Конспект урока по окружающему миру на тему: В центре Европы (3 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Класс: 3
Технологическая карта урока окружающий мир.
Тема урока
В центре Европы.
Цель
Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний.
Формирование представлений о странах, располагающихся в центральной части Европы.
Формирование эмоционально-положительного отношения к зарубежным странам.
Задачи Образовательные:
Познакомить детей со странами центральной Европы.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
Развитие умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания.
Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету.
Расширять представление учащихся о зарубежных странах.
Познакомить с наиболее знаменитыми достопримечательностями стран Центральной Европы.
Планируемые результаты Предметные:
Формируемые УУД
- Личностные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
- Познавательные:
Основные понятия Межпредметные связи Связь с экологией
Оборудование
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. УМК «Школа России»
Дополнительная литература:Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас
Тетрадь на печатной основе
Иллюстрации, таблицы, гербарии, видеофильмы. Электронные физкультминутки. Презентация к уроку.
Лист самооценки. Индивидуальные доски, маркер
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Здравствуйте ребята, проверьте готовность к уроку, встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь мне, соседу по парте.
Проверяют свою готовность к уроку, рабочее место, настраиваются на урок.
Слушают учителя
Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия Уметь организоватьсвое рабочее место
(Регулятивные УУД)
Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия. (Коммуникативные УУД)
Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика» (Личностные УУД) 1-2 мин.
II. Проверка домашнего задания
Проверить как учащиеся справились с домашним заданием. Оценить знания учащихся. Связать выполнение домашней работы с материалом урока. Организует индивидуальную и фронтальную работу для проверки домашнего задания.
Четко формулирует вопросы.
Оценивает знания, умения учащихся Выполняют задания учителя.
Отвечает на вопросы учителя. Расширяют, систематизируют и углубляют представления о природных явлениях как компонентах единого мира.
Учатся соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Приобретуют опыт эмоционально-окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Выполнять элементарные алгоритмы. Проговаривать, выполняя учебные действия. Выполнять инструкцию, осуществлять
контроль, оценивать учебную работу, используя графическую шкалу; обсуждать успешность или не успешность своих действий
(Регулятивные УУД).
Оценивать действия партнера на основе заданных критериев.
(Коммуникативные УУД).
Объяснять причину некоторых явлений природы и поступков людей, строить суждения о явлениях природы по вопросам учителя (Познавательные УУД Сформирован интерес к познанию окружающего мира, ориентация на принятие образца «хорошего ученика» (Личностные УУД)
3-5
мин.
III. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. -Сегодня мы с вами попутешествуем по Европе и посетим три страны: Германию, Австрию и Швейцарию.
Вступая в диалог с учителем выявляют противоречие, проговаривают и осознают его.Выдвигают предположение о теме урока.
С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи.
Развивают устную
речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта.
Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом.
Уметь фиксировать проблему.
(Познавательные УУД). Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи)
(Личностные УУД)
Формулировать познавательную цель. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.
(Регулятивные УУД). 2-3 мин
IV. Изучение нового материала
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала, расширить представление учащихся о явлениях природы,сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательномувосприятию
-Вы что-нибудь слышали об этих странах?(ответы детей)
- А кто-нибудь бывал в этих странах?
-Сейчас посмотрим на карту и найдем эти страны. (3 ученика по очереди выходят к доске и показывают страны).
- Остановимся мы с вами в Германии. Германия – это большое государство Центральной части Европы. Разговаривают на немецком языке. Люди здесь любят порядок и точность. Главой государства Германии является президент. Его зовут Хорст Колер.
-Государственный флаг Германии.
- Столица Германии – это Берлин. Это – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Германии.
- В 1961 году Берлин, как и вся страна, была рассечена на 2 части, т.е. отделены друг от друга железобетонной стеной.
А в 1990 году эту стену снесли, и страна стала единой.
Знаменит Берлин – Берлинским зоопарком, Высокой Берлинской телебашней, Бранденбургскими воротами.
