Методический материал для учителей начальных классов, работающих с учащимися с интеллектуальной недостаточностью
Комплекс упражнений по совершенствованию навыков чтения у учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью
В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.
Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:
1.Учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;
2.Отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);
3.Оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
4.Реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное, не порицание, а разъяснение ошибок);
5.Поощрять малейший успех ребенка;
6.Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным для понимания;
Использовать различные формы коллективной деятельности учеников.
В своей практике я использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие совершенствованию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Упражнения для формирования правильного чтения
Логопедическая минутка
Артикуляционная гимнастика выполняется в определенной последовательности: мимика («Улыбка», «Нахмурились», «Рассердились»), губы(«Трубочка», «Бублик»), язык («Качели», «Часики», «Лошадка», «Чашечка», «Грибок», «Сорвали грибок», «Почистим зубки», Вкусное варенье») и проводится в начале урока 1-2 мин. Проводятся упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1.Чтение чистоговорок.
1.Ом-ом-ом-ом- мы построим новый дом.2.Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.3.Бы-бы-бы-бы- в лесу растут грибы.4.Мама Милу в ванне мыла.5.Петя пилил пилой пень.6. Любят бананы все обезьяны.
7.Са-са-са- в лесу бегает лиса.
8. Су-су-су- стало холодно в лесу
9. Ок- ок- ок- выпал снежок.
10.Ег-ег-ег- лежит снег.
2. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра…….. кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда ….. га, га, га!
Наши курочки в окно……. Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт ….. ку – ка – ре – ку!
3. Скороговорки на проговаривание согласных звуков.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.
1.Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.
2.Бык,бык,тупогуб. Тупогубенький бычок У быка бела губа была тупа.
3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4.Ехал Грека через реку Видит Грека - в реке рак Сунул Грека руку в реку Рак за руку Греку цап.
5.Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
6.Кукушка кукушонку купила капюшон, Hадел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон.
7.От топота копыт пыль по полю летит.
4. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
1.Алёшка Ульяне сигнал подаёт,
Ульяна услышит – Алёшу найдёт.
2.Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
3.Играл Егорка с Игорьком-
Скатился с горки кувырком.
4.Клава клала лук на полку,
Кликнула себе Николку.
5.Было весело на горке
Сане, Сони и Егорке,
6.А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
5.Упражнения по слоговой таблице(приложение1).
-Отправимся в путешествие в лес. Встречаемся с лесными животными. Прочитаем слоги, подражая голосу лисы, медведя, зайца.
-Прочитаем слоги , прыгая по кочкам.
-Прочитаем слоги по стрелке , указывающей направление до слова «Стоп».
6. Игры со слогами.
-Составь слова на тему «Животные» и запомни их.
лороси
ни цаза
гуяцта
лоли се
сяпо ры
- Составь слова по слоговой таблице и назови лишнее слово.
ли со ха
мед за сароведь маво на снеяцгирь ро-Составь слова. Взяв из первого столбика первый слог из второго второй.
колос сани
Волга носки
было катки
7.Чтение загадки с четким выделением определенного звука.
8.Послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав (игра «Эхо»).
На доске записано слово по слогам, читает запись один ученик, последнее слово читается хором.
ма-
ма-ски- ка- ра- бес- снеж-
ма-ски-ров- ка-ра-у- бес-снеж-ны-
ма-ски-ров-ка ка-ра-у-лит бес-снеж-ны-емаскировка караулит бесснежныеУпражнения для формирования сознательного чтения
1.«Незнакомое слово».
-Выписываются учителем незнакомые слова из текста до чтения и объясняется их значение.
2.«Редактор».
Записывается на доске предложение с пропущенным словом из знакомого текста. Предлагается задание: прочитай и подумай, какое слово убежало.
3.Чтение «Разведка».
-Зачитай ответ на данный вопрос.
-Найди и прочитай предложение слова в котором начинаются с данных букв.
4.Прочитай строчку справа налево и расскажи.
генс нежун огеч ялД5.Подбери иллюстрацию к тексту или словесно нарисуй картинку.
6. «Предложения по порядку».
-Даются предложения «вразброс», нужно расположить их в том порядке, как происходили события.
7.Деление текста на части и составление плана.
8. «Слова для плана».
-Для озаглавливания одной части дается несколько заглавий.
-Большой дуб. Рыжие листья. Страх зайца.
