Календарно — тематическое планирование по литературному чтению 4 класс Школа 2100
IV. Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе
(136 часов – 4 часа в неделю)
№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Вид самостоятельной работы Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
план факт
1 четверть (34 часа)
Часть 1 1 Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т (работа в тетради) 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос Раздел 1. Любимые книги (8ч) 2 Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.
Чтение
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. 3 Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Т 1 Урок комплексного применения новых знаний и умений Индивидуальный опрос 4 Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т 1 Урок решения новой задачи Работа в парах 5 Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т 1 Урок моделирования и преобразования модели Индивидуальный опрос 6 Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т 1 Урок решения частных задач Работа в группах 7 Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т 1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 8 Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). 1 Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности) Фронтальный и индивидуальный опрос 9 Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 ч) 10 Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). Т 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос 11 «Повесть временных лет». «Расселение славян». Т 1 Урок построения системы знаний Работа в парах 12 Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т 1 Урок решения частных задач Фронтальный и индивидуальный опрос 13 «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 14 Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т 1 Урок решения новой задачи Работа в группах 15 Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос 16 Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т 1 Урок построения системы знаний Беседа по вопросам 17 Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). 1 Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах 18 Проверочная работа № 2. Т 1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 19 Внеклассное чтение. Книги о книгах 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 20 Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых
(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1) 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос 21 Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3) 1 Урок решения частных задач Работа в парах Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. 22 «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т 1 Урок построения системы знаний Индивидуальный опрос 23 «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т 1 Урок построения системы знаний Работа в группах 24 Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) 25 Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». 1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 26 Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. 1 Урок отработки умений и рефлексии Работа в парах 27 Проверочная работа № 3. Т
1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 28 Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 29 Р/Р Сочинение. Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается... (46ч) 30 Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). Т 1 Открытие новых знаний Работа в группах 31 Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос 32 Комплексная проверочная работа1 Урок отработки умений и рефлексии Индивидуальный опрос 33 Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. 1 Открытие новых знаний Фронтальный опрос Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рас- сказ-характеристику героя.
Высказывать аргументированно своё отношение к прочитан- ному, к героям.
Культура письменной речи. Готовитьсяк сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главнуюмысль), 34 А. Погорельский «Чёрная курица...».
1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Т
1 Урок построения системы знаний
Беседа по вопросам
2 четверть (27 часов)
35-36 А. Погорельский «Чёрная курица...».
2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).
3. Главный герой сказки (ч. 6). Т 2 Урок построения системы знаний
Урок решения частных задач Работа в парах
Индивидуальный опрос 37 Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? 1 Открытие новых знаний Работа в группах Собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. 38-42 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Т
1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).
2. Сказочное и реальное в тексте сказки.
Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6).
3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).
4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).
5. В чём главный смысл сказки? (Финал).
5 Урок решения частных задач
Урок решения частных задач
Урок решения частных задач
Урок построения системы знаний
Урок отработки умений и рефлексии Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Беседа по вопросам
Работа в парах
43 Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 44 Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Т 1 Урок построения системы знаний Индивидуальный опрос 45 Обобщение. Литературные сказки. Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах 46 Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля),
«Кузовок» (игра). Т 1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 47 Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) 48 Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). 1 Урок решения новой задачи Беседа по вопросам 49 Обобщение. Проверочная работа № 4. Т 1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 50 Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века». 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 51 Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. 1 Открытие новых знаний Индивидуальный опрос 52 Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». 1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 53 Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т 1 Урок построения системы знаний Работа в парах 54 Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т 1 Урок решения частных задач Фронтальный опрос 55-56 Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1. Картины русской природы в стихотворении. Т
2. Дедушка Мазай – добрый охотник. 2 Урок построения системы знаний
Урок моделирования и преобразования модели Индивидуальный опрос
Работа в группах 57 Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. 1 Открытие новых знаний Беседа по вопросам 58 Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). 1 Урок решения частных задач Работа в парах 59 Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т 1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 60 Промежуточная аттестация по теме: «Учусь читать художественную прозу»
(тестирование). 1 Урок моделирования и преобразования модели Работа в группах 61 Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т
1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 3 четверть (42часа)
62 Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Т 1 Урок построения системы знаний Индивидуальный опрос 63 Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) 64 Как помочь детям полюбить свою родную землю?
(К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т 1 Урок решения новой задачи Беседа по вопросам 3 четверть (40 часов)
65 Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Самостоятельная работа (сочинение) 66–68 А.И. Куприн «Слон». Т
1. Непонятная болезнь (ч. 1–3).
2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).