В Германии есть крупные города:
•Гамбург
•Мюнхен
•Лейпциг
•Дрезден
•Бонн
(Звучит песня Бременских музыкантов)
Всем знаком и известен город Бремен. Тут можно увидеть памятник знаменитым музыкантам- героям сказки Братьев Гримм. С раннего детства мы знакомимся с их сказками, они популярны во всём мире. А какие вы знаете сказки Братьев Гримм?
Также знаменит город Кёльн – огромным собором. Строили 600 лет. В каменной лестнице 500 ступенек, поднявшись можно увидеть весь город. Кёльн стоит на самой большой реке в Германии Рейн, что означает «чистый».
Знаменита Германия и своими композиторами и музыкантами.
Город Бонн – родина композитора Людвига Ван Бетховена. В центре ему установлен памятник, а в доме композитора находится музей. Произведения Бетховена популярны во всём мире.
В Германии родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Его произведения слушают и восхищаются во всём мире.
Очень большой популярностью пользуются немецкие марки автомобилей.
А какие вы знаете марки автомобилей?
А вот немецкие марки автомобилей:
•Мерседес-Бенц•БМВ
•Фольксваген
•Опель
•Ауди
•Форд
-Вам понравилась Германия?
-Чем?
- А теперь мы прибываем в самую красивую страну, которая называется Австрия.
- В Австрии разговаривают на немецком языке. Главой государства является президент. Его зовут Хайнц Рудольф Мерц Фишер.
Посмотрите на государственный флаг Австрии
Столицей Австрии является – город вена. Вена – один из самых красивых городов мира. Это город дворцов и парков. В центре Вены стоит Собор Святого Стефана. Чтобы подняться на башню надо преодолеть 300 ступенек.
По улицам Вены нужно проехать на старинном фиакре (экипаж, запряжённый парой лошадей).
Вену называют городом вальсов. Здесь родился и жил выдающийся композитор Иоганн Штраус, который сочинял чудесные вальсы. Жители Вены отличались любовью к музыке. Они любили народные песни и танцы. В парке есть памятник И. Штраусу.
-Сейчас мы с вами немного отдохнем, а потом продолжим.
Физкультминутка!
- Красивы города в Австрии. Вот город Зальцбург. В этом городе родился и вырос знаменитый композитор Великий Моцарт. Он начал сочинять свои произведения с 5-ти лет.
Австрию называют альпийской республикой.
Здесь устраивают соревнования мирового уровня.
Также Австрия – родина балета на льду.
Сюда приезжают много туристов, чтобы посетить старинные музеи, покататься на лыжах в Альпах.
-Что вы можете сказать об Австрии?
-Хотели бы вы сейчас оказаться там и покататься на лыжах?
-А всем нравится кататься на лыжах? (ответы детей)
- Наконец мы прибываем в самую богатую страну – Швейцарию
-Как вы думаете почему ее называют богатой?(примерные ответы детей)
- Это страна самая возвышенная в Европе.
Разговаривают здесь на немецком, французском и итальянском языках.
Главой государства является президент. Его зовут Ханс Рудольф Мерц.
Вот государственный флаг Швейцарии.
Столицей Швейцарии является город Берн.
Здесь большую часть занимают горы.
В Швейцарии выведена специальная порода собак, которая отыскивает людей на снегу.
Знаменита страна своими курортами.
Швейцария славится своими часами. Они всегда точны и надёжны.
Крупным доходом страны является Швейцарский Банк. Здесь хранятся деньги богатых людей из разных стран мира.
-Скажите все любят собак?
