюжетное событие. 1 72 Трагические и юмористические страницы повести. 1 73 О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания» 1 74 Образы главных героев: братьев Лели и Оси. 1 75 Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. 1 76 Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в повести. 1 77 О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика». 1 78 Сюжеты рассказов и сюжет повести «История крепостного мальчика». 1 79 Характер главного героя. 1 80 Р.р. « Кем станет крепостной мальчик?» 1 81 О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро». 1 82 Приключенческая основа рассказа. Образ главного героя. 1 83 Открытие « Васюткой нового озера». Автобиографичность произвдения. 1 84 Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1 85 Р.р. Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?». 1 86 О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны. 1 87 Рассказ «Мальчик на войне». Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи. 1 88
Р.р. Диспут «Откуда в людях берётся жестокость? Стал ли человек добрее за историю человечества?»
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе 1
89 Глава 8.
Наедине с поэтом. Стихи о природе (16ч.) О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер». 1
90 Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения. 1 91 Ф. И. Тютчев. «Весенние воды». 1 Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…» 1 92 А.А. Фет. «Осенняя роза» 1 93 Н. Бараташвили «Цвет небесный»…» 1 94 С. Есенин. «Пороша» 1 С. Есенин «С добрым утром», «Нивы сжаты…» 1 95 Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» 1 Н.А. Заболоцкий. Одухотворенность природы, единство в ней человека. 1 96 Б.Л. Пастернак «Осень» 1 Б.Л. Пастернак. Философская глубина, афористичность стихотворений поэта. 1 97 Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». 1 Н. М. Рубцов. Любовь к родной природе как выражение патриотических чувств. 1 98 Вн.чт. Вечер поэзии «Пейзажная лирика». 1 99 Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX- XX веков.
Защита проектов
«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» 1 100 Глава 9. Повторение и обобщение. (3ч.) Повторение и обобщение, изученного в 5 классе 1 101 Урок контроля. Контрольная работа по литературе или тестирование. 1 102 Итоговый урок. Задание для летнего чтения. 1