Методическая разработка по теме Хохломская роспись

Урок по теме «Хохломская роспись».
Цели.
Предметные результаты:
– формировать навыки работы с художественным материалом;
– формировать умение объяснять роспись в хохломе;
– формировать умение различать типы росписи в хохломе;
– формировать умение понимать смысл хохломской росписи.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Сформировать умение приемам выполнения хохломской росписи
Познавательные УУД
Сформировать умение осваивать основные виды хохломского орнамента;
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другую
Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по шаблонам, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап
Содержание
Оборудование
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)


I.
Проб-лемная ситуация и актуали-зация знаний.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Какие профессии людей связаны с работой по дереву ?
Ученики отвечают – плотник столяр
краснодеревщик
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1
– Почему промысел росписи по дереву называют «Золотая хохлома»?
Версии школьников.
Ученики отвечают потому что жёлтый красный цвет используют при росписи хохломской посуды
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете об этой удивительной росписи

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».
– История хохломской росписи;
– Загадки, частушки, стихи о хохломской росписи;
– В чем секрет хохломской росписи?
– (Жизненный опыт.)

Краски, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки, мольберт, мультимедийный проектор
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).



II.
Совмест-ное откры-тие знаний.

Звучит народная музыка
Стихотворение П. Синявского
«Хохломская роспись
Алых ягод роспись
Отголоски лета
В зелени травы
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот сказочный
Праздничный наряд»
- Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это деревянных дел мастер.
На Волге недалеко от Городца возник ещё один промысел росписи по дереву «Золотая хохлома» так называют её в народе.
- А что вы ребята знаете об этой удивительной росписи? (поисковая работа учащихся)
Приложение №
Учащиеся рассказывают об истории хохломской росписи. Поют частушки, загадки, стихи.
Учитель – Кто из вас может сказать о каком виде росписи мы с вами сегодня говорим?
Ученики – роспись по дереву. Роспись посуды, на которой мы видим ягоду, смородину, малину, завитки. Веселые краски (желтая, красная, зеленая).
Учитель – правильно. Это хохломская роспись. В чем секрет росписи?




У учеников краски, палитра, кисти, баночки с водой, салфетки.
Личностные УУД
1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунка).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2. Формирование умения работать по шаблонам, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



III.
Само-стоятель-ное примене-ние знаний.
Самооценка по алгоритму.
На этом уроке целесообразно решить жизненную (компетентностную) задачу и предложить ученикам по шаблону рисуем клубничку, завиток, смородинку – листочки.
Слайды хохломской росписи.
На протяжении всей практической работы звучит тихо русская народная музыка.
Приложение №


Регулятивные УУД
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД
3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.



IV.
Итог урока.
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).
Ученики делают вывод что хохломская роспись на деревянной посуде очень ценится и в наше время, а так же за рубежём
- Покажите результаты своей работы.
Ученики держат перед собой свои работы.
Получается выставка.
Рефлексия:
- Что интересного узнали на уроке?
Ученики отвечают что узнали историю хохломской росписи, элементы росписи, цветовую гамму
- Какие затруднения возникли у вас при работе?
Ученики отвечают что трудно было расписывать элементы хохломской росписи ( завиток, клубничку, смородинку)

Домашнее задание:
Подготовить иллюстрации к теме «Городецкая роспись» стихи, пословицы, презентацию.












1