-Чем они вам нравятся? Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы, определяют каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть). Вступают в диалог. Выполняют задания на новый материал. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы,
выступают с подготовленными сообщениями, с информационными проектами,
участвуют в игре. Учатся различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделять их основные существенные приз-и, сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простей-ую класс-ю изученных объектов природы. Проводить несложные наблюден.и ставить опыты, следовать инструк-ям и правилам техники безопасности.Исп-тьестественно–научные тексты с целью поиска извлечения позн. информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.Испол-ть справочные издания, готовые модели (глобус, карта). Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность чел-ка. Понимать необход-сть здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; исполь-ать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья Находить в тексте ответ на поставленный вопрос, наблюдать объект под руководством учителя, фиксировать символами результаты своей деятельности и наблюдений за природой. Использовать для поиска информации оглавление и иллюстрации учебника. Работать по алгоритму, составленному совместно с учителем. Выделять внешние признаки предметов, явлений, выделять предмет на основе заданных признаков, конструировать объект по плану, сравнивать и группировать объекты по заданным признакам, выделять лишний предмет, объясняя свой выбор. Объяснять причину некоторых явлений природы и поступков людей, строить суждения о явлениях природы по вопросам учителя (1 класс)
Осуществлять поиск необходимой информации. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Выбирать и записывать(фиксировать) информацию об окружающем мире. Использовать для поиска информации основные компоненты учебника: оглавление, задания к тексту, схемы, таблицы, сноски. Использовать модели, схемы. Анализировать объекты. Проводить сравнение, сериацию и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. Подводить под понятие. Устанавливать аналогии.(4 кл.)
(Познавательные УУД)
Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плануСовместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Различать способ и результат действия
(Регулятивные УУД).
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию.(Коммуникативные УУД
Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.(Личностные УУД) 7-10 мин.
V.Закрепление нового материала
Применить новое знание.
Формировать
первичные исследовательские умения при работе с текстом учебника и другими источниками, комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над текстом учебника и другими источниками,формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. -Где мы с вами побывали?
-С какими странами познакомились?
-Чем занимается -Германия?
-А Австрия?
-Швейцария?
-Перечислите достопримечательности.
-Работа в рабочей тетради.
Раскрасить флаг той страны, которая больше понравилась.
-Кто раскрасит флаг, подходит к своей стране и ставит палочку.
Теперь посчитаем, какая страна, по вашему мнению, набрала больше баллов.
Выполняют задания на закрепление изученного. Обобщают, делают вывод по проблеме.
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
Познавательные УУД берем из третьего этапа.
Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результат с эталоном.
Корректировать действие по ходу его выполнения, после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.
(Регулятивные УУД).
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;формулировать собственное мнение и позицию.(Коммуникативные УУД
10 мин.
Работа учащихся в микрогруппахФормировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с текстом учебника и другими источниками.
Разрабатывает для работы учащихся в микрогруппахиндивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения.
Делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания задания, его представления, защиты и т. д.
Представляют результаты работы. Учатся работать в различных позициях,
формируя у себя исследовательские умения при работе с текстом учебника, развивая исследовательские умения; учатся применять ранее полученные знания на практике. Высказывать оценочные суждения о действиях партнера. Высказывать свое мнение вида «согласен – не согласен». Поддерживать с партнером разговор на заданную тему. (1 кл.)Строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает. Допускать возможность существования у собеседников различных точек зрения, уважать их мнение, даже если не согласен с ним. Ориентироваться на позицию партнера в общении, формировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать учебное сотрудничество (4 кл.)
(Коммуникативные УУД)
Учатся творчески мыслить, выступать перед публикой представлять интересы микрогруппы. (Познавательные УУД)
Понимать нравственное содержание поступков окружающих людей.
(Личностные УУД).
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с одноклассниками.
(Регулятивные УУД). 5-7 мин.
VI. Подведение итога урока.
Обобщить и закрепить полученные школьниками знания.
Оценить учащихся
-Как вы думаете вы получили достаточно информации, для того чтобы рассказать о странах маме, папе, друзьям?
-О какой стране вам бы хотелось узнать побольше?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы
о тех продуктах учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся определять главную общеучебную задачу
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале(Регулятивные УУД). 5 мин
VII. Рефлексия
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. У вас на столе лежать карточки с надписью: «Германия», «Австрия»,
«Швейцария», выберете ту страну, которая вам больше понравилось и на обороте карточки напишите: «Понравился» или «Не понравился» урок.
Все спасибо за прекрасный урок, все такие молодцы, а работали то, как активно.
До следующей встречи. Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке и закрепления полученных знаний. Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия Адекватно оценивать свои возможности. Оценивать учебную работу, используя графическую шкалу; обсуждать успешность или неуспешность своих действий.(Регулятивные УУД).
Сопоставлять свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.Соблюдать экологические правила.
(Личностные УУД). 2-3 мин.