Конспект занятия по ИЗО на тему: Хохломская роспись. Элементы композиции
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ.
План-конспект урока.
ЦЕЛЬ:1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2. Формировать умение делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задание:
украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.
Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш.
Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы, таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись».
Содержание:
Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи. Объяснение последовательности росписи 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Из истории возникновения и развития Хохломской росписи.
В Нижегородском Заволжье зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию.
Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ).
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Особенности Хохломской росписи:
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
Элементы хохломской росписи:
листья, цветы, ягоды,
композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»):
-нарисовать «криуль» - линию, вдоль которой располагаются элементы росписи;
-расположить на этой линии элементы росписи – листья, цветы и ягоды;
-раскрасить элементы, сделать «разживку»;
-нарисовать травку;
-расставить «тычки».
Практическая работа: работа над композициями.
5. Викторина «Золотая хохлома»:
- Где и когда возникла Хохломская роспись?
- Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
- Основной элемент Хохломской росписи?
- Элементы Хохломской росписи?
- Цветовая палитра Хохломской росписи?
- Композиционное построение рисунка?
- Орнамент, декор, украшение?
6. Выставка работ. Подведение итогов.
Заключение.
При работе над данным проектом:
Углубили знания художественной росписи «Золотая Хохлома».
Углубили знания росписи традиционного орнамента.
Изучили технологический процесс росписи по дереву.
Расписали разделочные доски, шкатулки, вазы.
Список литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома.Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Приложение.
Литературный ряд:
Золотая Хохлома.
Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
- Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)
«Мир волшебной хохломы»
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.