РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Логистика Для специальности «Коммерция» (по отраслям)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Логистика
Для специальности «Коммерция» (по отраслям)
Черногорск
2013г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 100701 «Коммерция (по отраслям)» (базовая подготовка).
Разработчик: преподаватель 1 категории ГБОУ РХ СПО ЧМТТ Бычкова С.А.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии Утверждена
080114,100701
Председатель ЦК ____________ Заместитель директора по УР
«__»____________20____г.«___» __________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Логистика
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 «Коммерция» (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основном профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в Профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является освоение теоретических знаний в области логистического управления материальными и информационными потоками, приобретение умений их использования в практической деятельности и формирование необходимых компетенций.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- усвоение основных понятий в области логистики;
- изучение целей, задач, предмета, объектов, функций, методов логистики;
рассмотрение принципов построения логистических и информационных систем, задач логистики в области закупок, транспортирования, складирования, реализации;
- изучение современных технологий управления информационными потоками, процедур разработки логистических стратегий предприятий;
- приобретение умений организовывать логистические процессы на предприятиях, решать задачи, связанные с этими процессами, принимать решения по рациональному обеспечению и функционированию логистических систем.
Требования к результатам освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1. 2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 1. 9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение продвижение материальных потоков.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять организовывать логистические цепи и схемы, обеспечивающие рациональную организацию эффективное продвижение материальных потоков;
управлять логистическими процессами организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
цели, задачи, функции и методы логистики;
логистические цепи и схемы [логистические цепи знать нельзя, необходимо знать методы их построения], современные складские технологии, логистические процессы в звеньях товародвижения;
контроль и управление в логистике;
закупочную и коммерческую логистику.
1. 4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работыВид учебной работы Объем часом
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 12
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет
2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.06 Логистика
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
2 4
Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачи логистики Содержание учебного материала 2
1
Логистика: понятие, цели, задачи. Предмет учебной дисциплины, её межпредметные связи. Принципы логистики: системность, конкретность, научность, конструктивность, комплексность, адаптивность. Предпосылки развития логистики. Необходимость и возможность применения логистики. Краткий исторический очерк развития логистики. Этапы развития логистики в экономике.
Основной объект управления в логистике - материальные потоки: понятие, классификация, характеристики, единицы измерения.
Логистические операции на разных стадиях движения материального потока. Прогрессивные методы выполнения логистических операций в торговле. Правила логистики. Экономический эффект от использования логистики. Самостоятельная работа обучающихся ( работа по индивидуальным темам)
Определить понятие, цели и задачи логистики.
Изучите принципы логистики и предпосылки её развития.
Выявите необходимость и возможность применения логистики.
Рассмотрите историю возникновения и развития логистики.
Рассмотрите материальные потоки как основной объект управления в логистике, их понятие, классификацию, характеристики.
Рассмотрите логистические операции на разных стадиях движения материального потока.
Изучите правила логистики. Укажите экономический эффект от использования логистики. 2 2
Тема 2. Методы логистики Содержание учебного материала 2 Методы логистики: назначение, классификация. Общая характеристика методов решения задач в логистике.
Анализ полной стоимости в логистике. Использование метода АВС (метод Парето, метод 20/80) в логистике. Рационализация товародвижения на основе анализа полной стоимости. Классический и системный подход к организации материального потока. определение, основные принципы.
Моделирование в логистике. Экспертные методы в логистике. Задача «сделать или купить в логистике». Практические занятия
Использование метода Парето при организации складских процессов:
- выделение значимого (с точки зрения количества внутрискладских перемещений) ассортимента склада и размещение его в «горячей» зоне.
2 Самостоятельная работа обучающихсяИзучите назначение и классификацию методов логистики. Разработайте схему классификации. Охарактеризуйте методы решения задач в логистике.
Рассмотрите применение в логистике анализа полной стоимости и метода АВС. Используйте метод АВС при организации складских процессов.
Разберите классический и системный подход к организации материального подхода, их основные принципы.
Изучите особенности применения моделирования и экспертных методов в логистике. Определите возможность сокращения количества перемещений на складе. . 2 Тема 3. Логистические системы и логистические цепи Содержание учебного материала 2 Системы, логистические системы: понятие, назначение, виды. Логистические каналы: понятие, назначение и виды.
Логистические цепи: понятие, назначение, виды. Логистические цепи, упорядоченные по материальным потокам, информационным потокам, их характеристика. Взаимодействия и издержки в логистических цепях. 2
Самостоятельная работа обучающихсяДайте определение понятий «логистические системы» и «логистические цепи». Укажите их назначение и виды. Рассмотрите понятие, назначение и виды логистических каналов. Разберите понятие, назначение и виды логистических цепей. Укажите взаимодействия и издержки в логистических цепях. 2 Темя 4. Функциональные области логистики.
