Конспект на тему:Лингвистические сказки о буквах 
МБОУ СОШ № 21
Обучение
чтению и письму через сказку.
Выполнила
Учитель начальных классов
Иванникова С.З.
г.Ставрополь
20010 г.
Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей "ярким, -захватывающим куском жизни, пополненным живыми образами, звуками. мелодиями", "дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" (В.А. Сухомлинский).
То, что ребенку дается с трудом в ситуации обучения, в игре оказывается для него не только доступным, но и желанным.
Одним из самых сложных уроков в первом классе является урок обучения письму. Поэтому на этих уроках необходимо стремиться к соединению в обучении двух ведущих деятельностей ребенка - учебной и игровой. Решению этой задачи способствует использование на данных уроках лингвистических сказок, сущность которых заключается в том, что их сюжет дает возможность детям более быстро и точно усвоить форму изучаемой буквы и правильно воспроизводить ее на письме. Лингвистические сказки о буквах помогают организовать объяснение новою материала и повторение усвоенного ранее, способствуют развитию речи. памяти, творческого воображения детей. Лингвистическая сказка может быть как прозаической, так и стихотворной, использоваться или отдельно, только при объяснении написания новой буквы, или включаться в урок, пост роенный по единому сюжету.
С помощью таких сказок идет формирование зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы, дети усваивают её форму и направление движения руки, тренируются в написании отдельных элементов и в соединении этой буквы с другими, успешно проводят звуко-буквенный анализ слов и анализ предложений.
Если лингвистическая сказка включается в односюжетный урок, то все учебные задания связываются с дальнейшим развитием сказочного сюжета, и, таким образом, учебная задача включается в более понятную детям, особенно шестилетним, игровую задачу. Учащиеся охотно выполняют различные упражнения, если это является необходимым условием продолжения сказочной истории-
По мере овладения детьми приемами письма лингвистическая сказка используется только при изучении самых трудных по форме букв, сопровождается их анализом, разделением букв на отдельные элементы, изучением различных способов соединения с другими буквами.
Учащиеся с большим желанием сами сочиняют подобные сказки, что позволяет им более прочно усвоить форму буквы, направление движения при ее написании. В этом пособии приведено несколько таких сказок, являющихся результатом самостоятельного или совместного со взрослыми творчества детей ( сказки про буквы Д д, П заглавную ,Ц ц, Ш ш ,Я заглавную).
Предлагаемые в пособии сказки можно разделить на три группы в зависимости от того, что лежит в основе их сюжета. Первая группа - это сказки, в которых написание буквы представляет собой путь какого-либо героя, например, сказки о заглавной букве А, Щ щ и др. Вторая группа -сказки, в которых буква является как бы схематическим, упрощенным и обобщенным рисунком, образом какого-то предмета или животного, название которого начинается с той же буквы, например, сказка о буквах Б, 3 з, Р и др. Третья группа - сказки, в которых в роли сказочных героев выступают сами буквы или их элементы, например, сказки о буквах Г, ь, Э э и другие.
Лингвистические сказки о буквах могут быть использованы не только учителем начальных классов на уроках в первом классе, но и воспитателями и методистами детских дошкольных учреждений, при этом методика использования этого дидактического материала может быть несколько иной. Букву в этом случае не обязательно писать в разлинованной тетради, можно это сделать на нелинованных листах и писать ее большего размера; дети могут и просто обводить букву пальчиком по готовому трафарету. Примерно так же могут использовать это пособие и родители.
Пусть для Ваших детей процесс овладения первоначальным навыком письма будет интересным, увлекательным, пусть развивает их мышление и воображение, побуждает к собственному творчеству.
Буква А а
Жил на свете бесстрашный альпинист по имени Антон. Однажды в альпинистском лагере получили известие о том, что в горах заблудились туристы. Антон сразу поспешил им на выручку. Сначала он спустился из лагеря к подножию высокой горы     . Затем поднялся на её вершину и увидел крутой обрыв   . Что делать? Подумал Антон и спустился вниз по отвесной скале на веревке   . Очутился он в ущелье, из которого вокруг горы вела узенькая тропинка    По ней Антон осторожно обошел гору и нашел туристов. Молодец, Антон!
Повторим ещё раз путешествие альпиниста Антона: спускаемся из лагеря к подножию горы, поднимаемся на ее вершину, спускаемся вниз по веревке, по тропинке обходим вокруг горы. Нашли туристов!
А теперь придумаем предложения об альпинисте Антоне, например:
Альпинист Антон спас туристов. Как напишем первое слово в предложении? А еще какое слово в предложении пишется с заглавной буквы? Почему? Напишите это слово - Антон - в тетради. 
Антон нашел туристов около абрикосовых деревьев. Съел и Антон свои любимые абрикосы: ровненькие, овальные, к загибающейся веточке прикрепленные:    .
Нарисуем путь Антона, а затем - абрикос.
Скоро вечер. Антон по очереди дает свою руку туристам, помогает им идти по горной тропинке. Напишите соединения буквы А а с другими буквами:       
Получилось? Если буквы написаны не совсем точно, обведите их сначала пальчиком и воздухе, а уже потом - в тетради. Теперь справились? Молодцы!
Послушайте и определите, в каких словах (в начале, в середине, в конце) встречается звук [а].
