Личностные особенности первоклассников. Рекомендации учителям и родителям

Личностные особенности первоклассника оказывают значительное влияние на учебный процесс и на взаимодействие с окружающими. Особого внимания требуют медлительные, демонстративные, застенчивые и тревожные, а так же импульсивные и агрессивные дети.
Причиной возникновения проблем в школе может стать гиперактивность ученика. Одной из спецефичных черт поведения ребенка является чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Такие непоседы часто отвлекаются, мешают другим и самому себе. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье они недисциплинированы, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегни к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому нарушения более точно классифицируются как «синдром дифицита внимания с гиперактивностью» .
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей, но с обязательным привлечением родителей и учителей.
Петербургский психолог М. Н, Ильина считает, что завышенные требования, предъявляемые учителями к гиперактивному ребенку, могут вызвать серьезные проблемы в обучении и поведении. В таких условиях ребенок с подобной проблемой не сможет спокойно сидеть на уроке, будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрировать внимание на предмете, его поведение будет идти вразрез со школьными нормами. Все это часто приводит к отставанию в учебе.
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей, но с обязательным привлечением родителей и учителей.
Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Учителям рекомендуется:
- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
- во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка в центре класса напротив доски,
- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку; давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
- научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем;
-делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки;
-снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
-использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
- использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
- оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Учителю необходимо вести работу с родителями гиперактивного ученика, давая советы и рекомендации. Так как, по мнению М.И. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены, как правило, двумя фактами: неправильным воспитанием и определенной незрелостью нервной системы. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения. Еще один очень важный момент заключается в так называемом «эффекте переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка .
Медлительные дети неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают. Этими «копушами» все недовольны, их постоянно торопят, подгоняют.
Поступление в школу создает для них дополнительные трудности. Школьные трудности медлительных детей начинаются, как правило, во второй четверти первого класса, когда увеличивается объем и интенсивность письменных работ, они перестают успевать за возросшим темпом. Работая на пределе своих динамических возможностей, они быстро утомляются, устают, их нервная система ослабляется и истощается. Медлительное включение в работу, долгое переключение на другую деятельность, не могут продолжительно работать, долго восстанавливаются после нагрузки. Они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнить весь объем классной работы, им не хватает времени, чтобы записать домашнее задание. Дома подолгу просиживают за уроками.
Такие дети страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают. Они глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать во время, не опоздать, не отстать, от других все успеть и т. д. Раздражение, недовольство взрослых, наказания только усугубляют эти переживания. Длительное перенапряжение, постоянный неуспех в учебной деятельности нередко приводит к появлению невротических расстройств (повышенной раздражительности, плаксивости, замкнутости, нарушениям сна, появление головных болей и страхов и пр.).
Чувство вины и неуверенность в себе – характерная черта медлительных детей. Медлительность – это индивидуальная особенность ребенка, которая может, быть обусловлена разными причинами:
- индивидуально типологические причины медлительности, свойства нервной системы;
- особенности воспитания;
- отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
- общее состояние здоровья ребенка.
Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Учителям и родителям необходимо найти такие варианты индивидуального подхода, которые помогли бы работать ребенку в оптимальном для него темпе. Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в классе, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями. Быстрый темп речи учителя, быстрый показ учебного материала мешают медлительным детям уловить суть объяснения, так как значительная часть увиденного и услышанного на уроке при таком темпе работы ими не усваивается. У детей, часто болеющих тем деятельности может быть так же снижен. Внешние проявления могут быть такими же, как и у медлительных детей.
Приемы в работе учителя, облегчающие учебную деятельность школьников со слабой нервной системой и инертных:
- не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовки;
- желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка письма);
- нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
- лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
- путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знания в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.);
- следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним;
во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
-следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
- не требовать от них немедленного включения в работу; их активной в выполнении нового вида задания возрастает постепенно;
- следует помнить, что медлительные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;
- нужно избегать ситуаций, когда от ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
Значительная помощь медлительному школьнику потребуется и со стороны родителей. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить, скорость работы, у первоклассников.
У детей с ослабленным здоровьем (часто болеющие, страдающие хроническими соматическими заболеваниями) темп деятельности может быть снижен. Внешние проявления могут быть такими же, как и у медлительных детей.
Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактив- ные, но и демонстративные дети. Эта категория детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя.
Демонстративность особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят.
Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал. Они с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед родителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, когда при них хвалят других детей, когда другим уделяют больше внимания.
Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом. Играют на публику: их эмоциональные реакции утрированны, театрализованны.
Перед взрослыми и сверстниками стремятся представить себя в благоприятном свете. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто, послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Часто фантазируют, лгут, и сочиняемые детьми истории тоже привлекают к ним внимание.
Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбы детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывает вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются наиболее избалованными детьми, «кумирами семьи».
Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при благоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часто демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. Как будто нарочно вызывает раздражение. В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», изврашенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не приводит к нужному результату, но вызывает обратный эффскт.
В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает А. Е. Личко, успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель особо выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижсния и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.
Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особое отношение учителя и высокий статус учебными достижениями. Используются другие способы: нарушается дисциплина, причем бурно-эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, который вынужден принимать соответствующие меры, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.
Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Кроме того, его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, практически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он может стать неуспевающим.

