Урок: «Узор в полосе»
КГУ « Школа-интернат для детей с ЗПР»
Конспект
открытого урока
по изодеятельности.
Тема: «Узор в полосе».
( 2 «А» кл.)
Выполнила: учитель-дефектолог
Гайворонская Ирина Михайловна
Караганда
Цель: научить рисовать орнамент.
Задачи.
Коррекционно-обучающая.
Продолжать знакомить учащихся с понятием «растительный орнамент», с различными элементами, его составляющими (листья, цветы, ягоды). Обучать технике рисования цветка (ромашки). Поэтапное изображение с помощью трафарета. Учить детей передавать относительную величину частей ромашки, ее строение, расположение лепестков, листьев, их количество, характерный цвет. Закрепить знание холодных и теплых тонов, основных цветов; умение работать простым карандашом, гуашью.
Коррекционно-развивающая.
Способствовать развитию и коррекции внимания, памяти через игровые ситуации, выполнение заданий. Развивать речь через вопросно-ответную форму. Формировать наглядно-образную память посредством запоминания цветов и формы предметов. Коррекция мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательная.
Воспитывать эстетические чувства, умение ценить и беречь природу; интерес к народному искусству. Формировать умение работать в коллективе, желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование: образец с готовым изображением узора в полосе, заготовка для выполнения цветка у доски, иллюстрации с изображением орнаментов; предметы с орнаментом, таблица с тонами цветов
Материал: цветной картон, простые карандаши, гуашь, кисти, шаблоны, указки.
Ход урока.
Организационный момент.
Ученик читает стихотворение.
Вот мы взяли краски в руки,- и не стало в доме скуки,
Чтобы было веселей, яркой краски не жалей.
Это правда, ну, чего же тут скрывать,
Дети любят, очень любят рисовать.
На асфальте, на бумаге, на стене
И в трамвае на окне - рисовать.
Учитель: сегодня на уроке рисования мы поговорим об основных цветах, о
теплых и холодных тонах, и узнаем, что такое в узор в полосе.
Повторение.
Основные цвета, теплые и холодные тона.
Учитель:
-Сколько основных цветов вы знаете? (три). Назовите их.
-Напишите это число: три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной, вот этой вот,
Получим мы цвет(фиолетовый)
А синий мы с желтым смешаем
Какой же мы цвет получаем? (зеленый)
А красный плюс желтый, для всех не секрет,
Дадут нам, конечно(оранжевый цвет)
-Молодцы, ребята Пестрый мир цветов разделили на две группы. Какие? Игра «Выбери цвет» -теплые и холодные тона.
Разноцветные карточки два ученика делят на две группы.
Объяснение нового материала.
-Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.Что это? (ромашки)
.-Вы уже догадались, что сегодня мы будем рисовать ромашки. Посмотрите на иллюстрации. Что здесь изображено? ( луг, на нем ромашки).
-Знаете, ребята, ромашки бывают разные: полевые, декоративные, лечебные.(показ и краткий рассказ учителя).
Показ образца. -Что изображено? Мы с вами уже рисовали одну большую ромашку, а сегодня будем учиться выполнять узор в полосе. Это еще называют орнаментом. Что такое орнамент? (повторяющийся узор в полосе или в круге).
-Покажите, на каких предметах вы видите орнамент. Люди какой национальности могли выполнить этот орнамент?.
-Правильно, а сегодня мы рисуем узор в полосе, состоящий из ромашек и листьев.
. Для выполнения задания у нас есть помощник-трафарет. Посмотрите, что у вас лежит на столах? ( круг).
-На что похож цветок ромашки? (на круг).
-Зачем вырезано отверстие в середине? Что это у цветка? ( сердцевина).
-А какие части есть еще у цветка? ( лепестки ).
-С помощью этого трафарета мы будем рисовать. Приложите трафарет на альбомный лист и посчитайте, сколько раз он там помещается. Перед тем, как начнем обводить трафарет, вспомним технику работы простым карандашом. Покажите, как его нужно держать. А как мы нажимаем на грифель? ( чтобы не было заметно линий ).
-Обведите трафарет, равномерно располагая его в полосе. Молодцы! В какой последовательности рисуют ромашку.
Помогите мне закончить ромашку у доски. На плакате нарисована сердцевина, а вам необходимо дорисовать лепестки. ( работа у доски).
Физминутка.
Упражнения для рук.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.
Ученики работают с шаблонами.
Физминутка.
Упражнения для осанки, глаз.
Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная работа.Закрашивание.
Закрепление.
-Пока ваши работы окончательно высохнут, мы с вами поиграем.
Игра «Назови цвет».
-О чем могут говорить цвета радуги?
Я- мак, я- огонь, я- знамя! красный
Я- морковь, апельсин, заря! оранжевый
Я- пух утенка, пшеница, солнце! желтый
Я- трава, сады, леса! зеленый
Я- незабудка, лед, небо! голубой
Я- колокольчик, чернила, море! синий
Я- слива, сирень в цвету, сумерки! фиолетовый
Что у нас получилось? (радуга)
Анализ работ. Итог урока.
-Посмотрите на наши прекрасные ромашки .Какой большой венок мы из них сплели. Нравятся они вам? Какие больше всего, почему?