Буква Б б
У мальчика Бори жил барашек по имени Бяша. Один рог у Бяши был острый, вверх торчал / , а другой, как у всех баранов, загнутый     . Из-за этого острого рога барашек был очень бодливым. Боря долго думал, как бы отучить Бяшу  безобразничать. Однажды бабушка подарила Боре большой белый берет. Боря взял и надел его барашку на острый рог. От радости закричал Бяша: "Бе-е?" и перестал бодаться.    
Как-то раз пас Боря барашка на поляне в лесу. Увидел  Бяшу бельчонок, испугался:  какой большой зверь, да еще и в берете ! От страха бельчонок и клубок свернулся. вот так. О   , только хвостик вверх. торчит, да еще и вправо загибается:      .
Заблеял барашек: "Бельчонок, не бойся!" Но бельчонок сидел как клубочек с хвостиком до тех пор, пока не прискакала мама-белка и не объяснила, что барашков бояться не надо.
Нарисуйте Бяшу и рядом бельчонка:      . А теперь вспомните, какие слова в этом рассказе начинаются со звуков [б] и [б1]. Определите, в каких случаях пишется строчная, а в каких - заглавная буква Б б.
Буква В в
Ванюшка и Валерик решили стать поварами и варить, обед. Bалерик стряпал вареники с вишней, а Валюшка - ватрушки с творогом. Вкусные получились у Валерика вареники, но, когда варились, соединились по две штуки вместе и стали похожи на строчную букву в:     . А на что стали похожи затейливые Валюшкины ватрушки? На заглавную букву В..
Кто сумеет прочитать скороговорку, напечатанную на доске?
Съел Валерик вареник,
А Валюшка - ватрушку.
В каких словах в этой скороговорке встречаются звуки [в] и [в' ]? В каких случаях пишется строчная в, а в каких - заглавная буква В?
Произнесем хором эту скороговорку так, словно мы просто сообщаем о том, кто и что съел. А теперь - как будто мы спрашиваем об этом. А сейчас - мы радуемся, какой замечательный аппетит у Валюшки и Валерика или восхищаемся тем, какие вкусные были вареник и ватрушка. Что надо поставить в конце предложения в первом случае? (Точку) А во втором? (Вопросительный знак). А в третьем? (Восклицательный знак)
А теперь напишем букву В    , так похожую на ватрушку, и букву в    , напоминающую два лежащих рядом вареника.
Буква Г г
Ползет голодная гусеница по тропинке, изгибается, вот так:
закругление вверху   , закругление внизу   . Вползла на горку и видит:
Гриб растет среди дорожки,
                    Голова на тонкой ножке.
Нарисуем тонкую ножку с закруглением влево  . Нарисуем шляпку                               Сравним эти два элемента. Похожи они? Молодцы, если увидели, что они похожи (прямая линия с закруглением в одну сторону), только на строчке расположены по-разному. А в целом из этих двух элементов получится вот такой гриб:   .
Только задумала гусеница обглодать этот гриб, как пришли в лес с корзинами Галя и Гена, сорвали гриб     и унесли с собой. Еле гусеница успела спрятаться. Погоревала, да решила: "Главное - у самой голова цела. А гриб я и другой найду. Груздь называется".
Нарисуйте гриб и рядом с ним гусеницу      . Определите, в каких словах встречаются звуки [г] и [г,], где пишется строчная, а где заглавная буква Г г?
Буква Д д
Дятел Данила был известным лесным строителем. Однажды он решил построить себе новый дом. А где живут дятлы? Правильно, в дупле Прежде чем долбить себе дупло, Данила сделал его чертеж: ствол дерева     , сучок     , само дупло       .
Вскоре к дятлу прилетел дрозд Денис с просьбой построить дом и ему. Данила вновь нарисовал чертеж:   - само гнездо,     - ствол дерева и отходящую от него веточку     .                    ^
Медвежонок Дима увидел эти чертежи и сказал: "Данила, твои чертежи похожи на заглавную и строчную букву Д д. Эта буква поможет написать наши имена и многие другие слова".
Какие слова в нашем рассказе начинаются со звуков [д] или [д']? А есть ли в слове медвежонок эти звуки и где? В каких словах напишем строчную, а в каких - заглавную букву Дд? Почему?
Придумаем предложение о наших героях. Например: "Дятел Данила, дрозд Денис и медвежонок Дима - добрые друзья". Сколько заглавных и строчных букв Дд мы напишем в этом предложении, в каких словах?
Буква Е е
Помните сказку про Емелю "По щучьему веленью"?
Ходил ежедневно Емеля за водой. Однажды был улице был сильный мороз. Емеля подпоясался потуже, голову так в воротник спрятал, что и не видно ее, вот так -    . Идет Емеля, тулупом длинным землю подметает.
Зачерпнул он воды из реки - еле-еле ведро вытащил: ерши из ведра выпрыгнули, а щука не успела. Смотрит Емеля на щуку      , а она едва дышит, хвост загнула, вот так -      , тесно ей в ведре.
"Эге! - говорит Емеля. - Вместе с водой и еда ко мне приплыла!"
А щука шепчет: "Не губи меня, Емелюшка, отпусти! Я единственная щука в реке осталась. Если меня не будет, то плохо станет и ершам, и ельцам, и подлещикам. Еще обленятся! И твои желания исполню".