3. «Я уже совсем здорова!» (ч. 6). 3 Урок построения системы знаний
Урок решения новой задачи
Урок построения системы знаний вой задачи Фронтальный опрос
Работа в парах
Беседа по вопросам 69 Обобщение по разделу 1 Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах 70 Проверочная работа № 5. Т
1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 71–72 Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». 2 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 73–75 Резервные уроки. 3 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (61ч)
Часть 2 76 Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. 1 Открытие новых знаний Индивидуальный опрос 77–79 Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8). Т
2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11). Т
3. Образ Лены Икониной. Обобщение. 3 Урок построения системы знаний
Урок построения системы знаний
Урок отработки умений и рефлексии Работа в парах
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос 80 Внеклассное чтение. Мир детства. 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 81 Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. 1 Открытие новых знаний Работа в группах 82 Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т 1 Урок решения частных задач Фронтальный опрос
83 Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»). 1 Урок построения системы знаний Работа в парах 84 Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т 1 Урок построения системы знаний Беседа по вопросам 85 Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 86 Внеклассное чтение. Современные чудаки. 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 87 Путешествие 10. Вокруг Маршака. 1 Открытие новых знаний Беседа по вопросам 88 Внеклассное чтение. Современные детские журналы. 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 89-91 Е. Шварц «Два брата». Т
1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).
2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8).
3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). 3 Урок построения системы знаний
Урок построения системы знаний
Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах
Индивидуальный опрос
Беседа по вопросам 92 Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),«Пишу на ту же тему по-своему»).1 Урок моделирования и преобразования модели Фронтальный опрос
93 Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т 1 Урок решения частных задач Работа в парах 94 Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т 1 Урок решения новой задачи Беседа по вопросам 95 Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т 1 Урок построения системы знаний Фронтальный опрос 96 Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). 1 Урок решения новой задачи Беседа по вопросам 97 С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 98 Обобщение. Проверочная работа № 6. 1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 99 Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках)
иллюстраторах). 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 100-101 Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский
и А. Барто. Т 2 Открытие новых знаний
Урок построения системы знаний Беседа по вопросам
Индивидуальный опрос 102–103 Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т
1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).
2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4).
3 Урок построения системы знаний
Урок решения частных задач Урок отработки умений и рефлексии Беседа по вопросам
Работа в группах
104 Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т
3. «Простые высокие истины» (обобщение).
Урок отработки умений и рефлексии Индивидуальный опрос 4 четверть (33 часа)
105 Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»). Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Фронтальный опрос
106 Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 107–109 А. Гайдар «Тимур и его команда».
1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).
2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).
3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение). 3 Урок построения системы знаний
Урок решения новой задачи
Урок моделирования и преобразования модели Работа в парах
Беседа по вопросам
Фронтальный опрос
110 Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений
(Н. Носов «Федина задача»). 1 Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах 111 Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). 1 Урок построения системы знаний Индивидуальный опрос 112–113 Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. 2 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 114 Стихи А. Барто. Сатира или юмор? 1 Урок решения новой задачи Беседа по вопросам 115 Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 116 Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. 1 Урок построения системы знаний Беседа по вопросам 117 Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т 1 Урок решения частных задач Фронтальный опрос 118 Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 119 Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. 1 Урок решения частных задач Работа в парах 120 Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т
1 Урок моделирования и преобразования модели Самостоятельная работа (сочинение) 121 Стихи Н. Матвеевой. 1 Урок решения частных задач Работа в группах 122 Внеклассное чтение. Любимые стихи. 1 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос 123 Практикум «Учусь читать лирический текст». Т 1 Урок отработки умений и рефлексии Фронтальный опрос
124 Обобщение. Проверочная работа № 7. Т 1 Урок развивающего контроля Проверочная работа 125–127 Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т
1. Знакомство с героями (картины 1, 2).
2. Поиски снежного цветка (картины 3–5).
3. Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). 3 Урок построения системы знаний
Урок отработки умений и рефлексии
Урок отработки умений и рефлексии Работа в группах
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос 128 Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»). 1 Урок отработки умений и рефлексии Беседа по вопросам 129 Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т 1 Урок решения частных задач Работа в парах 130 Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). 1 Урок решения частных задач Фронтальный опрос 131–132 Обобщение. Берём интервью у детских писателей. 2 Урок отработки умений и рефлексии Работа в парах 133 Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т 1 Урок решения частных задач Индивидуальный опрос 134 Комплексная работа 1 Урок развивающего контроля Комплексная работа 135-136 Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать». 2 Урок построения системы знаний Фронтальный и индивидуальный опрос