Рабочая программа по предмету Экономика для 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования и на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008. Разработана для социально-экономического 10а класса. В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в Российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. Экономические представления, которых, как правило, ограничены личным житейским опытом, требуют иной организации учебного процесса. В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Рабочая программа по «Основам экономической теории» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом. Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.
Цель программы: развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
1. Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности, освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
2. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
3. Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
4. Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учѐт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся. Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Учебно – тематический план
Название раздела и темы
Раздел I. Введение
Тема 1. Предмет и метод экономической теории -5
Тема 2. Системы хозяйствования -7
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие -5
Раздел II. Микроэкономика
Тема 4. Эластичность спроса и предложения -6
Тема 5. Поведение потребителя - 8
Тема 6. Фирма. Производство и издержки -8
Тема 7. Предпринимательство - 4
Тема 8. Деньги и банковская система - 5
Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов - 8
Тема 10. Конкуренция и рыночные структуры - 10
Плановых проверочных работ (с\р, к\р - 4)
Содержание рабочей программы
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (5 часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования. (7 часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (5 часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение еѐ. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (6часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (8 часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах, и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.
Тема №7. Предпринимательство. (4 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
Тема №8. Деньги и банковская система. (5часов)
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема №9. Рынки факторов производства. (9 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №10. Конкуренция и рыночные структуры. (10 часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина
Учебно-методическое обеспечение
1.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В2-хкнигах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
2. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории». Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
Литература для учителя
Экономика и право: Методические рекомендации по использованию учебников на базовом и профильном уровнях обучения./Ю.В. Автономов, И.В. Липсиц, А.Я. Линьков и др. – М.: ., Вита-Пресс, 2004.
Методическое пособие. Савицкая С. А. М., часть 1-2, 2001г.
Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;
Е.В.Савицкая «Уроки ЭКОНомики в школе» в 2-х книгах Издательство «Вита-ПРЕСС» Москва 2006
Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева Основы экономических знаний. Издательство «ВИТА-ПРЕСС» 2006
А.А.Мицкевич Сборник заданий по экономике. Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
С.Равичев, С.Григорьев, Т.Протасевич, А.Свахин Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы), Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва 2006
С.Равичев, С.Григорьев Т.Протасевич, А. Свахин Сборник задач по экономике с решениями Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва
Е.В.Винокуров, Н.А.Винокурова Трудные задачи по экономике Издательство ВИТА-ПРЕСС Москва 2006
8. А.П Архипов.Азбука страхования Издательство ВИТА-ПРЕСС
А.П.Балакина и др. Налоги России Издательство ВИТА-ПРЕСС
В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко Основы потребительской культуры Издательство ВИТА-ПРЕСС.
Календарно-тематическое планирование
Классы: 10а
Учитель Евстафьева Е.М.
Количество часов: всего 69 часа, в неделю 2 часа
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по экономике (сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях)
Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса ориентирована на использование учебника: Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 13-изд. –В2-х книгах. Книга1.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2009
№
Тема урока Кол-во
часов
Сроки
Безграничность потребностей человека. 1 1-6/09
Экономические блага и ограниченность ресурсов 1 1-6/09
Альтернативная стоимость, кривая производственных возможностей. 1 8-13/09
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки 1 8-13/09
Метод экономической науки. Моделирование экономики 1 15-20/09
Административно-плановая система и рыночная система. 1 15-20/09
Основные черты административно-плановой системы. 1 22-27/09
Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы 1 22-27/09
Функции рынка Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков 1 29/09-4/10
Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики. 1 29/09-4/10
Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика 1 6-11/10
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. 1 6-11/10
Спрос. Определение спроса. Величина спроса 1 13-18/10
Предложение товара. Величина предложения 1 13-18/10
Рыночной равновесие. Условие совершенной конкуренции. 1 20-25/10
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. 1 20-25/10
Самостоятельная работа на тему «Спрос, предложение и рыночное равновесие» 1 27-30/10
Ценовая эластичность спроса 1 27-30/10
Эластичность спроса по доходу 1 5-8/11
Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент. 1 5-8/11
Ценовая эластичность предложения. 1 10-15/11
Практическое значение теории эластичности 1 10-15/11
Обобщающий урок по теме «Спрос и предложение» 1 17-22/11
Потребитель 1 17-22/11
Потребительское поведения 1 24-29/11
Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей 1 24-29/11
Правило максимизации полезности 1 1-6/12
Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия 1 1-6/12
Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия. 1 8-13/12
Индивидуальный и рыночный спрос. 1 8-13/12
Обобщающий урок «Поведение потребителя» 1 15-20/12
Современная коммерческая организация 1 15-20/12
Фирма – коммерческая организация 1 22-27/12
Общий продукт фирмы. Предельный продукт. 1 22-27/12
Бухгалтерские и экономические издержки. 1 29/12-17/01
Экономические издержки и прибыль. 1 29/12-17/01
Общие издержки фирмы. Предельные издержки. 1 19-24/01
Оптимальный размер фирмы 1 19-24/01
Контрольная работа «Фирма. Производство и издержки» 1 26-30/01
Понятие предпринимательства. 1 26-30/01
Организационно-правовые формы предпринимательства. 1 2-7/02
Менеджмент и его функции 1 2-7/02
Маркетинг и его основные элементы. 1 9-14/02
Роль денег в экономике 1 9-14/02
Виды денег и их свойства 1 16-21/02
Коммерческие банки 1 16-21/02
Потребительский кредит 1 23-28/02
Центральный банк 1 23-28/02
Особенности рынков факторов производства. 1 2-7/03
Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. 1 2-7/03
Индивидуальное и рыночное предложение труда. 1 9-14/03
Рынок землепользования и земельная рента. 1 9-14/03
Капитал и процент. 1 16-21/03
Процент. Ставка процента. 1 16-21/03
Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. 1 1-11/04
Земля как вид капитала (капитального блага). 1 1-11/04
Самостоятельная работа на тему «Рынки ФП» 1 13-18/04
Конкуренция как свойство рыночной экономики. 1 13-18/04
Типы рыночных структур 1 20-25/04
Совершенная конкуренция. 1 20-25/04
Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. 1 27/04-2/05
Монополия. Естественная монополия. 1 27/04-2/05
Антимонопольная политика государства 1 4-9/05
Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость 1 4-9/05
Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. 1 11-16/05
Монополистическая конкуренция. 1 11-16/05
Обобщающий урок на тему «Конкуренция и рыночные структуры» 1 18-23/05
Контрольная работа «Микроэкономика» 1 18-23/05
Итоговое повторение 1 25-30/05