Пожалел Емеля щуку, отпустил, дня начала умным быть пожелал. И научился сразу Емеля грамоте, а первая буква, которую он написал, была, естественно, буква Е заглавная, похожая на него самого, укутанного с головой в тулуп и подпоясанного -    , и строчная е, похожая на щуку с загнутым хвостом:     .
Попробуем и мы написать эти две буквы. Вспомним, в начале каких слов они нам встретились.
Буква Е ё
По вечерам лягушонок и ёжик ходили к бобрёнку в rocти. А на улице туман - ничего не видно. Идут лягушонок и ёжик между ёлками. Лягушонок закалённый, никакой сырости не боится. А ёжик замёрз, съёжился, совсем маленьким кажется. А чтобы согреться, шарф вокруг шеи обмотал. А бобрёнок ждёт - не дождётся, зовёт: "Лягушонок! Ёжик!" Смотрит -приближаются в тумане к нему две странные фигуры: та, что повыше, похожа на два больших полукруга, (это у лягушонка голова и туловище так видны), а вверху глаза светятся:    . А у фигуры, что поменьше, вокруг полукруг шарф обмотан, а вверху два круглых предмета виднеются:      . "Да это лягушонок и ёжик с яблоками!" - обрадовался бобрёнок. Пригласил их в дом пить чай с вишнёвым вареньем, а сам нарисовал своим друзьям, как они выглядели в тумане: лягушонка как два больших полуовала с глазами-точками наверху      , а ёжика - как наклонную петельку с яблочками-точками наверху     . И сами гости так себя нарисовали и сказали, что теперь будут подписываться этими буквами: Ё и ё.
Попробуйте и вы нарисовать лягушонка и ёжика в тумане. Какие слова с этой буквой встречаются в рассказе?
Буква Ж ж
Где жила прекрасная Жар-птица, не знал никто. Но каждое утро она поднималась над зелеными лесами, желтеющими полями, синими реками, гордо выпрямляла свою спинку   и расправляла большие, полукруглые, жаром горящие крылья, сначала одно:       , потом второе:        .
Маленький неприметный жаворонок с нетерпением ждал этой минуты. Он так желал стать похожим на сказочную золотую Жар-птицу, так жаждал познакомиться с ней! Он тоже гордо выпрямлял свою спинку и распрямлял маленькие крылышки       и поднимался высоко-высоко в небо. Он был совсем незаметен с земли и петь он тогда еще не умел. Но он был в том же самом небе, что и Жар-птица, и это было прекрасно. И однажды его желание сбылось: Жар-птица заметила и пожалела маленькую птичку, и хотя не смогла сделать его таким же ярким, как сама, но она одарила его чудесным звонким голосом. И каждую весну мы можем услышать голосистую песню и увидеть высоко в лазури неба сверкающую на солнышке радужную точку: это маленький жаворонок, хоть немножко, но все же стал похож на прекрасную Жар-птицу.
Напишем заглавную букву Ж        , а теперь строчную ж     Составим предложения про Жар-птицу и жаворонка.
Буква З з
У заклинателя змей жили большая зеленая змея и маленькая золотистая змейка. Когда заклинатель начинал играть на дудочке, из кувшина, где затаились змеи, сначала показывалась голова большой змеи, раздувавшей капюшон     , а затем все ее тело, изогнутое полукругом       . Заклинатель играл дальше, звучала загадочная музыка. Из кувшина выскальзывала тоненькая золотистая змейка. Она тоже раздувала свой капюшончик    и затейливо изгибала тело так, что хвостик оказывался за головой      .
                 Занят заклинатель змей 
                 Звонкой музыкой своей.
                 А под музыку, друзья,
                 Затанцует и змея.     
Нарисуем большую змею - заглавную букву З     и маленькую змейку -строчную букву з      . Какие слова в этом рассказе начинаются со звуков [з] и [з  ,]? А в каких словах мы слышим эти звуки в середине слова?
Букса И и
Жил на птичьем дворе важный индюк но имени Игнатий. У него была маленькая голова с длинным наростом над носом - "висюлькой"     , изогнутая грудка     и большой пышный хвост     . Его маленький сынок Илюшка был очень похож на отца: та же изогнутая грудка      и пышный хвост     , только индюшонок был меньше размером и нароста над носом у него еще не было       .
Однажды индюк отправился в город. Там он купил сыну новую игрушку.
Индюк из города идет,
Игрушку новую несет. 
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.             
У игрушечной индюшки был такой же нарост над носом    , грудка и хвост, как у всех индюков:       .
Илюшка придумал интересную игру. Он ставил индюшку перед малышами птичьегоо двора, рисовал ее портрет и говорил: "Индюшка похожа букву И     . Кто больше придумает слов на эту букву?" Цыпленок пищал: «Ива!» Утенок крякал: «Ил!» А ученый гусенок важно говорил: «Институт!» И каждый клювиком писал на земле букву И и – заглавную и строчную      . давайте и мы поиграем в эту игру.
Буква Й й
В английском городе Йорке был цирк, где выступал индийский йог. Йог умел стоять на голове, часами сидеть под водой и даже заставлял летать в воздухе небольшие предметы. Раны он не смазывал йодом – они у него заживали сами. У йога был ученик – мальчик Йен.
