Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по лексическим темам: Зима. Зимующие птицы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида №26»
Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по лексическим темам: «Зима. Зимующие птицы».
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Викторова Елена Сергеевна
Вологда, 2015г.
Дети входят в группу.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
Гости: Здравствуйте!
Логопед: Послушайте и отгадайте загадку.
Закружило, замелоСтежки и тропинки.На дворе белым - бело,Прячет ежик спинку!Зайка шубку поменял,Спит медведь в берлоге.В серебре дворы, дома,Как зовут меня?
Дети: Зима.
Логопед: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Я думаю, мы сегодня будем говорить о зиме.
Логопед: Верно. Давайте расскажем, какая зима в пальчиковой гимнастике
Пальчиковая гимнастика (Чистякова Е.Б.)
Снежная, пушистая,
Вьюжная, искристая,
Ясная, студеная,
Шумная, веселая.
(дети садятся на места)
Логопед: Дети, какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете.
1-й ребенок: Шубка зимой не шутка.
2-й ребенок: Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
3-й ребенок: Зима без мороза не бывает.
4-й ребенок: Будет зима, будет и лето.
5-й ребенок: Зима снежная, лето дождливое.
6-й ребенок: Зима лодыря морозит.
7-й ребенок: Береги нос в большой мороз.
8-й ребенок: Зимой морозы, а летом грозы.
Логопед: Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Логопед: Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихи о зимних месяцах.
«Декабрь»
1-й ребенок: У декабря полно забот –
Как всё успеть – не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!
«Январь»
2-й ребенок: В январе ко всем придёт, В белой шубе Новый год! В январе – начало года, Вся в снегу молчит природа.
«Февраль»
3-й ребенок: В феврале бывает так:
Посмотрел в окно, а там-
Вот снежинка пролетает,
А за ней летит другая,
Третья, Пятая, Шестая,
За окном летят порхая,
В снежном вьюжном хороводе,
Мимо нас зима проходит.
Логопед: Ребята, сколько зимних месяцев вы знаете?
Дети: Я знаю три зимних месяца.
Логопед: Перечислите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы.
Логопед: Молодцы! Дети, скажите, без чего не бывает зимы?
Зимы не бывает без Нового года.
1-й ребенок: Зимы не бывает без Нового года и льда.
2-й ребенок: Зимы не бывает без Нового года, льда и мороза.
3-й ребенок: Зимы не бывает без Нового года, льда, мороза и сосулек.
4-й ребенок: Зимы не бывает без Нового года, льда, мороза, сосулек и сугробов.
5-й ребенок: Зимы не бывает без Нового года, льда, мороза, сосулек, сугробов и снега.
Логопед: Верно, зимы не бывает без снега. Подберите родственные слова к слову снег.
Дети: снежинка, снежок, снегопад, снежки, снежный,снеговик,снегурочка, снегирь.
Логопед: Молодцы! Давайте отдохнем, вставайте.
Физминутка«Наконец пришла зима,
(Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
А когда гулять ходили,
Птиц зимующих кормили.
(дети садятся на места)
Логопед: Молодцы, ребята, давайте расскажем, каких зимующих птиц мы знаем.На участке мы гуляли, все вокруг мы замечали.
Утром видели ворону – очень важную персону,
Рядом – птичку невеличку – желтогрудую синичку.
Непослушного мальчишку – удалого воробьишку,
Верещунью, белобоку – длиннохвостую сороку.
С красной грудкой снегиря.
Погуляли мы не зря!
Логопед: Дети, зимующие птицы, хотят с вами поиграть. Посмотрите и скажите, кого и где вы увидели, заметили, приметили, узнали?
1 – й ребенок: Я увидел сойку у кормушки. (около кормушки)
2-й ребенок: Я заметил ворону над деревом.
3-ребенок: Я приметил снегиря на ветке
4-й ребенок: Я узнал голубя под скамейкой.
Логопед: Посмотрите, а откуда выглядывает сорока?
Дети: Сорока выглядывает из-за пня.
Логопед: Верно. Ребята, отгадайте загадку.
Ребенок: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Кто это?
Дети: Это синица.
Логопед: Подумайте и скажите, сколько слогов в слове синица.
Дети: В слове синица три слога.
Логопед: А как вы догадались?
Дети: В слове синица три слога, потому что три гласных звука.
Логопед: прочитайте слово.
Дети: Синица.
Логопед: Назовите гласные звуки.
Дети: Гласные звуки: и, и, а.
Логопед: Верно, молодцы. Слушайте следующую загадку.
1-й ребенок: Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
2-й ребенок:— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
1-й ребенок: Кто это?Дети: Я думаю, это дятел.
Логопед: Правильно. Посмотрите на экран и скажите, где находится схема слова дятел?
Дети: Схема слова дятел находится в нижнем левом углу.
Логопед: Молодцы! А следующую зимующую птицу мы узнаем, отгадав кроссворд:
Логопед: Кто детеныш собаки?
Дети: щенок.
Логопед: Летом в зной, зимой в метель, цвет свой не меняет …
Дети: Ель.
Логопед: Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Кто это?
Дети: Гусь.
Логопед: Назовите время года, которое наступает после лета?
Дети: Осень.
Логопед: Назовите время года, которое наступает после весны?
Дети: Лето.
Логопед: Прочитайте слово, которое выделено красным цветом?
Дети: Щегол.
Логопед: Правильно. Давайте посмотрим видео про щегла и послушаем, как он поет.
Видео про щегла
Логопед: Послушайте, информацию про эту птицу.
Ребенок: Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших лесах. У нее красная передняя часть и лоб, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. За такой праздничный наряд птицу и назвали «щеглом». Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают. Песня у щегла довольно громкая и веселая.
Логопед: Слушайте следующую загадку.
Ребенок: Скачет бойко по дорожке, Подбирает с земли крошки. Не боится голубей... Что за птичка?
Дети: Воробей.
Логопед: Кто хочет рассказать про воробья?
Дети: «Воробей — зимующая птица. У него есть голова, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого и коричневого цвета. Воробей летает, прыгает, клюет, чирикает, сидит. Зимой воробей питается крошками, зернами, семенами. Живет он под крышами домов.Воробей — друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых
Л: Молодцы. Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой» автор Александр Яшин
1-й ребенок: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2-й ребенок: Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
3-й ребенок: Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
4-й ребенок: Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Логопед: Молодцы. Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? На этом наше занятие заканчивается.