Научно-методическая разработка на тему Младший школьник как субъект саморазвития


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Младший школьник
как субъект саморазвития

Разработала:
Амельченкова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов,
кандидат педагогических наук
СМОЛЕНСК - 2017
Младший школьник как субъект саморазвития
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются контуры и педагогическое наполнение актуальнейшей модели персонифицированного воспитания подрастающего поколения.
Истоки персонифицированной системы воспитания берут свое начало в философских и психолого-педагогических подходах, рассматривающих субъектность личности в ее целостном развитии:
- в аксиологическом подходе, признающим человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; - в личностном подходе, признающем уникальность личности;
- в деятельностном подходе, организующим полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность;
- в компетентностном подходе, основной целью которого является достижение обучающимися способности эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
- в культурологическом подходе, который задает социально-гуманистическую программу деятельности, в основе которой лежат наиболее значимые формы социокультурного опыта.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы показывает, что теоретико-методологические основы персонифицированной системы воспитания формировались в ходе всемирного историко-педагогического процесса.
Выдающиеся ученые разных времен вносили и вносят существенный вклад в разработку персонифицированной системы воспитания: Ш.А. Амонашвили, Л.М. Андрюхина, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Т.Г. Браже, А.П. Валицкая, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Г.Б. Корнетов, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Максимова, Н.Д. Никандров, М.Н. Певзнер, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Дж. Хазард и многие другие. Несмотря на это, на сегодняшний момент существует объективная необходимость в теоретическом осмыслении данной проблемы, а также в детальной проработке методического инструментария персонифицированной системы воспитания. Все это, с нашей точки зрения, способно не только обогатить педагогическую мысль, но и задать правильный вектор эффективного внедрения персонифицированной системы воспитания в практическую деятельность образовательных учреждений.
Ученый, доктор педагогических наук К.Г. Кречетников справедливо считает, что «современное образование... должно рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности, а одной из основных задач образования должно стать обеспечение максимально благоприятных условий для саморазвития личности» [9].
Не только ученые и практики осознают важность и значимость персонифицированного подхода к воспитанию детей, но и государство подчеркивает необходимость в его разработке.
Так, в базовом документе федерального государственного образовательного стандарта «Фундаментальное ядро содержания общего образования» определена «важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [8].
В связи с этим процесс образования понимается «не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него» [8].
В федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость в реализации системно-деятельностного подхода, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, а также признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].
Все это подчеркивает актуальность и значимость рассматриваемой проблемы.
Для всестороннего раскрытия сущностной характеристики саморазвития младшего школьника считаем необходимым определить следующее:
- основополагающие понятия «субъект», «саморазвитие» как основы для эффективной реализации персонифицированного подхода;
- особенности младших школьников как субъектов персонифицированной системы воспитания;
- условия, необходимые для саморазвития младшего школьника как субъекта персонифицированной системы воспитания.
Для саморазвития личности младшего школьника необходимо реализовать персонифицированную систему воспитания. Е.Н. Степанов определяет ее как «одну из разновидностей системной организации воспитательного процесса, основой (ядром) которой является одна или несколько событийных общностей людей, их идей, отношений и действий, направленных на создание благоприятных условий для развития конкретной персоны ребенка, выступающего в качестве субъекта саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности (жизнедеятельности) [Из материалов Е.Н. Степанова]. В качестве основы этой системы воспитания выступает событийная общность, в которой ребенок является субъектом саморазвития.
А.Ю. Коджаспиров, М.Г. Коджаспирова в «Словаре по педагогике» определяют понятие «субъект» следующим образом: «Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо» [4].
Мы полагаем, что субъект не столько «развивающееся существо», сколько саморазвивающаяся личность, стремящаяся к персонификации.
С понятием «субъект» теснейшим образом связано понятие «саморазвитие».
С нашей точки зрения, наиболее полное определение саморазвития дается в «Словаре терминов по общей и социальной педагогике»: «Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественного физиологического, психического и социального развития [10].