Каждый день йог давал представление. Он наклонял голову     , изгибался, как змея        , поднимал руки вверх за спину, а земли касался грудной клеткой и коленями, вот так:         . над собой он заставлял летать небольшую тарелку        . Его ученик Йен полностью повторял движения учителя, только голову не опускал, и тарелочка, летающая над его головой, была совсем меленькой:       .
Нарисуем йога и его ученика. Не забудем тарелочки над их головами. В каких словах встречается буква Й й? Составим предложение о йоге и его ученике. В каком случае мы напишем заглавную, а в каком – строчную букву?
Буква К к
Помните сказку про Малыша и Карлсона, который живет на крыше?
Однажды Малыш был в гостях у своего друга и захотел полетать вместе с ним. На улице как раз никого не было. С края крыши Карлсон полетел вниз, вот так:     , потом плавно поднялся вверх      , опустился до этажа, где жил Малыш       , опять полетел к тротуару, а от него плавно поднялся к окну и осторожно посадил Малыша на подоконник в его квартире     .
Малышу очень понравилось это приключение. Он вспоминал полет и кропотливо выводил свой путь с Карлсоном. Получалась строчная буква к:   .
                                    Вниз палочку, а вверх крючок,
                                    Из серединки хвостик.
                                    Вы посмотрите, буква «ка»
                                    Пришла к нам нынче в гости.
Но еще интересней был полет Карлсона, когда он прикинулся привидением, чтобы напугать воров. Увидев, что они снимают с веревки на чердаке чужое белье, он нарядился в простыню, страшно загудел, поднялся над крышей         , опустился до самого тротуара           и, сделав петлю, вновь жутко закричал и повис над грабителями        . после этого он прыгнул к краю крыши, плавно опустился вниз и лишь после этого подлетел к окошку Малыша          .
Ну что, здорово я их напугал? – спросил Карлсон.
Конечно, здорово! – ответил мальчик.
А Карлсон нарисовал на листке бумаги свой полет:
Как здорово! – воскликнул Малыш. – Твой путь похож на заглавную букву К, ту, с которой начинается твое имя.
Ты уверен? – недоверчиво спросил Карлсон.
Конечно!
И Малыш стал учить своего друга писать заглавную и строчную букву К к:          .
Попробуем и мы написать эти буквы.
Оглянитесь вокруг. В названиях каких предметов встречаются звуки [к] и   [к’]?  Сколько таких звуков в заголовке книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»? Составьте предложения, в которых были бы заглавная и строчная буква К к.
Буква Л л
Леня и Лара пошли кататься на лыжах в лес. Забрался Леня на большую горку         и вниз          . а Лара рядом с маленькой горки каталась:         . давайте нарисуем горки Лени и Лары:            .
Какие слова мы напишем с заглавной буквы Л? Почему? А со строчной л? в каких словах слышится мягкий звук [л’] в начале и в середине слова? А в каких словах есть твердый звук [л]?
Буква М м
Помните мультфильм «Мама для мамонтенка»?
На берегу холодного моря жил маленький мамонтенок. У него впереди был хобот        и хвостик позади        , так же, как у буквы  «м»:   .
Малыш очень хотел найти свою маму. Старый мудрый морж сказал ему: «Я слышал, что где-то за морями живут звери, очень похожие на тебя». Долго плыл мамонтенок на льдине по морю. Наконец он подплыл к незнакомому берегу и увидел мартышку. Он спросил у нее: «Может быть, ты знаешь, где моя мама?» Мартышка внимательно посмотрела на малыша: хобот впереди        , хвост позади        и закричала: «Знаю! Знаю!» Вскоре она вернулась вместе с  большой добродушной слонихой, которая была очень похожа на  мамонтенка, только гораздо больше, чем он: такой же хобот впереди         и хвост позади          . «Мама, моя милая мама!» - громко закричал мамонтенок. «Ну что ж, сынок, пойдем со мной», - ответила ему слониха. Мамонтенок очень боялся потеряться и поэтому схватил маму за хвост своим хоботом и послушно пошел за ней, вот так:         .
В каких словах мы слышим звуки [м ] и [м,]? Составим предложение о мамонтенке и его маме.
Буква Н н
На далеком Ниле жил носорог по имени Никифор. Однажды он был в необычайно нежном настроении, но вдруг наткнулся на птичку, у которой был очень несчастный вид.
- Кто ты такая и чем тебе помочь? - спросил Никифор.
- Я птичка-носорог, зовут меня Нонна, я не могу научиться летать. Научи меня!
- Как бы ей намекнуть, что я и сам не умею? - нахмурился Никифор. - Но раз она тоже носорог, то надо помочь! 
Он опустил вниз свой рог, вот так:     , подкинул им птичку. Но она скользнула вниз     . Никифор опять ее подхватил и, описав петлю, Нонна полетела вверх     . Там она опять сделала петлю       , направилась вниз      , около земли повернула и приземлилась на низеньком пеньке    . Так они тренировались долго, и путь птички напоминал заглавную букву Н: .
Потом они устали, и носорог сделал для птички-носорога качели, натянув между двумя деревьями лиану. Один ствол был прямой, вот такой:     , потом висела не очень туго натянутая лиана      , привязанная к другому дереву, oт которого прямо от земли вверх шла тонкая веточка:        .  Эти качели очень напоминали строчную букву н .Так большой носорог помог  птичке-носорогу научиться летать.
