Технологическая карта урока изобразительного искусства Хохломская роспись (5 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Ф.И.О. учителя: Яппарова Диана Борисовна.
Класс: 5
Тема: «Хохломская роспись».
Цель урока: Ознакомиться с особенностями хохломской росписи, научиться самостоятельно составлять декоративную композицию в предмете.
Задачи урока:
Образовательные
- расширить представления учащихся о декоративном искусстве в жизни человека и общества.
- познакомить с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.
Развивающие:
- развивать устную речь школьников;
-углубить интеллектуальный кругозор детей;
Воспитательные:
- воспитывать и развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире , понимать и чувствовать богатство и красоту родного языка;
- настроить учащихся на торжественное и праздничное состояние, на восхищение искусством русских умельцев, дарящих людям красоту;
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формируемые УУД:
Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать композиции травной росписи в единстве с формой; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.
Познавательные: умеют добывать новые знания, имеют представления о видах хохломской росписи («травка», роспись под фон, «кудрина» ), различают их; понимают общее и особенное в произведениях ДПИ; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, эстетически оценивают произведения Хохломы, уважительно относятся к продуктам своего труда и труда других людей.
Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).
Коммуникативные: формулируют вопросы и аргументируют личное мнение.
Тип урока: комбинированный.
Информационно-технологические ресурсы: медиапроектор, изделия и иллюстрации с хохломской росписью, альбомы, кисти, краски, гуашь, музыкальный центр, аудиодиск с народной музыкой, изопроспект из детских работ прошлых лет, тонированная бумага, шаблоны, цветные жетоны для оценивания урока, затонированные чёрной тушью; презентация «Искусство Хохломы», видеоролик «Волшебная кисточка». мультфильм «Золотая Хохлома»
Продолжительность занятия: 45 мин.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Вводная часть (10 мин)
1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку.
С каким настроением вы пришли на урок? Давайте вместе постараемся сделать этот урок интересным и запоминающимся. Настрой на урок, самооценка готовности к уроку. Учащиеся самостоятельно проверяют готовность к уроку. Осуществляется самоконтроль по организации рабочего места.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий Актуализация знаний полученных на прошлом уроке
1.Как называется общая тема курса?
2.Что обозначает декоративно прикладное искусство?
3. Что же такое народные промыслы?
4.Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?
Ответы учащихся
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.
Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
Коммуникативные:
-обсуждать задание
-выражать в творческой работе своё отношение к истории
3. Этап целеполагания и мотивации Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока -С какими предметами декоративно-прикладного искусства вы уже познакомились? (прялки, одежда, игрушка, интерьером избы)
-А какие предметы декоративно-прикладного искусства из названных у вас есть дома?-Можем ли мы эти предметы назвать Хохломой?
Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?
-Что бы вы хотели узнать о Хохломе? ( 1)Что такое Хохлома 2)Виды хохломской росписи 3) Узоры хохломской росписи 4) Основные цвета Хохломы 5) Какие предметы украшают хохломской росписью
-Откуда вы можете почерпнуть эту информацию об этом загадочном слове? (из интернета, из книг, из справочной литературы, из учебников и т.д.)
Обсуждают, дискутируют.
Предлагают тему урока, варианты целеполагания.
Коммуникативные:
диалог; обучение в сотрудничестве (работа в группе).
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные:
анализ.
II. Основная часть (30 мин)
4.Этап усвоения новых знаний и способов усвоения
Включение учащихся в целенаправленную деятельность Сегодня мы познакомимся с известным промыслом не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, промысел этот называется “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом появилась в 16 веке близ Городца в сёле Хохлома, в Нижегородской (Горьковской) области в городе Семёнове и селе Семине находиться центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома.
Изготавливалась посуда из липы, берёзы, осины.(слайд 3,4). промысел как правило был семейным, каждому находилась работа мужчины точили заготовки посуды, Посуду деревянную сушили, затем женщины шпаклевали её белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду шлифовали что бы не было неровностей, а затем олифой натирали пока изделие не заблестит, только потом покрывали алюминиевым порошком. После того как заготовка прошла поэтапную подготовку к росписи её расписывали стойкими масляными красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается, расписанное изделие покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды. Ответы учащихся
Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.
Проговаривают, объясняют друг другу, показывают.
Планируют работу Познавательные УУД - действия поисследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
предметные:
- правильно владеть художественными терминами;
- сравнивать образцы;
-находить общее и разное;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.
5.Этап первичного закрепления Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: -Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.
-Почему хохломские изделия золотыми называют?
Ответы учащихся
В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.
Регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности;
-определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.
Коммуникативные:
диалог; обучение в сотрудничестве (работа в группах)
6.Этап организации первичного закрепления Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков - А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую народного промысла.
Придумайте интересную форму бытового изделия, например поставца или вазы, тарелки, бокала и т.д. распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами, не забудь, что работу начинаем со стебля “криуля” он проводится тонкой, плавной линией, затем располагаем по обе стороны ягоды или цветы. Заканчиваем работу припиской к стеблю травкой и осочкой. Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях. Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
- владение худ.материаламиМетапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
III. Заключительная часть (5 мин)
7. Подведение итогов Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
-Как называется роспись и почему у неё такое название?
-Из каких элементов состоит данная роспись?
-Как называются изделия расписанные мастерами народного промысла?
Подводит итоги урока.
1.Выставка работ.
2.Участвуют в построении итогов урока.
Коммуникативные:
Активно включаться в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Личностные:
Оценивать результат собственной деятельности.
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Изготовить декоративную поделку, декорировать её хохломским узором Задают вопросы Коммуникативные:
диалог.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями Учащиеся отмечают, что удалось, где были недочёты, указывают их причины, пути устранения.
- Продолжи предложение.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. урок дал мне для жизни…
6. мне захотелось… Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы, проводят самооценку и взаимооценку по критериям. Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные :- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.