Более того, в данное определение целесообразно внести и духовное развитие личности ребенка.
По нашему мнению, саморазвитие ребенка, в том числе младшего школьника, будет протекать успешно, если субъекты детско-взрослой событийной общности будут знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сторонников и последователей (Л.И. Айдаровой, А. К Дусавицкого, А. К. Марковой, Ю. А. Полуянова, В. В. Репкина, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман и др.)
Развитие познавательных процессов у младших школьников происходит в учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.
В рассматриваемой деятельности складываются психологические новообразования, которые являются основой, обеспечивающей саморазвитие личности.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование.
Старший дошкольный и младший школьный возраст - период интенсивного развития ребенка, в том числе и речевого. В этом возрасте физическая сторона речевой действительности отходит на второй план. Акцент смещается на усвоение многообразных функций речи и форм их выражения, на семантическую (смысловую) сторону речи.
В начальной школе учащиеся более осознанно начинают использовать коммуникативную, воздействующую, регулятивную и планирующую функции.
Психолог И.Ю.Кулагина связывает развитие речи младших школьников с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач.
Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат [1, с. 128].
В процессе саморазвития младших школьников велика роль и научных понятий. Л.С.Выготский отмечал, что осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий [2].
Успешность формирования понятия зависит от того, насколько полно задействована в этом мыслительная деятельность обучаемого. Процесс овладения понятием проходит в своем развитии несколько этапов:
1. Первоначально ребенок усваивает общий признак понятия черезсловесное определение и некоторые частные признаки при использовании наглядности, которая часто выражает несущественные особенностиизучаемого объекта. На этом уровне частные признаки стоят в одном ряду с общим, но не внутри него. Они связаны между собой линейным отношением.
2. Общий признак по мере дальнейшего усвоения понятия расчленяется на ряд частных, уже существенных. Обучаемый получает возможность детально рассмотреть каждую особенность в отдельности. За тем выделенные признаки дифференцируются. Между ними устанавливается иерархическое отношение. Теперь частные признаки находятся внутри общего.
Психологами отмечено влияние мышления на другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [3, с. 53].Память младшего школьника приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной, имеющей ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от любой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) к группировке, классификации, схематизации, установлению аналогий, осмыслению связей разных частей материала и др.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Младший школьник становится самостоятельным, сам выбирает линию поведения в той или иной ситуации.
В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в младшем школьном возрасте. Учащиеся впитывает в себя моральные ценности, стараются следовать определенным правилам, что является благоприятной основой для его саморазвития.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Психологи отмечают, что учащиеся этого возраста способны оценить свой поступок с точки зрения его результатов, изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. В поступках появляется смысло-ориентировочная основа, которая тесно связана с дифференцированностью внутренней и внешней жизнью. Ребенок способен побороть свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам и не приведет к поставленной цели. Важной стороной жизни младшего школьника становится смысловая ориентировка в своих действиях.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, которая влияет на процесс становления человека как личности, способной самостоятельно осмысливать окружающую действительность и принимать решения.
Для наиболее продуктивного становления личности учащегося важно внимание и оценка взрослого, особенно учителя. В.С. Мухина отмечает: «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни» [3, с. 56].
Именно в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к саморазвитию, к совершенству.
В саморазвитии младшего школьника огромную роль играет детская событийная общность. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке, для формирования у него, с одной стороны, волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений, с другой стороны, толерантности.