Найдите в рассказе слова со звуками [н] и [н'], составьте с ними предложения. Определите, где надо писать заглавную, а где строчную букву Нн.
Буква О о
Жило-было на свете большое облако, вот такое:       . Оно очень любило летать по небу и играть с другими облаками. Но однажды подул ветер и разогнал все облака. А облако спряталось от ветра среди камышей у озера. Скучно ему стало без друзей и подружек. Вдруг оно увидело в озере точно такое же облако, как оно, только поменьше, вот такое:     . Облако очень обрадовалось, но оказалось, что это было всего лишь его отражение в реке. Но вскоре прилетели друзья и подружки облака, и они снова стали играть вместе. Они выстраивались в ряд и летели над рекой:       а внизу в реке летели их маленькие отражения, вот такие:         .
Буква П п
Паренек Павлушка хотел стать столяром. Как интересно, когда такие сложные инструменты, как рубанок, пила, молоток, слушаются тебя и помогают делать разные интересные и полезные вещи!
Павлушка решил начать с табурета. Но так как он только учился, то первая ножка у него получилась такая:      . Она показалась ему не совсем правильной, и вторую он сделал так:        . Потом он кое-как смастерил еще две ножки. Сиденье вышло под стать ножкам, вот такое:         . И оказалось, что если на табурет смотреть сбоку, то табурет выглядит так:       . На что похож Павлушкин табурет? Правильно, на букву          . А почему? Потому что его сделал паренек Павлушка. А с какой буквы надо писать имя Павлушка? С заглавной буквы П. Когда еще пишется буква П? Значит, предложение "Паренек Павлушка смастерил табурет" мы напишем с заглавной буквы.
А потом Павлушка попытался сделать маленький пуфик - мягкий стул без спинки. Одна ножка получилась прямой      , затем мягкая подушечка и внизу подставочка для ног, чтоб удобнее сидеть было     . Пуфик получился гораздо правильнее, чем табуретка. Вот так паренек Павлушка! А на что пуфик похож сбоку? На любимую букву Павлушки, только не заглавную, а строчную п.
Составьте предложения со словами, где есть звуки [п] и [и'], буквы П и п.
Буква Р р
Жила-была в реке маленькая рыбка - резвая, расторопная, радостная. На день рождения рыбка получила много подарков: ракушки, разноцветные камешки, даже рубль, который какой-то рыбак-разиня уронил в реку. Пескарь преподнёс ей роскошный букет из водорослей, вот таких: прямой стебелек      , а от него - извилистая веточка-росток, очень похожая на второй элемент строчной буквы р:        .
А рак подарил ей розовый зонтик с выгнутой ручкой     , с круглой шляпкой         , очень красивый, вот такой:         . Обрадовалась рыбка, схватила зонтик в рот и поплыла по реке, чтобы похвастаться перед другими рыбками. Но только рот раскрыла - зонтик уплыл, её розовый зонтик с выгнутой ручкой      и круглой шляпкой      . Загрустила рыбка, а потом подумала: "Зачем рыбе зонтик? Без него плавать удобнее". Зато букет водорослей не принёс ей разочарования: он оказался очень вкусным      . 
А зонт нашла на берегу девочка Рита. Она закричала от радости:
"Мама, мне рыбка зонтик подарила! Вот он какой: с выгнутой ручкой       , с круглой шляпкой          ".
В каких словах мы слышим звуки [р] и [р, ]? В каких случаях пишется строчная и заглавная буква Р р? Составим предложения про рыбку и девочку Риту.
Буква  С с
Суслик сидел у окна на скамеечке и чувствовал себя очень сиротливо. Наступила осень, за окошком свирепствовал северный ветер, было сумрачно и скучно. "Съесть» что ли, сушку?" - подумал, сомневаясь, суслик. Но одному даже сладкая сушка казалась невкусной.
Но вдруг послышался стук в дверь. Это был сосед сурок, спокойный и серьезный. И сразу стало светлее и веселее. "Как славно, что ты пришел! -сказал суслик. -  Садись за стол, будем есть сушки со сливовым соком". Он разломил сушку на две половинки, одну, побольше, вот такую     отдал сурку, а себе взял ту, что поменьше:     . Сурок сказал: «Спасибо!» и с удовольствием сгрыз свою часть сушки. А потом они посмотрели в окно и увидели, что посыпал первый снег. "Пора спать! - сообщил сурок. -Спокойной тебе зимы!" Сурок ушел, а суслик смотрел вслед, и видел за окном месяц, похожий на букву С, стежку со следами сурка и заснеженную степь. А  потом он лег и заснул сладким сном.
В каких словах встречаются звуки [с] и [с,]? Напишите заглавную и строчную буквы С с, похожие на большую и маленькую часть сушки.
Буква Т m
Жили-были в тереме три сестрички: первая - с кудряшкой налево   , вторая самая прямая и стройная     , а третья - с кудряшкой направо      . Жили они все вместе, под одной крышей, вот так -      , и было им не тесно и не тоскливо.
Но однажды сестрички поссорились, захотели отдельно друг от друга жить.  На первой строчке поселилась старшая сестричка - с кудряшкой влево  
       , на второй - самая стройная       , а на третьей - с кудряшкой вправо       . Но вскоре грустно стало сестричкам жить отдельно друг от друга, увидели они, что по отдельности ничего не значат. Поняли они это и стали жить снова вместе:        .