Закупочная и производственная логистика Содержание учебного материала 2 Функциональная область логистики: понятие. Классификация функциональных областей логистики: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная, их характеристика и взаимосвязь.
Сущность и задачи закупочной логистики. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Логистическая технология поставок «точно в срок»: отличие от традиционных закупок, проблемы внедрения и пути их решения. Задача выбора поставщика в логистике.
Производственная логистика: понятие, назначение. Традиционная и логистическая концепции организации производства. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике. 3
Практические занятия
Рационализация товародвижения спиртных напитков на основе анализа полной стоимости
Оценка поставщиков № I и № 2 по результатам работы и принятие решения о продлении договорных отношений с одним из них. 4 Самостоятельная работа обучающихсяДайте определение понятия «функциональная область логистики».
Дайте определение функциональных областей логистики.
Охарактеризуйте сущности и задачи закупочной логистики.
Изучите логистические принципы построения отношений с поставщиками.
Рассмотрите логистическую технологию поставок «точно в срок» и выявите её отличия от традиционных закупок.
Определите понятие и назначение производственной логистики. Установите общность и различия традиционной и логистической концепции организации производства.
Оцените работу поставщиков организации, в которой Вы проходите практику, и целесообразность закупки у них товаров. 2 Тема 5. Распределительная логистика Содержание учебного материала 2 Распределительная логистика: понятие, цели, задачи, назначение. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и реализации. Каналы распределения и товародвижения. Логистическое посредничество, целесообразность использования услуг логистического посредника. Распределительная логистика и 3
маркетинг.
Логистический сервис: понятие, влияние на конкурентоспособность компании. Последовательность действий по формированию системы логистического сервиса на торговом предприятии. Зависимость затрат на сервис от его уровня. Зависимость объема продаж от уровня сервиса. Понятие и методы расчета уровня логистического сервиса. Логистический сдвиг кривой затрат на сервис. Определение оптимального 'значения уровня логистического обслуживания. Практические занятия
Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории. 2 Самостоятельная работа обучающихсяОпределите понятие, цели, задачи и назначение распределительной логистики.
Укажите принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и реализации.
Рассмотрите назначение. и сущность логистического посредничества, целесообразность услуг этих посредников.
Определите понятие и назначение логистического сервиса.
Изучите сущность и методы расчета уровня сервиса, а также зависимость от уровня сервиса затрат на сервис и объемов продаж.
Определите оптимальное значение уровня логистического обслуживания.
Определите оптимальное месторасположение распределительного склада. 2 Тема 6. Торговая логистика Содержание учебного материала 2 Торговая логистика: понятие, функции. Логистический подход к организации товародвижения. Логистика и интеграционные процессы в торговле. Логистика в звеньях товародвижения. Логистические системы в торговле. Логистика и научно- техническое развитие торговли. Логистические цепи в торговле. Эффективность применения логистики в торговле. 3
Самостоятельная работа обучающихсяОпределите понятие и функции торговой логистики. Изучите логистический подход к организации товародвижения. Рассмотрите логистические системы в звеньях товародвижения, в том числе в торговле.
Проанализируйте логистические цепи в торговле. 2
Выявите применения логистики в торговле. Тема 7. Транспортная логистика Содержание учебного материала 2 Транспортная логистика: понятие, цели и задачи. Логистические методы на транспорте: понятие, назначение, сущность, применение в странах Западной Европы и в России. Транспортные коридоры и транспортные цепи. Транспортные терминалы: понятие, назначение, функции.
Принятие решения о создании собственного парка транспортных средств: зависимость от внешней и внутренней среды предприятия.
Организация транспортировки материальных потоков: выбор вида транспортировки, транспорта, перевозчика. 3
Практические занятия
Деловая игра: Составление маршрутов и графиков доставки товаров автомобильным транспортом. 2 Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие, цели и задачи транспортной логистики.
Выявите особенности применения транспортной логистики в странах Западной Европы и в России.
Рассмотрите понятия и назначение транспортных коридоров, цепей и терминалов. Изучите организацию транспортировки материальных потоков. Составьте маршруты и графики доставки товаров.
Разберите понятие, назначение и выполняемые функции транспортных терминалов. • Обоснуйте необходимость и возможность создания собственного парка транспортных средств.
Рассмотрите организацию транспортировки товаров. 2 Тема 8. Информационная логистика Содержание учебного материала 2 Информационная логистика: понятие, назначение, сущность, задачи.
Информационные потоки: понятие, виды, единицы измерения, примеры информационных потоков в торговле.
