Программа внеурочной деятельности социального направления «Младший школьник – юный исследователь»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от
« 21 » июня 2011 г.
№ 8

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР
___________________Н.И. Проскурина
«22» июня 2011 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического
совета

протокол
от «23» июня 2011 г.
№ 10
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №18» _________В.Д.Демидова
Приказ
от « 31 » августа 2011 г.
№ 182


Программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Младший школьник – юный исследователь»

Направление: социальное
Форма организации: научное общество
Возраст: 6,5-11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: учитель начальных классов
Руднева Валентина Тимофеевна








Старый Оскол
2011


Пояснительная записка

Современное состояние школьного образования в России можно охарактеризовать как переходное. В большинстве своем педагоги пришли к пониманию того, что настало время отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача заключается в обучении, передаче знаний по предмету, а проблемы развития личности не выступали приоритетом, и перейти к развивающей личностно-ориентированной парадигме, признающей ценность личности и ее право на самообразование.
Программа научного общества «Младший школьник – юный исследователь» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу программы курса положены методики, предложенные А.И.Савенковым «Я – исследователь»», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация данной программы способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Направление программы социальное.
Отличительная особенность программы «Младший школьник - юный исследователь» состоит в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Новизна состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую, в использовании различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6,5 - 11 лет.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности:
Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.
Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия;
формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности;
формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта;
стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Срок реализации программы внеурочной деятельности: 4 года.
Программа научного общества «Младший школьник - юный исследователь» социального направления внеурочной деятельности предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 4 года, включает 135 часов с 1 по 4 классы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Младший школьник – юный исследователь» - научное общество.
Формы организации учебного процесса:
индивидуально- групповые;
индивидуальные;
работа в парах;
фронтальная работа.

Формы проведения занятий:
игра,
конкурсы,
презентации,
беседа с элементами игры,
круглый стол,
диалог,
справочное бюро,
публичное выступление,
смотр знаний.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
уметь организовывать свое рабочее место;
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
уметь собирать материал, выбирать нужную информацию;
уметь составлять визитку к проекту;
выполнять пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

уметь организовывать свое рабочее место;
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
уметь собирать материал, выбирать нужную информацию;
уметь составлять визитку к проекту;
выполнять мини- сообщения с использованием презентаций
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

К концу третьего и четвертого годов обучения учащиеся должны:

выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу;
защищать исследовательскую работу и творческие проекты.

Ожидаемые результаты:
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Формы подведения итогов:
Подведение итогов реализации данной программы будет осуществляться в форме смотра знаний (определения уровня развития внимания, восприятия, воображения, мышления) на конец учебного года. Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников.


Учебный план


п/п
Разделы программы
Количество часов



1 год

2 год
3 год
4 год

1
Введение
1
1
1
1

2
Теоретическая часть
Способы мыслительной деятельности
Этапы работы в рамках исследования
27
25
24
21

3
Практическая часть
Самостоятельные исследования
Защита результатов самостоятельных исследований
5
8
9
12


33
34
34
34

Итого:
135
















Учебно-тематический план (первый год обучения)
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечания



Теория
Практика

План
Факт


1
Кто я? Моя семья
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Беседа с элементами игры
1




2
Чем я люблю заниматься. Хобби

Диалог
1




3
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Диалог
1




4
Как собирать материал? Твои помощники

Беседа
1




5
Проблема.

Беседа
1




6
Проблема. Решение проблемы

Беседа
1




7
Гипотеза. Предположение

Беседа
1




8
Гипотеза. Играем в предположения

Беседа
1




9
Цель проекта

Справочное бюро
1




10
Задача проекта

Справочное бюро
1




11
Выбор нужной информации

Справочное бюро
1




12
Выбор нужной информации

Круглый стол
1




13
Интересные люди – твои помощники

Беседа
1




14
Продукт проекта

Справочное бюро
1




15
Виды продукта. Макет

Беседа с элементами игры
1




16
Визитка

Практикум
1




17
Как правильно составить визитку к проекту

Практикум
1




18
Как правильно составить визитку к проекту

Практикум (презентация)
1




19
Мини-сообщение.

