Технологическая карта урока по ОБЖ на тему Виды конфликтов.Правила поведения в конфликтной ситуации
Технологическая карта урока
Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Урок № 29
Тема урока:Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная цель:
- сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть виды конфликтов и правила поведения в конфликтных ситуациях,формировать познавательный интерес посредством применения ИКТ.
Образовательная цель:
- изучить материал по теме «Виды конфликтов.Правила поведения в конфликтных ситуациях ».
Задачи:
Образовательные:
- способствовать усвоению основных понятий урока, научить применять знания на конкретных примерах, научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения, активизировать познавательную активность.
Развивающие;
- развивать навыки самостоятельной работы; способствовать развитию умений наблюдать, анализировать и делать выводы, развивать толерантные взаимоотношения в обществе, уметь находить компромиссы и разрешать конфликтные ситуации.
Воспитательные;
- вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, способствовать воспитанию обучающихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания; применять на практике способы решения конфликтов.
Планируемые результаты:
Личностные:сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Предметные:сформировать представления о конфликтах, их видах и способах разрешения; осмыслить понятие конфликт ценностей ,конфликт интересов, конфликт правил взаимодействия.
Метапредметные: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Межпредметные связи: биология, литература, русский язык, обществознание, музыка, рисование.
Формы деятельности: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы обучения: Деятельностный способ обучения; практикум; задания.
Ресурсы: ПК (профессиональная компетентность) учителя, ; медиапроектор; презентация по теме; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК (учебно-методический комплекс)Дополнительные: Раздаточный материал; словари, сетевые ресурсы
Подготовка к уроку: Подбор материала к сообщению и набор текста.Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.Составление и оформление презентации.
Ход урока
№ П./ПЭтапы урока Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся. УУД
1 Организационный момент Приветствие. Приветствие.
Регулятивные:
Формировать взаимоотношения с окружающими.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения сосверстниками и взрослыми.
2 Актуализация знаний Сегодня мы с вами продолжим изучение главы «Физиологические и психологические особенности организма подростка.
«Скажите, какие происходят изменения в подростковом возрасте?»
«Чем может быть связана слабость и быстрая утомляемость в подростковом периоде?»
«Почему подростковый возраст характеризуется конфликтностью?»
Отвечают на вопросы.
Регулятивные:
Формировать взаимоотношения с окружающими.
Познавательные :Уметь организовывать все виды учебной деятельности, индивидуальной, коллективной, групповой.
Личностные:
Проявлять интерес к способам получения знаний.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.
3 Постановка учебных задач. Эпиграф:
«Величие человеческого общения в умении разрешать конфликты»
Сократ.
«Итак, мы с вами подошли к новой теме»
«Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(о конфликтах)
Тема нашего урока:
«Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации»
Целью нашего урока будет получение новых знаний и навыков в области конфликтов. Вы познакомитесь с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения. Узнаете как правильно нужно себя вести в конфликтных ситуациях
Работа с учебником, запись темы урока в рабочих тетрадях.
« Сегодня мы с вами будем работать в течение всего урока с таблицей.
Предлагаю заполнить 1 колонку таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
«Что такое конфликт?»Запишите слова, ассоциирующие со словом «конфликт»
«Как часто у вас бывают конфликтные ситуации? Всегда ли удается их решить положительно?
Приведите примеры конфликтов из литературы.
Охарактеризуйте виды конфликтов? Ответы на вопросы
Работа по заполнению 1 колонки таблицы.
Работа со словарем
Работают в парах.
Рассказывают алгоритм действий.
Отчет по парам.
Отвечают на вопросы. Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, самостоятельно используя ИКТ
Познавательные:самостоятельно осуществлять деятельность учения,ставить учебные цели,искать и использовать необходимые средства и способы достижения,контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Личностные:
Проявлять интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.
Коммуникативные:
Учиться умению формулировать собственноемнение; строить понятные для партнёра высказывания;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению, формулировать речевое высказывание.
4 Открытие нового «Мозговой штурм» Предлагает заполнить 2 колонку таблицы.
Знаю Хочу узнать Узнал
«Что вы хотели узнать сегодня?»
1. Показ презентации
«Виды конфликтов»
Сообщения на тему :«Метод преодоления разногласий»
«Учитесь слушать других»
«Общение с возбужденным собеседником» 1.Заполняют 2 колонку таблицы
2.Показ презентации
3 .Сообщения.
Регулятивные:
Развивать умениеанализировать тему , извлекать из неё полезную информацию.
Познавательные:
Понимать учебную задачу урока,
оценивать достижения на уроке;
работать в парах: формулировать определения понятий,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные:
Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки в конфликтной ситуации;определять мотив учебной деятельности.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками, готовность к коллективным формам деятельности, уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамипри достижении предметных и метапредметных результатов обучения.
2. Предлагает выполнить практическую работу.
Задание 1. Составит свод правил в конфликтной ситуации
«Правила поведения в конфликтной ситуации».
«Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации»
2. .Выполняют практическую работу.
Составляют таблицу - памятку.
3. Задание в карточках (выборочно).
4.»Волшебные слова»
ТЕСТ
«Конфликтная ли вы личность» 3. Внимательно прочитывают описание ситуаций , делают выводы.
5 Первичное закрепление
Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
-Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это (Учитель дает слово обучающимся, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду.
Не страшно, что все обучающиеся будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию – достоинство и твердость в мягкой форме). Конструктивное предложение
- У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
И конечно практически никогда не пользоваться деструктивным методом общения.
«Как снять эмоциональное напряжение?»
Каждый обучающийся,
не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии в максимально доброжелательной форме.
Примерные ответы :
Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
Сообщение обучающегося. Выполнение физминутки. Регулятивные:
Уметь анализировать последствия конфликтных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения.Познавательные:
Развивать умение формулировать определения понятий, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Познавательные:
уметь структурировать знания,
строить логическую цепь размышлений,
анализировать ход и способ действий,
уметь вести поиск и выделять необходимую информацию.
Личностные:
Сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Коммуникативные:
Анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, освоить основные приемы получения информации по данному предмету и теме.
6 Рефлексия Предлагаю заполнить 3 колонку таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
«Сегодня на уроке я узнал…»
Упражнение «Я хочу тебе пожелать …».
Обучающимся предлагается передать свечу из рук в руки, продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать…»
(4-5 человек)
Учитель берет свечу в свои руки с фразой:
«Прежде чем сказать –посчитай до десяти,
прежде чем обидеть- посчитай до ста,
прежде чем ударить –посчитай до тысячи.
«Я хочу всем вам пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они возникали, то затухали как эта свеча» (тушит свечу). Заполняют 3 колонку таблицы.
Отвечают на вопросы и проговаривают своё отношение к теме данного урока.
Высказывают свои пожелания одноклассникам.
Регулятивные:
Развивать взаимоотношения с окружающими.
Познавательные :Уметь находить верные способы достижения поставленной цели, научиться адекватной рефлексии своей деятельности.
Личностные:
Применять и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Иметь желание участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть приемами и навыками общения со сверстниками.
7 Итог урока Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика.
«Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока! Оценивают работу на уроке. Регулятивные:
Развивать взаимоотношения с окружающими.
Личностные:
Применять и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Владеть приемами и навыками общения со сверстниками;
8 Домашняя работа
Задает задание на дом:
§29 ( вопросы стр.160) Записывают в дневниках домашнее задание с доски.