Психологическая профилактика и коррекция интолерантного поведения детей младшего школьного возраста Мы все такие разные (3 класс)
«Мы все такие разные»
Цель: развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи: 1. Дать детям представление о толерантности;
2. Расширить и закрепить представление детей о доброте;
3. Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
Ход занятия.
Приветствие.
Педагог-психолог: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности ». Под девизом «Мы разные, но мы вместе!». И попытаемся понять очень интересное слово «толерантность».
Толерантность — это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.
Толерантность – (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий). Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
1.Что такое Толерантность?
Педагог-психолог: ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать?
Вот посмотрите - это середина цветка написано слово толерантность. Что же мы понимаем под словом толерантность. Давайте прочитаем эти лепестки со словами. (Дети читают слова на лепестках).
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это доброта.
Толерантность – это любовь.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это терпение.
Толерантность – это принятие другого таким, какой он есть.
Педагог-психолог: наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу. Сегодня мы научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
Педагог-психолог: в первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
2. Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.
- Мы ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.
- Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»?
- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Также попрошу подняться у кого голубые глаза, а теперь у кого карие глаза.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.
3. Практическое занятие «Планета толерантности».
Педагог-психолог: каждому из Вас раздаю листочки, вырезанные в форме человека. Ваша задача - выберите листочки, на которых написаны качества. Выбрать те качества, которым бы ты хотел владеть.
Педагог-психолог: Что надо сделать, чтобы это достичь, быть таким?
Что Вы пожелаете своим друзьям, одноклассникам?
Звучит песня «От улыбки».
4. Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе!
Какой можно сделать вывод? Я думаю, что нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас.
А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!
Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках!
– Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес добрые слова -комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент".
5. Давайте говорить друг другу комплименты.
Педагог-психолог: ребята, встаньте в круг. Я даю первому ученику сердечко и говорю комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Педагог-психолог: что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
– Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)
– Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.
6. Круг толерантности.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споем песню «От улыбки». Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю. Давайте хором весело скажем: «Если каждый будет друг другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир».
Звучит песня «От улыбки».
Завершение.
Педагог-психолог. - Ребята, будьте терпимее друг к другу. Будьте толерантны.
Дети.- «Мы все такие разные, но мы вместе».
Спасибо за сотрудничество