Конспект итогового мероприятия по осенним лексическим темам «Золотая осень» в группе детей с ОНР.


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №9
354066, г. Сочи, ул. Ростовская 10, телефон\факс 247-21-85
E – mail: dou@edu. sochi.ru
Конспект
итогового мероприятия
по осенним лексическим темам
«Золотая осень»
в группе детей с ОНР.
Подготовила и провела:
Маркарян Т.В. – воспитатель
Конспект сценария итогового мероприятия
по осенним лексическим темам
в группе детей с ОНР.
Цели:
1.
Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе.
Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4 – 6 слов.
Формировать у детей навыки выразительного чтения, умения передавать образ с помощью интонации и умению менять силу голоса.
Укреплять в подборе эпитетов, сравнений.
Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени.
Воспитывать любовь к русской поэзии, музыке и живописи.
Учить детей мелко и аккуратно нарезать овощи, готовить по рецепту.
Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров.
Материалы для занятия.
Интерактивная доска. Репродукции картин Левитана. Аудиозапись произведений П.И.Чайковского «Октябрь», времена года.
Фартуки, колпаки и косынки. Разделочные доски, пластмассовые ножи, большие миски, салатницы. Продукты для винегрета (картофель, свекла, морковь, солёные огурцы, квашенная капуста, зелень, растительное масло). Маски для сценки.
Предварительная подготовка.
Заучивание стихов, сценки «Спор овощей».
Составление рассказов по картине Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень».
Слушание произведений А. Вивальди и П.И.Чайковского.
Воспитатель: Друзья! Какое у нас время года?
Дети: время года – осень.
Воспитатель: Какое слово получится, если соединить первые звуки названия осенних месяцев?
Дети: СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Осень – это необычайно красивое время года, недаром великие композиторы, художники и поэты воспевали в своих произведениях это время.
Кого из композиторов вы можете назвать, чьи произведения мы слушали?
Дети: П.И. Чайковского «Времена года» - Октябрь, А. Вивальди «Осень»
Воспитатель: Может вы назовете имена художников, чьи полотна отображают величие и красоту осенней природы?
Дети: Левитан «Золотая осень», Остроухов «Золотая осень».


Воспитатель: Какого поэта, воспевающего осень, вы можете назвать?
Дети: А.С. Пушкин.
Воспитатель: Что мы сегодня почитаем из Пушкина?
Дети читают стихи Пушкина: «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора…».
Воспитатель: Молодцы! А ещё осень сравнивают с художницей.
Ребенок читает стихотворение Федоровской «Осень на опушке краски разводила»
Воспитатель: Давайте поговорим о приметах осени, начнем с явлений неживой природы.
Дети: осенью солнце светит, но не греет.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
Осень часто идут дожди, небо в тучах, хмурое, серое.
Воспитатель: Что об этом говорят поэты?
Ребенок читает стихотворение Авдиенко «Осень»
Воспитатель: А теперь поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Раз, два, три, четыре, пять
– вышел дождик погулять,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушел – газон засох.
Воспитатель: Ребята, а что происходит в живой природе?
Дети: Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.
Воспитатель: Давайте расскажем об этом.
Дети читают стихи: Садовский «Осень», Иван Бунин «Лес, точно терем расписной…»
Воспитатель: Как много листьев после листопада. Давайте их соберем!
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины.
Листики дуба мы соберем –
Маме осенний букет отнесем!
Воспитатель: Что вы можете сказать о птицах осенью?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: значит, что это за птицы?
Дети: Это перелетные птицы, и бывают они водоплавающие и насекомоядные.
Дети рассказывают подробно о водоплавающих и насекомоядных птицах.
Воспитатель: А в поведении животных, что происходит осенью.
Дети: Они готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубу (рассказ детей подробно о каждом животном).
Воспитатель: А чем заняты осенью люди?
Что они убирают с полей?
Дети: Люди убирают с полей рожь, пшеницу комбайнами, потом все это везут на элеватор, далее на мельницу. Муку везут на хлебокомбинат, из неё пекут хлеб.
Воспитатель: И конечно, как тут не вспомнить замечательные стихи Погореловского.
Дети читают стихотворение «Вот он хлебушко душистый…».
Воспитатель: Урожай чего собирают люди осенью с полей и садов.
Дети: Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель: а что за овощи собирают, мы назовем, отгадав загадки.
Звучат загадки про овощи.
Растет она в земле,
Известна в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картофель)
Что за скрип, что за хруст,
Это что ещё за куст,
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам, здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы меня? Я... (Свекла).
Скинули с Егорушки,
Золотые перышки,
Заставил Егорушка,
Плакать и без горюшка. (Лук).
Летом – в огороде,
Свежие – зелёные,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы).
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох).

Воспитатель: Молодцы!
Затем дети одевают маски и исполняют сценку «Спор овощей».

Сценка «Спор овощей».
Участвуют дети: Айболит, ведущий, баклажан , горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у Айболита – белый халат и докторская шапочка.
Ведущий: баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Ведущий: выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
Ведущий: от обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречикВсем понравиться, конечно!
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить тебя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
Сильным, ловким!
Ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
Ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К нам придет зеленый …
Дети: Лук.
Лук: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я – простой зеленый лук.
Картошка: Я , картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В. Молодцы! А сейчас отгадайте ещё одну загадку.
1. все, что было под рукой,
Режу я на ужин свой:
Овощи вареные,
Огурцы соленые,
А капуста квашена,
Зеленью украшен.
Маслом все заправлено
И на стол поставлено.
Ой, чего там только нет!
Получился…(Винегрет).
Далее дети вместе с родителями готовят винегрет, едят сами,
угощают родителей, сотрудников детского сада.
В завершении мероприятия все пьют чай с «Пушкинским пирогом»!
Пирог, как правило, пекут родители, используя рецепт Вульфов (друзей Пушкина).