Таким детям желательно найти возможность для самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят и изобразительная деятельность (организация выставок). Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы проявления, преобладавшие раньше.
Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включение в коллективную деятельность вместе со сверстниками. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствует сглаживанию его отрицательных черт.
Если демонстрптивный ребенок нарушает дисциплину, важно хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением служит любое проявление внимания взрослых. Задача учителя. Не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без натаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

Основные рекомендации родителям, касающиеся взаимодействия с детьми с различными проблемами.
Рекомендации родителям гиперактивного ученика.
В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированы, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегни к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знания причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время синдромов дефицита внимания выяснено недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер)
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункции активирующих систем ЦНС);
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.
Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.
Психолог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специально назначаемого лечения в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поддаются исправлению, но процесс этот длительный требует от них больших усилий и огромного терпения.
Конкретные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими.
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выпол нения домашних заданий и сна должно соответствовать этому pаспорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие.
9. Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Помогите найти ему какое-нибудь увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.
11.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
12.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
13. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежно может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер .
Когда же просто необходимо обратиться к специалистам? Пси холог М. Н. Ильина выделяет некоторые аспекты настораживающего поведения ребенка, когда целесообразно обратиться за кон сультацией к профессионалам - психологам, психоневрологам, психотерапевтам и т. д.:
Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявлений в поведений ребенка (умеренные трудности поведения встречаются чаще, чем серьезные, чрезмерные по силе), которые оказывают отрицательное влияние на его адаптацию в обществе.'
Длительность сохранения определенных реакций, например страха или агрессивного поведения. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное.
Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения эмоционального фона (настроения) без видимых причин.
По мнению М. Н. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: неправильным воспитанием и определенной незрелостью нервной системы. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребенка и только после этого его корректировать. Еще один важный момент заключается в так называемом «эффекте переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка (Меттус с.116).
Ребенок с речевыми проблемами.
- Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом.
- Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.
- Поощряйте его общение с другими детьми.
- Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
- Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Ребенок с нарушением самооценки.
- Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
удовлетворение от сделанного.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
- Не забывайте поощрять других в присутствии ребенка.
- Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
- Полезно знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в переходные, кризисные периоды в жизни ребенка.
Замкнутый ребенок.
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком; стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
- Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Агрессивный ребенок
- Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята Следующий совет, по мнению автора данной книги, требует комментария. Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина: «Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась». Действительно, такие способы преодоления проблемы на время снимают приступы агрессии. Однако представители другой психологической школы предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессию на объекты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, «лист гнева», боксерская груша и т. д.). Но в дальнейшем, когда взрослого (родителя, педагога, психолога) не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разобьет окно камнем и т. д. Еще хуже, если под рукой у него окажется младший школьник (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома... Рассерженный ребенок не в состоянии будет проанализировать ситуацию и выбрать более безобидный способ борьбы с гневом.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Застенчивый ребенок.
- Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты совместных прогулок, учите ребенка спокойно относиться к перемене местонахождения.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
-Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например на приеме у врача, в библиотеке, в гостях, ребенок сначала скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза. Уходя же, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.
Конфликтный ребенок.
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей, и тогда чаще всего разражаются «бури».
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликтны неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.



15