Три палочки наклонные -
Сестрички наши скромные.
Под крышею одной живут
И дружбу берегут.
Около дома сестрички посадили деревья и цветы: тополя, тюльпаны, астры, ноготки, то есть те растения, в которых была их буква. Может, и мы поможем сестричкам что-то посадить в их саду? Вокруг сада был плетень из тоненьких веточек различной формы, вот таких: первая веточка – прямая    , вторая - с закруглением вверху влево       , третья - с закруглением вверху и внизу         . И плетень был похож на строчные буквы m      , стоящие рядом. Так и жили дружные сестрички: топили печь, ткали, читали толстые тома и пили чай с тортом и рулетом.
В каких словах встречаются звуки [т] и [т']? Составьте предложения с этими словами.
Буквы Т, П, Г
Жили под одной крышей три сестрички Т     . Но однажды средняя сестричка отправилась в гости. Посмотрите, что получилось из-за этого     , появилась буква П      . В следующий раз средняя сестричка взяла с собой и младшую. Посмотрите, что получилось: Г     . Только старшая сестричка с кудряшкой влево никогда не покидала свой домик. Она знала, что без нее у младших сестричек ничего не получится, крыша - и та может обрушиться. Раз старшая - значит надо отвечать за все. Давайте нарисуем эту сестричку с кудряшкой влево: J . А теперь вновь напишем букву Т, всех трех сестричек под одной крышей:        .
Буква У у
Маленькая уточка не смогла улететь в теплые края вместе с другими утками. Какая это была ужасная утрата! Уточка плавала по уже начинающей замерзать реке и смотрела на свое отражение в воде, похожее на заглавную букву У : головку       , спинку       , узенький хвостик и крылышко       . Чтобы запугать лису, которая мечтала поужинать бедняжкой, умная уточка плавала так: проплывет немного вниз по реке и повернет вверх:       , потом еще дальше вниз проплывет, петлю сделает    и по укромной тропиночке украдкой на берег выйдет, за утесом спрячется.
А лютый мороз сковывал землю и реку. Утомительно было уточке целый день работать усталыми лапками. Совсем узенькой стала протока. Уже совсем близко видны уши лисы, которая прячется за сугробами.
Но тут - какая удача! - уточка услышала скрип снега. Это был дед с усами и бородой, в унтах, тулупе и шапке-ушанке. "Ух, ты бедненькая удивился дед. Он взял уточку и отнес ее домой. Там ее стали звать Устенькой. А   уточка росла, училась летать и ждала возвращения других уток.
Нарисуем головку уточки и ее хвостик        , покажем, как она плавала по замерзающей реке        .
Буква Ф ф
Мальчик Федя гулял со своей няней Фросей по улице Фонтанке. Няня учила Федю узнавать буквы: "Вот это колесо совсем как буква О. Полбаранки кто-то съел, она теперь как буква С'. Но свою любимую букву -букву Ф ф - Федя узнать и запомнить никак не мог. Тогда старый фонтан решил помочь мальчику. Федя посмотрел на фонтан и увидел высокий водяной столб, вот такой:       , который справа и слева закручивался водяными струями, вот так:       . Получилось очень похоже на строчную букву ф       . А соседний фонарь повернулся к Феде так, что стал похож на заглавную букву Ф        . Внизу фонарный столб изогнулся полукругом, вот так:          . А вверху , с обеих сторон, горели два круглых фонаря, вот таких:
         . Нарисуем фонарный столб с закруглением внизу      , нарисуем фонарь слева        , нарисуем фонарь справа          . Рядом изобразим фонтан с прямым водяным столбом         и двумя закругляющимися струями:          . Теперь и Федя обязательно запомнит, как пишется заглавная и строчная буква Ф ф. Составим предложения со словами, в которых есть эта буква.
Буква Хх
ч
Буква Хх похожа на бабочку:        .
Я расскажу вам, откуда берутся бабочки. Дело это очень хлопотливое. Сначала появляются на свет   мохнатенькие   гусенички, потом они обматываются тонкими ниточками и становятся куколками. Засыпают куколки надолго, а когда придет время - просыпаются и превращаются в хорошеньких бабочек. Сначала они расправляют одно крылышко       , потом другое     . И вот уже бабочки могут порхать с цветка на цветок:      , среди зеленой, как малахит, травы     . Маленькие бабочки за лето вырастают и становятся взрослыми:        .
Так и живут заглавная и строчная буква Х х, которая так похожа на бабочку. 
Буква Ц ц
Жил-был цыпленок по имени Цып. Он был очень любознательный. Однажды он взобрался на горку    , но вдруг поскользнулся и кувырком скатился вниз:      . Цыпленку это понравилось, он взобрался на следующую горку     и весело скатился:      . Но в конце катания он зацепился за кустик и прокружился вокруг него:        . Цыпу было совсем не больно, и он засмеялся. С тех пор цыпленок любит кататься с горки, а буква Ц стала первой буквой его имени - Цып:       . И младших своих братишек он тоже научил кататься с горки, но только поменьше, вот так:       
Составьте предложения со словами, в которых встречается буква Ц ц.