Практикум
(презентация)
1




20
Выступление перед знакомой аудиторией

Практикум
1




21
Выступление перед знакомой аудиторией

Справочное бюро
1




22
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Беседа
(презентация)
1




23
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

Семинар
1




24
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Семинар
1




25
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Практикум
1




26
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

Практикум
(презентация)
1




27
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

Беседа с элементами игры
1




28
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
Конкурсы
1




29
Тест «Чему я научился?»

Круглый стол
1




30
Памятка для учащегося-проектанта

Круглый стол
(защита проектов)
1




31
Памятка для учащегося-проектанта

Круглый стол
1




32
Твои впечатления от работы над проектами

Семинар
1




33
Ярмарка достижений

Семинар
1







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
первый год обучения
Содержание программы научного общества "Младший школьник – юный исследователь" можно разделить на несколько разделов:
Введение – 1ч
Теоретическая часть – 27ч
Способы мыслительной деятельности;
Этапы работы в рамках исследования;
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Практическая часть – 5ч
Самостоятельные исследования;
Защита результатов самостоятельных исследований
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Учебно-тематический план (второй год обучения)
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечания



Теория
Практика

План
Факт


1.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Беседа с элементами игры
1




2.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

Диалог
1




3.
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

Диалог
1




4.
Выбор помощников в работе над текстом.

Беседа
1




5.
Этапы работы над проектом.

Беседа
1




6.
Актуальность темы проекта.

Беседа
1




7.
Проблема. Решение проблемы.

Беседа
1




8.
Выработка гипотезы - предположения

Беседа
1




9.
Цель проекта

Справочное бюро
1




10.
Задачи проекта

Справочное бюро
1




11.
Сбор информации для проекта

Справочное бюро
1




12.
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; -осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
Круглый стол
1




13.
Обработка информации. Отбор значимой информации.

Беседа
1




14.
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»

Справочное бюро
1




15.
Играем в ученых. Это интересно.

Беседа с элементами игры
1




16.
Тест «Чему ты научился?»

Практикум
1




17.
Отбор информации для семиминутного выступления.

Практикум
1




18.
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

Практикум (презентация)
1




19.
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

Практикум
(презентация)
1




20.
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

Практикум
1




21.
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

Справочное бюро
1




22.
Совмещение текста выступления с показом презентации

Беседа
(презентация)
1




23.
Подготовка ответов и предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Семинар
1




24.
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

Семинар
1




25.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Практикум
1




26.
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

Практикум
(презентация)
1




27
Играем в ученых. Это интересно

Беседа с элементами игры
1




28
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

Конкурсы
1




29.
Памятка жюри конкурсов

Круглый стол
1




30.
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Круглый стол
(защита проектов)
1




31.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Круглый стол
1




32.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Семинар
1




33.
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

Семинар
1




34.
Советы на лето от Мудрого Дельфина

Семинар
1






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
второй год обучения
Содержание программы научного общества "Младший школьник – юный исследователь" можно разделить на несколько разделов:
Введение – 1ч
Теоретическая часть – 25ч
Способы мыслительной деятельности;
Этапы работы в рамках исследования;
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Практическая часть – 8ч
Самостоятельные исследования;
Защита результатов самостоятельных исследований
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Учебно-тематический план (третий год обучения)
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечания



Теория
Практика

План
Факт


1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»
Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта
Понимать значение слова «гипотеза». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями
Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения
Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации
Придумать и записать творческое название проекта, выбрать помощников. Определить направление поиска ответа на вопрос (предположения)
Разработать эмблему и карту проекта
Выдвигать общую цель и личную цель (цели) в работе над проектом. Участвовать в составлении общего плана работы над проектом. Составлять свой план
Составлять паспорт проекта, готовиться к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией)
Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя
Запоминать толкование новых понятий. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.
Запоминать толкование новых понятий. Составлять памятки по теме проекта.
Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
Составлять паспорт проекта под руководством учителя
Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы
Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи.
Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику
Уметь подводить некоторые итоги своей работы
Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам
Рисовать открытки своим помощникам
Выявлять объём накопленных знаний во время проектной деятельности, поверять на сохранность знаний. Уметь высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года
Вводная беседа. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
1




2
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

Беседа – размышление.
1




3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

Выступление с сообщениями
1




4
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

Работа в группах
1




5
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Фронтальная работа
1




6
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Практическая работа

1




7
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Работа в группах
1




8
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Работа в группах
1




9
Памятки. Составление памяток по теме проекта

Беседа-рассуждение
1




10
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

Фронтальная работа

1




11
Практическая работа. Создание мини-постера

Практическая работа
1




12
Практическая работа. Создание мини-постера

Работа в группах
1




13
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Работа с компьютером

1




14
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Практическая работа
1




15
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Работа в группах
1




16
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

Беседа – размышление.
1




17
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

Творческая работа.
1




18
Программа МРР. Дизайн

Беседа – размышление.
1




19
Программа МРР. Дизайн

Творческая мастерская
1




20
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Практическая работа
1




21
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Работа в группах
1




22
Требования к компьютерной презентации.