В мотивационной сфере имеют место следующие новообразования:
ориентация на процесс, на его приоритетное значение в присвоении знаний и опыта поведения;
«закладка» (В.В. Давыдов) мотивов самосовершенствования и самоопределения;
тенденция к стремлению осознания причин, смыслов, их поиск в учебном процессе, в содержании учебного материала;
стремление к самооценке - основе для формирования самосознания и внутренней позиции личности с ориентацией на авторитет внешней оценки;
принятие целей деятельности с тенденцией самостоятельности как неосознаваемой потребности;
в коммуникативной сфере: потребность в общении с учителем, как непререкаемым авторитетом; подражательность учителю; доверчивость в общении с учителем;
ориентация на игровую деятельность как на основное средство общения;
возможность реализовать коммуникативную потребность в другом человеке посредством игры;
в когнитивной сфере: формирование самосознания, его становление и развитие, проявляющееся как результат появления абстрактного мышления (потенциал развития и приложения разноуровневой смыслопоисковой деятельности и одной из составляющих личностного функционирования структур сознания в учебном процессе. Одним из наиболее эффективных процессуальных воплощений смыслопоисковой деятельности выступает игровая ситуация (Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин и др.), способствующая познавать и решать практические задачи «играючи» в свободном выражении творческих сил [5].
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что младший школьник с его возрастными и психофизиологическими особенностями готов к осуществлению саморазвития.
Учителям, родителям как субъектам взрослой событийной общности персонифицированной системы воспитания необходимо учитывать рассмотренные особенности младших школьников и создавать необходимые условия для их саморазвития.
С нашей точки зрения, одним из ключевых компонентов персонифицированной системы воспитания является технология саморазвития личности (Г.К. Селевко и др.)
В ее основе лежит создание благоприятных условий, необходимых для саморазвития младшего школьника как субъекта персонифицированной системы воспитания.
С целью определения условий, необходимых для саморазвития личности младшего школьника, работала творческая группа учителей начальных классов МБОУ «СШ №33» города Смоленска. Результаты работы творческой группы представлены в таблице 1.
Таблица 1
«Условия, необходимые для саморазвития личности младшего школьника»
Условия, необходимые для саморазвития личности младшего школьника Основные способы реализации условий для саморазвития личности младшего школьника
Развитие потребности соблюдать принципы здорового образа жизни посещение уроков физической культуры, спортивных секций, уроков здоровья;
участие в мероприятиях по ЗОЖ;
соблюдение режима дня и правил личной гигиены
Умение осуществлять саморазвитие нравственно-этических ценностей само и взаимопроверка по «ключу»;
использование оценочного листа;
рефлексия
Умение самостоятельно определять цели своей деятельности самоцелеполагание;
самоконтроль;
самоанализ;
самокоррекцияУмение планировать собственную деятельность составление алгоритма деятельности;
выбор заданий по уровню сложности
Умение строить учебные действия в соответствии с социально-контекстной ситуацией использование маршрутного листа;
составление плана работы;
использование различных практик
Умение самостоятельно исследовать среду с опорой на опыт (знания, компетенции) проведение экскурсий, практических работ, уроков-исследований;
участие в НОШ;
участие в проведении опытов
Умение организовать учебное сотрудничество, работая в паре, группе работа в динамической, статической, вариационной парах, микрогруппах;
создание проектов
Умение находить в тексте нужную информацию, выделяя главное использование памяток;
составление плана, различных моделей (логико-смысловой модели и др.);
составление интеллект-карт,
синквейнов, кластеров
Умение осуществлять самооценку, используя различные критерии само- и взаимопроверка по «ключу»;
использование оценочного листа;
рефлексия
Самостоятельно формировать портфолио личных и учебных достижений мотивирование младших школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и др.;
систематизация материала
Таким образом, помочь младшему школьнику стать саморазвивающейся личностью возможно, если детско-взрослая событийная общность четко понимает и осознает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, признает его уникальность и самобытность, если создает необходимые условия для эффективной реализации персонифицированной системы воспитания в образовательном процессе.
Список использованной литературы
Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвуз. сб. научн. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т. - Новосибирск, 1993. - С. 30-36.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.176
Лакоценина Т.П. Возрастные особенности младшего школьника и личностная ориентация образования. // Личностно ориентированная педагогика в начальной школе: Научно-методический сборник. - Вып. 1. - Воронеж, 1997, - с. 43-50.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. - М.: Аст, 1998. – С.226.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.- С.33.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.- С.59.
http://www.eidos.ru/http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf