Буклет: Правила поведения в конфликтной ситуации




В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.
Великий персидский писатель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210—1292) по этому поводу писал:

Разгневан — потерпи, немного охладев,
рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
11 табу в конфликтной ситуации:
Нельзя:
Критически оценивать партнера.
Приписывать ему низменные или плохие намерения.
Демонстрировать знаки своего превосходства.
Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
Игнорировать интересы партнера по общению.
Видеть все только со своей позиции.
Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.
Преувеличивать свои заслуги.
Раздражаться, кричать и нападать.
Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
Обрушивать на партнера множество претензий.
В конфликтной ситуации всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.
Служба школьной медиации
МБОУ ООШ № 5
г. Новошахтинска

Правила
поведения
в конфликтных ситуациях
-38100174625 Гнев: брови опущены и сведены, блеск в глазах, рот закрыт, губы сужены или сжаты.
От чего зависят обиды?
- От значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие-то замечания, а другому - нет).
- От собственного контроля.
- От возможных последствий (чем это опасно для нас).
- От нашего личного восприятия (про одного говорят: “А с него все как с гуся водa” , а про другого: “Уж слова ему не скажи, обидится!”).
А если обида уже живет в сердце, если возникли отрицательные переживания, связанные с чувствами унижения, безысходности, гнева? Как психологически защититься от этих отрицательных переживаний?
Надо постараться сформировать в себе состояние бесстрастия и переключиться от эмоций на рассудочную деятельность.
Для практических действий в процессе эмоциональной саморегуляции удобна следующая классификация типов людей, позволяющая оценить собеседника.
Манипулятор - категория людей, стремящихся управлять окружающими с помощью их слабых и сильных сторон и специального воздействия на слабости людей с целью побуждения их делать то, что нужно манипулятору. Главное оружие против них - это умение запретить себе эмоционально реагировать на его действия. Необходимо с улыбкой отвечать манипулятору на его действия.
Невротик - личность с измененным восприятием других людей, их действий и поступков. При общении с невротиком нужно всегда помнить такую формулу: здоровый на больного не обижается!
Примитив - представляет собой тип людей, у которых слабо выражены интеллигентность и навыки культурного поведения. Эти люди живут элементарными чувствами, простыми представлениями о мотивах и поведении людей.
Нормальный культурный человек - общаться с такой категорией людей - самое приятное и почти не сопровождается конфликтами. Если конфликты возникают, то быстро разрешаются путем убеждения в правоте собеседника или компромиссом.