Консультация для родителей Мир взрослый, мир детский.
Консультация для родителей: «МИР ДЕТСКИЙ И МИР ВЗРОСЛЫЙ»
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает болезненные внутренние противоречия. Связи “ родитель-ребенок” имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.
Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущения психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для ребенка в особенности. Не случайно для специалистов в области семьи считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Современный ребенок уже научился мириться и сосуществовать с оценочной позицией педагога, учителя по отношению к нему. Но по-прежнему каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
В определяющей мере успешность семейной социализации ребенка зависит от взрослого, а точнее, от того, ощущает ли ребенок любовь и внимание своих близких, чувствует ли себя принятым своими родителями. Вряд ли можно найти ребенка, который хотел бы потерять это. Напротив, он готов сделать все, чтобы удержать любовь и внимание родных и значимых для него взрослых. Подчас он становится мастером распознавания желаний, чувств своих домочадцев, приспосабливается к ним, нередко ценой утраты своего собственного «Я» (например, «семейный герой», «потерянный ребенок», «козел отпущения», «шут» и др.), которые вынуждены играть дети в семьях, чтобы существовать в системе межличностных семейный отношений.
Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления.
Неустойчивость, слабая выраженность эмоциональных связей в детско-родительских отношениях приводит к тому, что ребенка начинают подчинять в семье настроением взрослых, отрицая его права на собственные переживания и настроения. Назначение семьи быть для ребенка «эмоциональным тылом», источником безопасности, поддержки и принятия ребенка родителями.