-Умная лиса. Разговор лисы и зайца. Смелый заяц.
-Для озаглавливания частей даются заглавия, но «вразброс».
9. «Перескажи».
Перескажи о чем ты прочитал.
10.Тесты (приложение 2).
Упражнения для формирования беглости чтения
1.«Динамическое чтение»
На доске, на экране или на карточках записан столбик слов( 5 -7 слов) с постепенным увеличением количества букв в словах.
2.«Бинарное чтение»
Одну таблицу или текст читают два ученика одновременно.
3. « Очередь»
Сначала читает учитель, затем читают ученики ту же таблицу или текст.
4.«Буксир»
а) Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается. Ученики показывают слово, где остановился учитель.
5. « Ловушка»
Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова близкими по значению. Ученики ищут эту замену.
6. «Фотоглаз»
На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
7.« Найди меня»
На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
8.«Счёт слов»
На максимальной скорости дети читают текст. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы. Затем подсчитывают количество слов и записывают.
9.« Сканирование»
За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
10. «Бегущая строка».
11.Пятиминутки чтения.
Проводятся в начале каждого урока, сознательность чтения проверяется вопросами.
Упражнения для формирования выразительности чтения
1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
Ра – ра – ра- начинается игра.
Ру- ру – ру - бью рукою по шару.
Ры- ры- ры – у нас в руках шары.
Да – да – да – из трубы бежит вода.
До – до – до – на дереве гнездо.
Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.
Та – та – та – в нашем классе чистота.
Ту – ту – ту - наводим сами красоту.
Ты – ты – ты нами политы цветы.
Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Лу – лу- лу – стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Ри – ри – ри – меня в игру возьми.
Ра- ра – ра – мне нравится игра.
2. Чтение громко и уверенно:
Моль- соль – толь- боль.
Почка – почва – почта.
Дверь – зверь – червь.
4.Чтение перевертышей, скороговорок, загадок с разной интонацией , передавая различные чувства.
Основными задачами обучения чтению в специальной (коррекционной школе VIII вида являются: научить читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. В своей практике я использую различные механизмы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения, развитию внимания, мышления, оперативной памяти. Данная работа дает положительные результаты.
Приложение 1
Приложение 2
1.Тест по рассказу Е.Пермяка «Пичугин мост».
Обозначь любым значком слева правильный ответ.
1.Укажите имя и фамилию автора рассказа «Пичугин мост».
Валентина ОсеееваЕвгений Пермяк
Максим Горький
2. О ком эти слова?
« Он рос мальчиком тихим и молчаливым.»О втором мальчике
О первом мальчике
О Сёме Пичугине
3. Отметь пропущенное слово.
«Когда обрубил их….,стало ходить труднее».
Сема
дед
школьник
4. Отметь пропущенное слово.
«Решил приладить перильца из жердей».
дед
школьник
Сёма Пичугин
5.В честь кого назван мост «Пичугин»?
деда
школьников
Сёмы
Тест по рассказу Ю.Дмитриева «Для чего нужен снег».
Обозначь х слева правильный ответ.
1.Найди героя этих строк.
«Виновником этого взрыва был…».
заяц
медведь
тетерев
2. Найди пропущенное слово.
«В бесснежные зимы и ……не ложатся в берлоги- без не могут спать».
тетерева
медведи
зайцы
3. Найди пропущенное слово.
«Вот и жмется к березам: стволы берёзок белые, возле них он не так заметен».
медведь
тетерев
зайчишка
4. Найди пропущенное слово.
«В бесснежные зимы земля промерзает, и в норах становится так холодно, что …..гибнут».
медведи
мышки
зверюшки5.Найди пропущенное слово.
«Не один …..такой хитрый,многие жители леса находят под снегом еду».
тетерев
медведь
заяц
Тест по рассказу Н.Носова «Огородники».
Подчеркни правильный ответ.
1.Укажи имя и фамилию автора рассказа «Огородники».
Михаил Пришвин
Николай носов
Валентина Осеева
2.Найди пропущенное слово.
«А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью это…..».
знамя
пень
3.Найди неверное предложение.
Схватили мы лопаты.
Витя поздравил их и отдал им землю.
После завтрака все помчались в огород.
4.Найди пропущенное слово.
«За завтраком ….стал перед ребятами хвастать».
Ваня
Мишка
Сеня