Технологическая карта урока географии по ФГОС по теме: Открытия русских путешественников


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №8
Тип урока: урок «открытия новых знаний» в игровой форме (урок-путешествие)
1 2
Тема «Открытия русских путешественников»
Цель Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – создавать простейшие презентации по материалам учебника.
Задачи Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;
- учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
Персоналии: Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С.И. Дежнев.
Межпредметные связи
География, история, обществознание.
Ресурсы:
основные
дополнительные ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.
Форма урока
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.
Проверка всего необходимого к уроку.
1.На прошлом уроке мы знакомились с эпохой «Великих» географических открытий. Вспомним некоторые события того времени.
2. Наша страна – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии. Посмотрите на карту, какие океаны омывают Россию? Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России. Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Выступают с презентацией. Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. Каких русских путешественников вы знаете? Используя атласы, назовите несколько географических объектов, названных в честь отечественных землепроходцев.
2. В конце XVI столетия Ермак Тимофеевич «со товарищи» «пробили и отворили широкую дверь в Сибирь», как писал русский историк XIX в. Афанасий Щапов. Преодолевая Большой Каменный Пояс (Урал), туда ринулись «встречь солнца» в погоню за счастьем русские торговые люди, охотники-промысловики и казаки. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробирались к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли.
- Почему в это время было начато изучение территории России?
– Какие у вас гипотезы? Как их проверить?
3. Сформулируйте тему урока.
4. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
5. Какой ожидаете результат?
Называют географические объекты, названные в честь отечественных землепроходцев.
Высказывают свои предположения.
Выходят с помощью учителя на тему «Открытия русских путешественников», записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации 1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, необходимо:
- рассмотреть важнейшие маршруты русских путешественников и землепроходцев;
- отметить на контурной карте.

Определяют цель урока – познакомиться с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания. Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала) Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в путешествие по следам русских путешественников и землепроходцев.
Работаем в группах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.
Используя § 7 ( пункт 1, 2, 3 до Камчатской экспедиции) учебника, атласы, энциклопедии, контурные карты, каждая команда отправляется открывать новые русские земли:
1 команда: открытие и освоение Севера;
2 команда: «Хождение за три моря»;
3 команда: «Освоение Сибири» Ермаком;
4 команда: «Освоение Сибири» С.И. Дежневым.
Каждая команда заполняет бортовой журнал (таблицу) свое путешествие: «Открытия русских путешественников».
Презентация своего путешествия.
Заполнение колонок таблицы других команд и намеченных маршрутов.
Физкультминутка. Практическая работа.
Название экспедиции:_________________________
«Открытия русских путешественников»
Пользуясь текстом учебника §7 , заполните таблицу:
Кто проводил исследование Цель исследования Достижения
445770502920Обозначьте на контурной карте маршруты русских путешественников и землепроходцев.
Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?
2. Внимательно слушают, комментируют, корректируют и фиксируют ответы в таблицу.
Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь.
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
- осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала 1. Какой вклад в освоение русских земель внесли новгородцы и поморы?
2. Объясните фразу «Хождение за три моря»?
3. Кто открыл русский путь в Сибирь?
4. В чем заслуга С.И. Дежнева? Отвечают устно на вопросы. Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений) Организует индивидуальную работу – работа на контурной карте.
- Нанесите на контурную карту все географические объекты , упомянутые в тексте параграфа. Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
способа действия;
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы.
Регулятивные: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение
(рефлексия содержательная) Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Прием «Закончи фразу»: «работа на уроке позволила мне…»;
Включение новых знаний в систему знаний.
Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми? Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
2. Какие действия вы совершили на уроке, чтобы доказать следующее утверждение…
3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
4. Оцените свою работу на уроке, подсчитывая баллы.
Прием «Зарядка».
Оцените отдельные компоненты урока (содержание; методы, формы работы; взаимодействие с одноклассниками…) и выразите свое отношение к ним с помощью следующих движений:
Присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
Присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
Подняться на цыпочки, поднять руки вверх, похлопать в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Ответы обучающихся.
Письменная рефлексия, на уроке я:
Практическая работа Тестирование
Заполненная таблица, согласно эталону 1-4 балла
Располагают каравеллы на настенной карте. Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание 1. Обязательное для всех:
- §7.
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;
Б) Презентация (сообщение) о русском путешественнике и его экспедиции. Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.