Беседа – размышление.
1




23
Требования к компьютерной презентации.

Работа с компьютером

1




24
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Беседа – размышление.
1




25
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Работа в группах
1




26
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

Творческая мастерская
1




27
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту


1




28
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту


1




29
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Творческая работа. Составление визитки
1




30
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка


1




31
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Решение теста
1




32
Твои впечатления работы над проектом

Беседа
1




33
Пожелания будущим проектантам

Игры
1




34
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

Творческая работа
1





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
третий год обучения
Содержание рабочей программы научного общества "Младший школьник – юный исследователь" можно разделить на несколько разделов:
Введение – 1ч
Теоретическая часть – 24ч
Способы мыслительной деятельности;
Этапы работы в рамках исследования;
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Практическая часть - 9ч
Самостоятельные исследования;
Защита результатов самостоятельных исследований
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Учебно-тематический план (четвертый год обучения)
№ п/п
Разделы программы и темы занятий
Характеристика учебной деятельности учащихся
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечания



Теория
Практика

План
Факт


1
Наблюдение и экспериментирование
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия.

Беседа с элементами игры
1




2
Наблюдение и экспериментирование

Диалог
1




3
Методы исследования

Диалог
1




4
Методы исследования

Беседа
1




5
Наблюдение и наблюдательность

Беседа
1




6
Наблюдение и наблюдательность

Беседа
1




7
Совершенствование техники экспериментирования

Беседа
1




8
Интуиция и создание гипотез

Беседа
1




9
Правильное мышление и логика

Справочное бюро
1




10
Правильное мышление и логика

Справочное бюро
1




11
Искусство делать сообщения

Справочное бюро
1




12
Искусство делать сообщения



Круглый стол
1




13
Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Беседа
1




14
Семинар «Как готовиться к защите»

Справочное бюро
1




15
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Беседа с элементами игры
1




16
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практикум
1




17
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практикум
1




18
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практикум (презентация)
1




19
Коллективная игра-расследование

Практикум
(презентация)
1




20
Коллективная игра-расследование

Практикум
1




21
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Справочное бюро
1




22
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Беседа
(презентация)
1




23
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Семинар
1




24
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Семинар
1




25
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Практикум
1




26
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Практикум
(презентация)
1




27
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Беседа с элементами игры
1




28
Семинар

Конкурсы
1




29
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Круглый стол
1




30
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Круглый стол (защита проектов)
1




31
Подготовка собственных работ к защите

Круглый стол
1




32
Подготовка собственных работ к защите

Семинар
1




33
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Семинар
1




34
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Беседа с элементами игры
1




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ
четвертый год обучения
Содержание рабочей программы научного общества "Младший школьник – юный исследователь" можно разделить на несколько разделов:
Введение – 1ч
Теоретическая часть – 21ч
Способы мыслительной деятельности;
Этапы работы в рамках исследования;
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
Практическая часть - 12ч
Самостоятельные исследования;
Защита результатов самостоятельных исследований
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Содержание программы
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
Формируется навык планирования деятельности.
Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
Формируется опыт защиты своей идеи.
Формируется опыт самоопределения.
Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Рекомендуемая модель занятия:
«Беседа учителя»
Выслушивание сообщений детей
Переменка, занимательная страничка
Минутка знакомства
Проверка самостоятельной (творческой) работы







Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе «Младший школьник – юный исследователь» необходимо:
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.

Дидактические игры;
Игры для развития познавательных процессов;
Тематические карточки и таблицы для занятий;
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Формы подведения итогов
В процессе занятий используются различные формы проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение)педагогом, работа по образцу и т.д.;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске. решение поставленной задачи, совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


Список литературы
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова,
Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
10. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях,/Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ, 2013.
Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М. ЭКСМО, 2007г.-228с










13PAGE 15


13PAGE 142315






Заголовок 1 Заголовок 915