Игровая ситуация в подготовительной группе “Путешествие в страну Экспериментов»”.
Игровая ситуация в подготовительной группе “Путешествие в страну Экспериментов»”.
Цель:
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Показать способы и приёмы обнаружения воздуха.
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Материал: баночки с водой, пустые стаканы, трубочки для коктейля, пустые бутылочки, листы тонкой бумаги, две ванночки (с холодной и горячей водой), бутылочка, на которую надет воздушный шар, игрушка Винни-Пух, воздушные шары, целлофановые пакеты, палка длиной 60 см, ком земли, кусочек кирпича, губка, мяч, резиновые игрушки, баночки с краской, листы белой бумаги, бутылка газированной воды, несколько некрупных виноградин.Ход.Дети заходят в группу.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Экспериментов.
(Раздаётся стук)
- Дети, а давайте посмотрим, кто к нам пришел?
(Замечают Винни-Пуха с воздушным шаром)
Винни-Пух: - Здравствуйте, ребята! Я летел на воздушном шаре к Мудрой Сове. Вижу – у вас окно открыто. Вот я и залетел к вам. Да ещё услышал, что вы собираетесь совершить путешествие в какую-то страну.
Воспитатель: - Да, Винни-Пух, мы хотим отправиться в страну Экспериментов, присоединяйся к нам.
Винни-Пух: - А что это за страна?
Воспитатель: - Ребята, может, вы знаете, почему она так называется?
Ответы детей. (Потому что там проводят эксперименты.)
- А на чём мы отправимся в путешествие? (Предположения детей)
Винни-Пух: А давайте полетим на моём шаре.
Дети берутся за нитки и имитируют полёт.
Воспитатель: - А чтобы не скучно нам было в полёте, послушайте стихотворение про облака:
Облачко проснулосьС солнечной улыбкой,В речку окунулось,Обернулось рыбкой!Вытянуло ушки - Вот вам и зайчишка!А надуло щёчки - Косолапый мишка
Воспитатель: - Вот мы и прилетели, спасибо Винни-Пух.
- Дети, а на каком шаре мы летели? (На воздушном)
- Почему этот шар называется воздушным? (Потому что он наполнен воздухом.)
Винни-Пух: - А что такое воздух? Я его никогда не видел.
Воспитатель: - Вот сейчас мы всё о нём узнаем.
- Посмотрите и скажите, что находится вокруг нас?
(Дети называют)
- А что находится между полом и потолком? Между стенами? Там, где пусто? (Воздух)
Винни-Пух: - Какой воздух? Ничего нет! Я его и не чувствую.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?
- Возьмите по вееру и помашите им около лица.
- Что вы ощутили? (Движения воздуха)
- Значит, движение воздуха можно почувствовать.
Винни-Пух: - А какой воздух на вкус?
Воспитатель: - Наберите глоток воздуха и попробуйте. (Воздух не имеет вкуса)
- А имеет ли он запах? Вдохните. (Не имеет запаха)
Винни-Пух: - Значит, его нет нигде!
Воспитатель: - Нет, Винни-Пух, воздух есть везде.
- Ребята, а почему мы его не видим? (Он прозрачный, бесцветный)
- А что значит прозрачный? (Через него всё видно)
- А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в группе. (Стёкла в окне, стенки аквариума)
Винни-Пух: - А как же узнать, что воздух есть всюду?
Воспитатель: - Давайте пройдём в лабораторию и будем проводить опыты с воздухом. Вот сейчас и проверим, везде ли есть воздух.
Опыт №1.
Показываю детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?
- Вот сейчас мы и проверим. (Переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.
- Попала ли вода в стакан? Объясните, почему.
Вывод: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Предлагаю детям повторить мои действия.
Опыт №2.
- Ребята, снова опустите стакан в банку с водой, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонно.
- Что вы заметили в воде? (Появились пузырьки)
- Это пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Вывод: воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель: - Винни-Пух, ты теперь убедился в существовании воздуха?
Винни-Пух: - Так что, значит, воздух есть и в земле, и в кирпиче, и даже в губке?
- Ты сам сейчас в этом убедишься.
Возьмем несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положим камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т.д. Понаблюдаем, что будет? На поверхность подниматься пузырьки. Значит, воздух есть. А где его больше всего? Конечно там, где больше пузырьков. А сейчас подумайте, от чего это зависит (чем плотнее материал, тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).
- Ребята, возьмите ком земли, кусочек кирпича, губку, и всё это опустите в воду. Что заметили? (В воде появились пузырьки воздуха.)
- Что это доказывает? (В земле, в кирпиче и в губке находится воздух.)
Винни-Пух: - Да, я тоже вспомнил, как можно обнаружить воздух. Теперь я буду руководить. Возьмите трубочку, вставьте в баночку с водой и подуйте в неё. У вас получится – буря в баночке.
Воспитатель: - Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается?
Вывод: воздух легче воды.
Винни-Пух показывает бутылочку.
- А вот в бутылочке воздуха нет. Как он может туда забраться?
Воспитатель: - Ребята, проверим?
- Может, кто догадался, как можно это проверить.
- Возьмите бутылочку и попробуйте её надуть как шар. (Дети дуют)
- Что получается? (Надуваются щёки)
- Почему? (Воздуху некуда помещаться, потому что в бутылке он уже есть.)
Винни-Пух: - Скажите, а воздух можно услышать?
Воспитатель: - Сейчас узнаем.
Опыт №3
- Возьмите целлофановый мешочек, найдите в нём отверстие и взмахните мешочек отверстием вниз, скрутите со стороны отверстия. Что получилось? (Он надулся, стал выпуклым)
- Что это доказывает? (В мешочке находится воздух, который и раздувает его.)
- Ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес?
- Давайте проверим.
Опыт №4
- Подойдите все ко мне, попробуем взвесить воздух.
- Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении.
- А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему?
Вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес.
Винни-Пух: - А что произойдёт с воздухом, если его нагреть?
Воспитатель: - И это мы сейчас проверим в нашей лаборатории.
Опыт №5
- Наденем на горлышко бутылки шарик и поставим бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шаром? (Шар начинает надуваться)
- Воздух в бутылке согревается, расширяется и ему становится тесно.
Вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.
Опыт №6.
Воздух помогает рыбам плавать.
Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Опыт 7.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Вывод: Воздух толкает предметы.
Винни-Пух: - А для чего нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать. Всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода – ночью. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Без еды человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха не более 5 минут. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Назовите места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. (Где проезжает много машин, около свалок мусора, на бензозаправке, рядом со стоянкой автомобилей и т.д.)
- А чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья.)
- Ребята, а кто знает, как человек использует воздух? (Надувные лодки, спасательные круги, автомобильные шины, музыкальные инструменты, вентиляторы, пылесосы и др.)
- Ребята, что же вы узнали в стране Экспериментов? (Ответы детей)
Винни-Пух: - Спасибо вам, ребята! Хотя в голове у меня опилки, но я тоже многое узнал о воздухе и запомнил. С воздухом можно даже и поиграть, если его поместить в воздушный шар. Я вам приготовил сюрприз. Где мой бочонок? (В бочонке воздушные шары)
- Вы их надуйте и обратно полетите каждый на своём шарике. (Раздаёт шары, дети их надувают и “улетают” обратно в детский сад.)