Буква Ч ч
На чудесном острове жил чёрный, оч-чень страшный дракон Чунга:
сам чугунной чешуей покрытый, голова маленькая    , шея выгнутая       , а чересчур длинный хвост вверх загибается:        . И жила на острове маленькая черепашка Чанга       с таким же длинным хвостом, как и у всех других черепашек. Вот маленькая Чанга         , вот ее длинный хвост         . Но чёрный дракон Чунга так чванился, так чрезвычайно гордился своим хвостом, что никому на острове длинных хвостов иметь не разрешал. И скоро у всех черепашек на острове остались маленькие, чуть заметные хвостики. Только черепашка Чанга сумела избежать этою запрета. И знаешь, почему? Просто она чувствовала, когда чудище сердится, и тут же незаметно цеплялась за его хвост, вот так:      . Чунга ее не замечал, и Чанга - единственная на острове - сохранила свой длинный хвост.
Напиши чётко и чисто заглавную и строчную буквы Ч ч, и тогда у черепашки Чанги останется её длинный хвост.
В каких словах встречается звук [ч]? В каких случаях пишется заглавная, а в каких - строчная буква Ч ч ? Составь предложения про дракона и черепашку.
Буква Ш ш
Сегодня мы познакомимся с буквой Ш заглавной и строчной. 
Есть мама Ш - заглавная,
                                        Буква очень славная.
                                        Есть буква ш - малышка,
                                       Умна, но шалунишка.
Сначала нам хочет представиться мама - заглавная буква Ш:
Я с крючочка начинаюсь     , 
Вниз до линии спускаюсь        ,
                   Там я плавно закругляюсь         , 
                   И спокойно поднимаюсь        .
                   Снова вниз я тороплюсь        ,
                   Закругляюсь, вверх стремлюсь        ,
Вниз опять мне надо ехать       ,
                   Как на горке - вот потеха.
                   Вот осталось повернуть, 
                   И окончен долгий путь        !
Теперь нам навстречу вышла строчная буква ш – дочка:
                   Пишусь я так же просто,  
                   Да вот не вышла ростом.
                   Есть у меня одна черта:
                   Как мама я, но без крючка         .
Посмотрите вокруг. В каких словах – названиях предметов встречается звук [ш]? Составьте предложения с этими словами.
Буква Щ щ
Щенок Щенька гулял по роще. То он забирался в самую чащу, то выбегал на полянки. Щедрое лето дарило всем тепло и радость. Зеленели щавель и хвощ. Слышалось щебетанье малиновок, щелканье и трели соловья. Дятел долбил лещину – только щепки летели.
На помощь! На помощь! – послышался вдруг голос щегла.
Что такое? – спросил Щенька.
Злое чудище с щупальцами схватило моих щеглят!
Щенок Щенька вдруг почувствовал себя большим и храбрым. От возмущения он даже зарычал, а потом спросил:
Куда бежать? Показывай!
И поспешил вслед за щеглом по тропинке из рощи, вот так:          .
Но увы! Там, где пролетит щегол не всегда пробежит щенок. Сначала на пути Щеньки встретилось поле, заросшее щетками: зубными, платяными, сапожными. Щенька решил пробежать через поле, но все щетки стали его щекотать, приговаривая при этом:
Щеткой чищу я щенка,
                                           Щекочу ему бока!
Ощущение было не из приятных! Щита от щеток у щенка не было, пришлось обходить поле вокруг, вот так:         .
По пути наш спаситель встретил ящерку.
Куда вы? – спросила она.
Щенок так торопился, что только крикнул: «Прощай!» и побежал дальше.
Но на пути оказалось озеро, полное щук. Щуки тащили в рот все подряд: щебень, овощи, а также плащи и другие вещи, забытые на берегу рыболовами. Щуки щелкали острыми зубами: мы, мол, не щепетильные, и щенком пообедать можем. Пришлось обойти и щучье озеро, вот так:         .
По дороге опять та же ящерка встретилась.
С высоты горки щегол показал щенку пещеру, где жило злое чудище. Спустился для этого щенок в лощину и немного на горку поднялся:           .
Но тут злое чудище своими щупальцами схватило и потащило куда-то вниз, вот так:          . Но щенок не растерялся, зарычал и укусил чудище за щупальце. Увидев узкую щель, раскопал ее и выбрался наружу, вот так:        .
Тут и нашли щегол и щенок маленьких щеглят. А чудище навсегда уползло в самую глубь пещеры.
Давайте повторим вместе путь щенка. Пробежим по тропинке из рощи      , обойдем поле щекотливых щеток         и щучье озеро        , спустимся по дороге, покрытой щебнем и поднимемся к пещере:       . а теперь через подземный ход и щель выйдем наружу:         . вот мы и написали заглавную букву Щ. Сколько таких букв надо записать в предложении «Щенок Щенька помог щеглу найти маленьких щеглят»?
А маленькая ящерка, которая встретилась щенку по дороге, поспешила за ним, но путь прошла не полностью: поле щеток обошла наполовину      , щучье озеро – тоже      , спустилась с горки и поднялась к пещере:        , проползла через подземный ход       .
Так мы сумели написать строчную букву щ        . эта буква есть во всех словах щегол, ящерка. А в каких еще? Составьте с ними предложения.