-Ромашки получились у нас отличные. Замечательные узоры в полосе. С ними стало светлее в классе.
Рефлексия.
-Для чего нужны цветы? Как нужно относиться к природе?
-Спасибо всем. Молодцы!
КГУ «Школа-интернат для детей с ЗПР»
Конспект
открытого урока
по изодеятельности
(5 «а» класс).
Тема: «Зимний пейзаж».
·
Выполнила: Гайворонская И.М.,
учитель ИЗО
высшего уровня квалификации
первой квалификационной категории.
г. Караганда
Хронометраж урока.
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Блиц-турнир. 3 мин.
III. Сообщение темы урока.
Краткая беседа по теме. 7 мин.
IV. Показ образца. 3 мин.
Поэтапность изображения.
V. Физминутка.
(упражнения для рук). 1 мин
VI. Самостоятельная деятельность
учащихся.
Индивидуальная работа. 15 мин.
VII. Физминутка.
(упражнения для глаз, осанки). 2 мин.
VIII. Самостоятельная деятельность
учащихся.
Индивидуальная работа. 10 мин.
IX. Анализ работ учащихся, урока. 2 мин.
X. Рефлексия. 1 мин.
Тема урока: «Зимний пейзаж».
Цель урока: научить рисовать зимний пейзаж.
Задачи.
Коррекционно-обучающая.
Учить детей отражать в рисунках эмоциональные впечатления от полученных наблюдений в повседневной жизни за природой. Учить рисовать пейзаж, изображая разные виды деревьев (тополь, береза, ель, сосна). Отметить характерные особенности их строения. Создавать в рисунке образ предметов (наклон, изгиб ствола, веток). Находить красивое композиционное решение, усвоить сведения о передаче пространства на плоскости листа (величина предметов и размещение их на плоскости в зависимости от удаленности, загораживания). Правильно передавать относительную величину предметов, соотношение их частей. Закреплять умение, работать карандашом, красками.
Коррекционно-развивающая.
Формировать словесно-логическую память через актуализацию прошлого опыта, через запоминание понятий, терминов, схем; Наблюдательность, внимание, логическое мышление через беседу. Коррекция мелкой моторики рук. Развивать глазомер.
Коррекционно-воспитательная.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе; Положительную мотивацию обучения, инициативность, ответственность, четкость и аккуратность в работе.
Материал: образцы (различные виды деревьев),
репродукции картин художников,
инструкция «Этапы изображения вида природы».
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь правильно. Начинаем урок рисования будьте внимательны.
II. Блиц-турнир.
Вопросы.
1. Что такое живопись?
Живопись- произведение искусства, в котором главным выразительным средством является цвет.
2. Что называют композицией?
Композиция- выразительное расположение всех деталей рисунка на листе в соответствии с замыслом художника.
3. Назовите жанры живописи.
Жанры живописи- пейзаж, портрет, натюрморт и другие.
4. Что такое портрет (пейзаж, натюрморт)?
Портрет- искусство изображения людей.
Натюрморт- искусство изображения неживых предметов.
Пейзаж- искусство изображения природы.
5. Каким бывает пейзаж?
Пейзаж бывает городским, сельским, морским, лесным, индустриальным и т.д.
III. Сообщение темы урока.
Краткая беседа по теме.
- Тема нашего урока: «Зимний пейзаж». Что можно нарисовать на эту тему? Предложу рассмотреть несколько репродукций карагандинских художников, изображающих красоту природы. На них изображены различные уголки природы, различные состояния погоды, время суток. Обращу внимание на выразительность цвета, мазка.
- Какая цветовая гамма преобладает в этих работах?
- Что вы можете рассказать о природе Казахстана?
Природа Казахстана удивительно разнообразна. У нас есть равнины и высокие горы, моря и реки, лесы и озера, степи и пустыни.
IV. Показ образца.
Поэтапность изображения.
а) Изображения различных видов деревьев (образцы). Показ учениками у доски.
б) Этапы изображения вида природы (вывешивается инструкция).
Инструкция «Этапы изображения вида природы».
Выбрать уголок природы, который хочется изобразить.
Найти особенности, характерные именно для этого уголка природы.
Подобрать краски, наиболее подходящие для воплощения задуманного.
Сделать наброски, выбрать удачную композицию рисунка.
Уточнить детали, стереть лишние линии, раскрасить рисунок.
Задания: выполните рисунок в жанре пейзажа на тему: «Зимний пейзаж».
V. Физминутка.
(упражнения для рук).
VI. Самостоятельная деятельность
учащихся.
Индивидуальная работа.
VII. Физминутка.
(упражнения для глаз, осанки).
VIII. Самостоятельная деятельность
учащихся.
Индивидуальная работа.
IX. Анализ работ учащихся, урока.
- Найдите самый выразительный, гармоничный пейзаж.
В чьей работе самая удачная композиция?
Чем отличаются ваши рисунки?
Что получилось (не получилось) в работе?
X. Рефлексия.
Через свои работы вы выразили свое отношение к природе. Видно, что природу вы любите. Надеюсь, что любить и беречь природу вы будете всегда, и учить этому младших товарищей. Урок окончен, все постарались. Молодцы.
Оценка работ.
15