Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста в группах лечебной физической культуры

Особенности формирования навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста в группах лечебной физической культуры

Двадцатый, социально-нестабильный век, обострил проблему здоровья человека. Проблема здоровья является приоритетной в деятельности педагога. Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Выработка такого отношения к здоровью – важнейшее условие оздоравливания общества. Высокий профессионализм педагога, крепкое здоровье и творческое долголетие – пожалуй, основные стержни жизненного успеха специалиста.
По статистике, особую тревогу вызывает здоровье школьников. Процент здоровых детей среди школьников младших классов составляет 10-12%, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50% детей диагностируются хронические заболевания. По данным различных исследований, лишь 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза. Соответственно, с 40 до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. И это будущие матери, носительницы генофонда нации. А если процитировать постулат «здоровые родители – здоровые дети», то это вызывает особую тревогу. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных силах. 94,5% имеют различные заболевания. Девушки и юноши, имеющие различные заболевания, поступают в специальные учебные заведения, в высшие учебные заведения.
В нашей школе № 26 обучается 892 человека, из них освобожденных от занятий физической культурой 13 человек: к подготовительной группе относятся – 243 человека, к группам ЛФК – 188 человек.
Как показывает статистика – проблема здорового образа жизни человека - одна из актуальнейших в России социальных проблем. Подчеркиваем важность этого вопроса, ведь сегодня нет на планете ни одной страны, в которой не рассматривался бы вопрос прироста населения, о здоровье нации. Но мало говорить о здоровье, надо действовать. В настоящее время существует несколько методических подходов к работе со специальными медицинскими группами, авторами которых являются Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Дубровский А.С., В.М.Качашкин. Но остается вопрос использования этих методик на занятиях со специальными медицинскими группами.
Цель нашей работы заключается: в создании социально-педагогических и валеологических условий, а также социально-благоприятной среды для формирования физического, психического и нравственного здоровья школьников специальных медицинских групп, способствующих их полноценной и успешной реализации в жизни.
Поэтому задачи нашей работы следующие:
1. Рассмотреть теоретические основы существующих методик организации занятий СМГ в средних специальных учебных заведениях.
2. Показать значение организации социально-педагогических и вспомогательных условий на занятиях СМГ, с учетом педагогической организации школы.
3. Отследить эффективность здоровьесберегающего подхода к учебно-воспитательному процессу для сохранения здоровья и формирования навыка здорового образа жизни школьников в специальной медицинской группе.
Поэтому наша гипотеза заключается в следующем: если путем применения средств физической культуры и другими методами будем воздействовать на школьников специальных медицинских групп, то у них будет формироваться навык здорового образа жизни, вследствие чего должно быть снижение порога утомления, повышение уровня работоспособности, улучшение экономического микроклимата в школьном коллективе, развитие физических качеств как гибкость, сила, выносливость.
Объектами нашего исследования являются валеологическая организация учебной деятельности по физическому воспитанию на занятиях со специальными медицинскими группами. Предметом нашего исследования является: формирование навыков здорового образа жизни у школьников специальных медицинских групп средствами физической культуры и другими методами. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: вариативный, анализ и обобщение педагогического опыта учителей; анкетирование, тестирование, беседа, методы экспертной оценки, музыкотерапией, дыхательной гимнастикой и др.). Используется методика симметричной гимнастики, стрейчинги.
В процессе организации и проведения нашей исследовательской работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников СМГ путем здоровьесберегающего подхода к процессу физического воспитания, я достигла цели данного исследования, т.е. рассмотрели традиционные и нетрадиционные средства физической культуры школьников: условия, влияющие на здоровье, виды здоровья.
Для достижения цели исследования реализовали следующие задачи:
1. Проанализировала и изучила педагогическую, валеологическую литературу, в процессе чего выявили различные подходы к обучению физической культуры школьников СМГ, а также нарушения здоровья школьников, причины возникновения нездорового образа жизни.
2. Изучила и проанализировала разнообразные формы и методы валеологического сопровождения, и пришли к выводу, что они не рационально используются в школе.
3. Экспериментальным опытным путем, на базе школы № 18 СМГ, отследила влияние форм и методов валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья школьников, и пришли к заключению, что эти формы, методы, средства очень эффективны для профилактики и коррекции здоровья у школьников.
На основе этого делаем заключение, что, гипотеза данного исследования подтвердилась, путем применения средств физической культуры и другими методами (массаж, дыхательные упражнения) я, воздействуя на школьников СМГ, сформировали у них навыки ЗОЖ, вследствие чего снизился порог утомляемости, повысился уровень работоспособности, улучшился эмоциональный микроклимат в школьном коллективе.
Таким образом, все это позволяет нам рекомендовать школам, учителям физической культуры, СМГ:
1. Сопровождать учебно-воспитательный процесс по физической культуре практическими элементами (игры, гармонизирующие среду, массаж, приветствия).
2. Ввести в учебный план школы предмет «Валеология».
3. Расширить функции валеологической службы, физической культуры в специальных учебных заведениях. Она должна вести следующие виды работ:
диагностическую работу, включающую в себя комплекс мероприятий по выявления уровня здоровья у школьников и их психофизического развития;
профилактическую работу, осуществляющуюся в целях формирования здоровья, предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек, использование оздоровительных факторов среды;
коррекционную работу, предполагающую индивидуальное оздоровительное воздействие на школьников.
Только при проведении комплексной работы в школе будет осуществляться обучение по физической культуре, не травмируя внутренний мир личности.

15