Буква ь
Однажды в ясный день мягкий знак увидел свою тень и удивился: «Кто я такой? Может быть, я пень, круглый и смолистый, от которого тянется вверх зеленый росток      ? А может, я олень, вернее, его голова с одним рогом      ?» стоит бедный мягкий знак и не знает, зачем он на свете нужен. Но тут к нему подошли Ольга и Игорь, попытались решить его сомнения. И понял мягкий знак, что он буква, без которой перестанут существовать многие слова, например, Илья и Кузьма, Наташенька и Юленька. Уголь превратится в угол, конь в кон, а мель в мел. Обрадовался мягкий знак и с тех пор старался всегда, несмотря на кругленькое брюшко, прямо держать свою спинку. Нарисуем прямую спинку мягкого знака      , а теперь его кругленькое брюшко:       .
Буква ы
У Ы было много друзей. Они очень любили его и часто приглашали  гости. И он рассказывал им чудесные сказки, которые сочинял сам. Но несмотря на это, Ы ходил с унылым лицом.
Дело в том, что Ы очень любил сладкое: торты, конфеты, варенье из тыквы. От сладкого у него появился круглый животик, и сбоку он выглядел так:       . Ы стукался им об землю или обо что-то задевал, и поэтому постоянно ныл.
Друзьям было очень жалко Ы, и однажды они подарили ему трость, которая красиво закруглялась на конце:        .
Теперь Ы ходил, опираясь на трость, и уже ни обо что не стукался животиком. Теперь он больше не ныл, а все время улыбался. И рассказывал своим друзьям еще более чудесные и волшебные сказки о морских рыбках и прытких мышках, рыжей рыси и храбрых рыцарях. Он был очень счастлив.
Отыщите слова, в которых есть звук [ы]. Составьте с ними предложения.
Буква ъ
Твердый знак ъ очень любил работать. Когда-то давным-давно у него было много дел, он назывался буквой "ер" и стоял в конце каждого слова, которое оканчивалось на твердый согласный звук. А теперь он был нужен только между приставкой и корнем, который начинался с букв е, ё, ю, я.
Твердый знак носил сзади, как было принято в старину, короткую прямую косичку    , у него была, как и у мягкого знака, прямая спинка  и кругленький животик     .
Сначала твердый знак решил работать подъемным краном, ведь косичка может служить вместо крючка, но оказался слишком маленьким и упитанным. Потом задумал стать фонарем у подъезда, но и это не получилось.
Изъявил тогда желание твердый знак заняться своим старинным ремеслом и писать разные объявления и объяснения: как можно въехать на крутую горку и как съехать с нее, когда лучше съесть что-то полезное, а когда что-то вкусное.
Так и твердый знак ъ нашел свою скромную, но нужную другим работу.
Напишите эту букву, запомните слова, в которых она пишется.
Буква Э э
Увидела как-то раз буква Э себя в зеркале и испугалась. Спина сутулая, согнута полукругом. "Наверное, заболела!" - подумала Э. Пришел доктор, просит: "Покажите язык!" Высунула буква Э язык, прямо его держит, говорит: "Э-э-э!" А рядом дочка э стоит, тоже спинка полукругом:       , тоже язычок показывает:    , и, как эхо, повторяет: "Э-э-э!" Посмотрел доктор па них и говорит "Не болеете вы ничем! Просто фигура у вас такая!"
Напишем большую букву Э: спинка полукругом, впереди язычок:    . А теперь дочку, маленькую букву э:      .
Буква Ю ю
Есть рыба-меч и рыба-пила.
Наверно, должна быть и рыба-юла?
                   Такая действительно в море жила,
                   И круглой, и доброй, и юркой слыла.
Жила в южном море юная рыбка. Звали ее Юла, потому что была она юркая и проворная, очень забавная и симпатичная. Ее прямой вертикальный хвостик:     соединялся с кругленьким телом:       . Юла ютилась под камнями, считая себя там в большей безопасности. Но она была рыбка с юмором, поэтому на камне, служившем дверью, нарисовала свой портрет, где она выглядела совсем взрослой: вверху хвостик украшен ленточкой, вот так:       , внизу на хвостике виднеется прекрасное ювелирное изделие – овальная серёжка, вот такая:         , и сама рыбка кажется намного больше:        . Давайте и мы нарисуем настоящую рыбку Юлу и ее портрет. Составим предложение, где будут встречаться слова с буквой Ю ю.
БукваЯ я
Жила-была на свете буква Я. У нее было очень много друзей и подружек, тоже буковок. Однажды все стали строиться по алфавитy, и буква Я оказалась последней. Чтобы остальные буквы ее видели, она повернулась лицом ко всем и говорила: "Вот я, я здесь".
Буква Я очень любила танцевать и надевать красивое белье платье. Посмотрите на нее внимательно. Вот она выставила вперед ножку в туфельке и приготовилась танцевать:     . Ее длинное платье красиво поднимается вверх и мы видим ее головку, склоненную к ноге:     . Позади ее головки можно увидеть красивый поднятый воротник платья, которое длинным шлейфом опускается на пол       .
У буквы Я была маленький шаловливый сынок я. Он очень любил яблоки. Однажды я был в гостях у тети, и та подарила ему большое и яркое яблоко. Маленький я весело отправился домой. Яблоко было таким большим, что из-за него виднелись только ножки малютки, которые разъезжались от тяжести сочного красного плода.
Вот как выглядела маленькая буковка я со стороны:       .
Составим предложения со словами, к которых есть буква Я я.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415