Урок по изобразительному искусству.Вазопись.Хохломская роспись
Разработка урока по изобразительному искусству
в 5-м классе
Тема: "Хохломская роспись"
Вид: декоративное рисование.
Форма урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература
Цели:
Познакомить обучающихся с историей промысла Хохломы;
Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи;
Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.
Оборудование:
для учителя: методические таблицы, репродукции, презентация;
для обучающихся: бумага, карандаш, гуашь, кисти, салфетка;
Зрительный ряд: изображения произведений декоративно- прикладного искусства (хохломская роспись), посуда с хохломской росписью.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов нашей страны.
- Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, которая удивляет нас сказочной росписью?
«Золотая хохлома» называют его в народе.
Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, вазы, солонки и удивительные ковши-утицы .
Слайд 2.
3. Введение в тему.
Словесно-иллюстративный рассказ о хохломской росписи.
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих, заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в употреблении: ковши, братины, миски, ложки найдены в археологических раскопках еще в X – XIII веков.
Слайд 3
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя грязь и быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки моются легче. Тогда, видимо, и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Изделия этого промысла привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
Слайд 4
Слайд 5
Все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами обегают стенки сосуда, придавая предмету неповторимо яркий облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу.«В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров. Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам».
Народный промысел сохранился и по сей день , он прежнему радует яркими красками и удивительным узором. Центром художественного промысла является город Семёнов.
4. Практическая работа.
- Сегодня на уроке вы будете рисовать посуду (вазу) с хохломской росписью. Задача перед вами стоит не простая, так как необходимо будет не только передать форму предмета, но и выполнить ее роспись, соблюдая традиционную для этой росписи палитру и орнамент. При этом очень важно передать свое настроение, отношение к изображаемому предмету.
- Будем работать по следующему плану:
Ограничить плоскость легкой карандашной линией.
Находим высоту и ширину предмета.
Определяем форму предмета.
Работа над деталями предмета.
Намечаем узор (хохломской).
Работа в цвете (палитра Хохломы).
- Ваши работы будут оцениваться по следующим критериям:
Аккуратность работы;
Компоновка на листе, соответствие рисунка теме урока;
Завершенность работы.
Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного с золотым.
Слайд 6
left38100
Используют два типа росписи:«Верховая» - красным и черным цветом
«Под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном (красном или черном) фоне.
Слайд 9
7. Итог урока
Стоит студёная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Слайд 10
1.Выставка лучших работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами побывали в роли мастера – умельца: придумали интересную форму предмета и расписали его травным орнаментом с ягодами и цветами.
- Что вам на уроке больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: подготовить сообщение по темам: «хохломская роспись»