Конспект урока по русскому языку на тему Заглавная буква в словах (1 класс)
Тема: «Заглавная буква в словах»
Цели: познакомить с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных; научить отличать имена собственные от нарицательных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Ход урока
Организационный момент
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будем мы старательными,
Будем мы внимательными.
- Чего каждый из вас ожидает от урока?
- С каким настроением вы пришли?
2. Актуализация знаний
Слайд 1. Перед вами две пословицы.
- Не живи чужим умом.
- Хорошая книга - лучший друг.
- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
- Какие изученные орфограммы вы заметили в словах? Проанализируйте.
(жи-, -ши-, -оро-, друг)
- Какой звук слышится в конце слова» друг»?
- Какой буквой обозначен звук «к» на письме?
- Как это можно проверить? (С другом)
На доске записаны слова:
Зада.., ..сы, ..йник, све.., дево..ка, но..ной, дру..ть, ма..на.
- Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы и буквосочетания. Подчеркните орфограммы.
3. Самоопределение к деятельности
Слайд 2. - Найдите лишнее слово в каждой строке.
Кошка, собака, корова, Пушинка,
Человек, летчик, Александр, строитель.
- Почему эти слова лишние? Что у них общего? ( Написаны с большой буквы.)- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слайд 3. «Заглавная буква в словах»
- Важно ли приобрести знания по этой теме? (Высказывания детей.)
4. Работа по теме урока
- На какой вопрос нам предстоит ответить в конце урока? ( Стр. 122, читают вопрос)
Упр. 1, стр. 122
- Прочитайте группы слов. Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их значение.
- Сделайте вывод: какие же слова пишутся с заглавной буквы?
- Выполните последнее задание: спишите любую группу слов.
- На страничке для любознательных ( стр.123) можно узнать о происхождении названий городов.
Словарная работа
- Назовите столицу России.
- Что вы знаете о Москве? Расскажите.
Материал для учителя.
Москва – столица России, город – герой. Крупнейший в стране (и один из важнейших в мире) промышленный, научный и культурный центр. Историческое ядро Москвы – ансамбль Московского Кремля, рядом с ним – Красная площадь, храм Василия Блаженного. Это крупнейший транспортный узел (11 направлений железных дорог, автомобильные дороги, речные порты, четыре аэропорта).
В Москве свыше 60 профессиональных театров, в том числе Большой, Малый, МХТ им. А.П. Чехова, МХАТ им. М. Горького. Свыше 70 музеев: исторический, изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» и др.
Слайды 4, 5,6. Москва
Запись слова «Москва». Поставить ударение. Подчеркнуть опасное место. Придумать предложение со словом «Москва».
5. ФизминуткаСлайд 7.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шерстку трет.
Надевает Хомка шапку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5.
Хомка сильным хочет стать.
6. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику (стр. 123, упр. 2)
- Назовите одним словом все, что записано. (Имена)
- Как пишутся имена?
- Какие бывают имена? ( Полные и сокращенные)
- Когда можно употребить сокращенное имя? А когда полное?
- Когда будете взрослыми, как вас будут называть?
Стр. 124, упр. 4.
-Прочитайте ласковые формы имен.
- Кто вас так называет?
- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?
- А что есть у каждого человека, кроме имени, чтобы его можно было отличить от других? ( Фамилия, отчество)
Упр. 5, стр. 124
Самостоятельно запишите свое имя, отчество, фамилию.
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание? ( стр.124)
Упр. 6, стр. 125
- Исследуем, проанализируем подписи под картинками.
- Можно ли сказать, что это члены одной семьи? Почему?
(У всех одинаковые фамилии.)
- Обратите внимание на отчество детей – Коли и Оли? Что можно сказать? ( Отчество дается по отцу.)
- А почему у родителей отчества разные?
- Кто догадался, как звали папу мамы? (Егор)
- А папы? (Илья)
7. Рефлексия
Работа в парах. Текст.
В деревне Ильинка новая школа. Утром Вера Павлова и Андрей Петров идут в школу. Их учит Анна Ивановна. После уроков ребят ждет собака Дружок.
- Найти в тексте слова, написанные с заглавной буквы. Объяснить их написание.
Слайд 8.
Заглавная буква в словах:
- моря, реки, океаны, озера;
- первое слово в предложении;
- имя, фамилия, отчество;
- названия населенных пунктов;
- клички животных;
- названия литературных произведений;
- сказочные герои.
- Составление кластера.
8. Подведение итогов урока
Слайд 9. Оцени работу на уроке.
Закончите фразы:
Я мог бы похвалить себя за…
Мне удалось…
Я затруднялся…
Домашнее задание в творческой тетради.