Круглый стол методического объединения учителей – предметников по теме: «Причины низкого уровня успешности учащихся и организация работы учителей с учащимися, которые имеют низкий уровень мотивации к учебно – познавательной деятельности»
Круглый стол методического объединения учителей – предметников по теме:
«Причины низкого уровня успешности учащихся и организация работы учителей с учащимися, которые имеют низкий уровень мотивации к учебно – познавательной деятельности»
Слайд 1, 2
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
Платон
Актуальность проблемы Слайд 3
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам всех школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья и неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Другими словами, необходимо создавать такие условия учебно - воспитательного процесса, чтобы ученик в продолжение всего времени обучения в школе сохранял познавательную потребность, данную каждому от природы. Для этого необходимо, чтобы каждый обучаемый чувствовал себя комфортно . Слайд 4
( Сообщение психолога школы Колесник О. А. « Комфортність навчання»)
Организация учебной деятельности школьников с низкой мотивацией к учебно-познавательному процессу остается одной из основных методических проблем. Решение проблемы несколько облегчается при наличии в школе классов коррекции, т.к. дети в таком классе подбираются приблизительно одного уровня подготовленности и с ними можно совместно отрабатывать те или иные элементы знаний.
Гораздо сложнее работать в классах, где подобраны ученики с разными способностями. Следует признать, что учащиеся с низкой учебной мотивацией есть в каждом обычном школьном классе. Причины этого различны: Слайд 5- невозможность усвоить минимум образовательных дисциплин по индивидуальным особенностям (состояние здоровья, невозможность усвоить курс, например, 8 класса именно в восьмом классе, а только в десятом и т.д.);- нежелание или неумение преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, так как этому не научили родители в раннем детстве (то есть педагогическая запущенность);- закомплексованность, когда при сравнении с одноклассниками возникает чувство ущербности.
Что же такое мотивация вообще и учебная мотивация конкретно, и как с ней «бороться»? Слайд 6
Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Те учащиеся, которые не могут усвоить программный материал в обычном темпе и объеме, выбирают для себя две линии поведения: или ничего не делают, или пытаются механически переписывать информацию с доски или тетради своего одноклассника. Осознать учебный материал на уроке они могут только при непосредственной помощи учителя. Но учитель, из-за необходимости работать со всем классом, не может выделить достаточное количество учебного времени на уроке для общения со слабоуспевающими учениками.Но, ещё древние мудрецы говорили: увидеть и понять проблему - наполовину решить ее. Слайд 7 - 8
Для организации работы с низко мотивированными учащимися необходимо:1) определить причины непонимания учащимися учебного материала, чтобы помочь ему преодолеть возникшие трудности;2) правильно разместить учащихся в классе – ближе к доске для контроля со стороны учителя, совместно с хорошо успевающими учениками, чтобы они могли помочь им при работе в парах;3) завести дополнительную тетрадь для индивидуальной работы, т.к. эти ученики часто забывают рабочие тетради дома;4) заинтересовать – сформулировать интересную проблему или задание;
5) подготовить соответствующий дидактический материал, который может иметь вид карточек, содержащих не только задания, но и элементы помощи, обеспечивающие успешность самостоятельной работы таких школьников.
Так как слабоуспевающие учащиеся не очень ответственно относятся к ведению записей в тетрадях и допускают много ошибок при воспроизведении того или иного материала, им целесообразно предоставлять помощь:а) системой наводящих вопросов, направляющих ход рассуждений учащихся;б) образцами выполнения аналогичных заданий с краткими комментариями, поясняющими отдельные элементы учебного действия;в) фрагментами учебной информации, необходимой для выполнения задания.
Кроме этого, учащимся необходимо предоставлять алгоритм или схему выполняемых действий.Чтобы выполнение подобных заданий не превращалось в «натаскивание», необходимо использовать элементы новизны в каждом последующем задании.
Использование подобного дидактического материала позволяет низко мотивированным школьникам выполнять в перспективе все более трудные задания, которые не только развивают учащихся, но и стимулируют их работоспособность.
Прошу вас, коллеги, поделиться опытом работы по данной теме.
Все в руках мастера! Слайд 9
Как мастер строитель кладет по кирпичу дом, так мастер учитель по кирпичику должен выстраивать свое здание – знания учеников.
Это каторжный труд и если делать все самому, то не хватит сил. Поэтому часть работ нужно поручить самому ученику, всех ребят сделать сотворцами, а учитель должен показать, как проще, как лучше подойти к решению вопроса.
Главная задача учителя научить ребят добывать знания, научить их творить, превращая процесс обучения в сотворчество.
Учитель должен быть мастером добывания знаний и творцом.
И это мастерство, свои технологии он должен совершенствовать каждый день! Слайд 10
« Кто на себя глядит, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе - тот истинно велик!”
(Пьер Гренгор, средневековый французский поэт)
Желаю всем нам почаще глядеть на себя, искать внутренние резервы, постоянно работать над совершенствованием своего мастерства, и тогда у нас будет с каждым годом всё меньше и меньше учеников с низким уровнем успешности!
Луганская областная специальная общеобразовательная школа – интернат
Круглый стол методического объединения учителей – предметников по теме:
«Причины низкого уровня успешности учащихся и организация работы учителей с учащимися, которые имеют низкий уровень мотивации к учебно – познавательной деятельности»
Подготовила: учитель географии I категории
Бледнова Татьяна Александровна
Луганск - 2014