Информационные системы в логистике. Виды информационных систем. Принципы построения информационных систем в логистике. Информационные системы на межнациональном уровне. Информационные технологии в торговой логистике. Использование в торговой логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов. 3
Самостоятельная работа обучающихсяОпределите понятие, назначение, сущность и задачи информационной логистики.
Рассмотрите понятие, виды информационных систем и принципы их построения.
Изучите информационные системы в торговой логистике.
Укажите достоинства использования в торговой логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. Укажите, какую информацию может получить потребитель из штрих-кода?
Дайте понятие термина «информационные потоки». Составьте схему классификации этих потоков. Укажите их характеристику и единицы измерения. 2 Тема 9. Логистический процесс на складе Содержание учебного материала 2 Склад в системе товародвижения. Определение оптимального количества складов и их площади, места расположения. Принятие решения о пользовании арендованными складами, а также принятие решения о передачи функции складирования товарному складу.
Логистический процесс на складе: понятие, назначение. Принципы логистической организации складских, процессов. Моделирование складских процессов: технологические планировки, технологические карты, стандартные процедуры, технологические графики. Организация складских процессов с элементами логистики. Принципиальная схема материальных потоков на складах. Поступление грузов на склад. Входной контроль поставок товаров на складе. Размещение товаров на складе. Отборка и отпуск заказов со склада.
Грузовая единица: понятие. Формирование грузовой единицы.
Современные складские технологии: виды, их краткая характеристика, достоинства и недостатки. 2
Практические занятия
Управление материальными потоками на складах на основе пооперационного учета логистических издержек. 2 Изучите понятие, назначение и принципы организации логистического процесса на складе.
Рассмотрите моделирование складских процессов. Составьте технологическую карту.
Укажите особенности организации складских процессов с применением логистики.
Составьте схему материальных потоков в складе.
Выявите способы размещения товаров на складе. Приведите примеры.
Изучите современные складские технологии. Тема 10. Управление запасами в логистике Содержание учебного материала 2 Материальные запасы: понятие, причины создания, виды, двойственный характер. Определение оптимального размера заказываемой партии. Сокращения запасов. Системы контроля состояния запасов. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики. Дифференцированный подход к управлению запасами товаров. АВС и ХУ2 анализ в управлении запасами. Всего: 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств):
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. 1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Логистики.
Оборудование учебного кабинета:
учебная мебель, наглядные пособия.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры.
3. 2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гражданский Кодекс РФ, Ч. 1и2.
2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2011
3. Гаджинский А. М. Практикум по логистике. — 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2010
4. Логистика: Учеб. пособие /Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2010
5. Лукинский В. С. и др. Логистика в примерах и задачах: Учебное пособие. - М.: ФиС, 2009
Дополнительные источники:
1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2001
2. Гаджинский А. М. Склады: технологическое проектирование. - М.: ООО «ТК Велби», изд. «Проспект», 2005
3. Галанов В. А. Логистика: учебник - («Профессиональное образование») - М.: Инфра-М, Форум, 2007
4. Галанов В. А. и др. Логистика государственных закупок: Учебно- методическое пособие. - М.: Инфра-М, 2010
5. Джонсон, Джеймс, Вуд, Дональд, Ф., Вордлоу, Дениэл, Л., Мерфи-мл., Поль, Р. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002
6. Иванов М. Ю., Иванова М. Б. Логистика: учебное пособие - 3-е изд. - М.: Инфра-М, ИД РИОР, 2010
7. Канке А. А., Кошевая И. П. Логистика: Учебник - 2-е изд., испр.. И доп. - («Профессиональное образование») - М.: Инфра-М, ИД Форум, 2008
8. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под ред. В. С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2004
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умении, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
применять организовывать логистические цепи и схемы, обеспечивающие рациональную организацию эффективное продвижение материальных потоков;
управлять логистическими процессами организации.
Знания:
цели, задачи, функции и методы логистики;
логистические цепи и схемы, современные складские технологии, логистические процессы в звеньях товародвижения;
контроль и управление в логистике;
закупочную и коммерческую логистику. Текущий контроль
Оценка выполнения практических заданий
Устный и письменный контроль потестам I, II и III уровней
Оценка правильности решения
ситуационных задач
Проверка выполнения практическихзаданий
Устный и письменный контроль по тестам 1, 11 и III уровней Самоконтроль Текущий контроль по темам
Устный и письменный контроль потестам I, II и III уровней
Решение ситуационных задач
Самоконтроль
Текущий контроль по темам
Устный и письменный контроль по тестам I, II и III уровней Самоконтроль Текущий контроль по темам
Устный и письменный контроль по тестам I, II и III уровней Самоконтроль Текущий контроль по темам
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета