Рабочая программа. Литература. 7 класс. УМК Курдюмова.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утвержденного приказом министерства образования России от 5. 03. 2004г. №1089»;
учебного плана МКОУ Морозовская СОШ на 2016-2017 учебный год;
примерной программы основного общего образования по литературе;
Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
В содержании Рабочей программы изменений не внесено, за основу взята авторская программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2010.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
-соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
-построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
-обеспечивает условия для реализации практической направленности;
-учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы учебного курса литературы для 7 класса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Место предмета в учебном плане МКОУ Морозовская СОШ: учебный план МКОУ Морозовская СОШ на 2016-2017 учебный год отводит на изучение литературы в 7-ом классе 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Уровень обучения базовый.
Реализовать цели данной рабочей программы помогает учебник: Учебник-хрестоматия «Литература 7 класс» для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013.
Специфика предмета:
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс
овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.
Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 7 классе.
Педагогические технологии, используемые на уроках:
проектно-исследовательские технологии;
технология педагогического эксперимента,
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
- технология адаптивного обучения.
Формы организации учебного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- иссгедование, урок-практикум, урок развития речи, урок-концерт, заочная экскурсия, урок- инсценирование (урок-спектакль), урок-конкурс, викторина, творческая мастерская, урок с использованием ИКТ, урок-путешествие.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
опрос с помощью перфокарт;
взаимопроверка;
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
чтение и анализ;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
написание сочинений;
пересказ (подробный и выборочный);
ргбота по РР.
Формы текущего контроля знаний в 7 классе:
тест; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера.
2. Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание
Количество часов
Тема
Р.Р.
1.
Введение
1
2.
Фольклор
3
3.
Классическая литература 19 в.
42
7
4.
Литература 20 в. и ее жанры
14
1
5.
Зарубежная литература
10
Итого
70
Содержание программы учебного курса литературы для 7 класса
Введение (1ч.)
Введение в курс литературы 7-го класса.
Знакомство с родами литературы, особенностями лирической, эпической и драматической литературы.
Фольклор (3ч.)
Отражение в фольклоре национальных черт характера.
Выражение в былине «Садко» исторического сознания русского характера. Былинный сюжет. Традиционный герой и его поведение.
Сатирическая драма «Барин» и её особенности. Слияние игры и постановки.
Детский фольклор ( потешки, считалки, дразнилки). Сфера его употребления.
Классическая литература 19 в. (42ч.)
Классическая литература 19 века, её особенности.
Басня в античной литературе. Русская басня 18-19 веков. Жанр басни, история его развития. Аллегория как основа художественного мира басни. Языковое своеобразие басен.
В.А.Жуковский.
Слово о поэте. Баллада «Рыбак» и «Перчатка». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А.Жуковского-переводчика.
Дж.Байрон.
Романтический настрой и трагическое мировосприятие в стихотворениях Дж. Байрона. Языковое своеобразие.
А.С.Пушкин.Жанры лирики поэта. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема
дружбы в лирике Пушкина.
Жанры прозы А.С.Пушкина. Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.
Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, её основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
М.Ю.Лермонтов.
Различные жанры в творчестве поэта.
Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.
Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Н.В.Гоголь.
«Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Пьеса «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала комедии.
Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
И.С.Тургенев.
«Записки охотника». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Творческая работа - написание стихотворения в прозе по одной из заданных тем.
Н.А.Некрасов.
Гражданская лирика поэта. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.
Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь.
Н.С.Лесков.
Сказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сатирические сказки писателя. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
М.Твен.
Памфлет «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Особенности стиля писателя. Острая сатира.
А.П.Чехов.
Рассказ «Хирургия». Трагическое и комическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Рассказ «Жалобная книга». Необычность рассказа, его юмористическая направленность.
Э.По
Детективный жанр.
А.Конан Дойль.
Рассказы о Шерлоке Холмсе. Рассказ «Пляшущие человечки» как один из самых ярких рассказов о Шерлоке Холмсе.
В.Я.Брюсов.
Творчество поэта.
Бальмонт.
Жанры лирики Бальмонта.
И.Северянин.
Активность поисков новых жанров в лирике.
Р.Киплинг.
Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если»
Литература 20 века и ее жанры (14ч.)
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века.
Лирика начала 20 века.
Из истории сонета.
М.Горький.
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм раннего творчества М.Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
«Сказки об Италии». Особенности жанра сказки-очерка. Прославление Горьким человеческого единства, созидательного труда, доброты. Язык сказок.
Сочинение по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».
М.Булгаков.
«Ревизор с вышибанием». Ранняя творческая работа М.Булгакова. Пьеса на новый лад.
Отрывки из повести «Собачье сердце».Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.
К.Г.Паустовский.
«Рождение рассказа». История рождения писательского творчества, истоки вдохновения.
М.А.Шолохов.
Отрывки из романа «Они сражались за Родину». Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Русские солдаты на поле брани, их героизм. Гуманизм романа М.Шолохова.
Итоговое контрольное сочинение о подвиге русского солдата в годы Великой Отечественной войны.
А.Т.Твардовский.
Жанры лирики А.Т.Твардовского
В.Г.Распутин.
Повесть «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.
Ф.А.Абрамов.
Рассказ «О чем плачут лошади». Нравственное воспитание учащихся. Гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».
А.В.Вампилов.
«Несравненный Наконечников»
Зарубежная литература (10ч.)
Р.Шекли.
Фантастические произведения. Сила человеческого характера. Юмор в произведениях Шекли.
Из истории эссе и пародии. Особенности языка.
Р.Бредбери.
Фантастический мир Бредбери.
Г.Уэллс.
«Война миров»
Японские трехстишия (хокку).
О.Генри.
Рассказы О.Генри.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик 7 класса должен
знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.
уметь:
Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;
Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока в году
№
урока
в теме
Дата
Тема урока
Примечание
План.
Факт.
Введение (1)
Цели: показать значение изучения литературы;
Познакомить с родами и жанрами художественной литературы.
1.
1.
Введение. Роды и жанры художественной литературы.
Фольклор (3)
Цели: учить определять жанры фольклора, содержание фольклорных произведений;
познакомить с былинами, их особенностями.
2.
1.
Фольклор и его жанры. Былина «Садко-купец, богатый гость».
3.
2.
Художественные особенности сатирической драмы «Барин».
4.
3.
В/чтение. Детский фольклор.
Классическая литература XIX века (13)
Цели: познакомить с жанрами классической литературой 19в.;
выявление отличительных черт литературы 19 века;
учить анализировать произведения, выразительно читать.
5.
1.
Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни.
6.
2.
Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова).
7.
3.
Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка».
8.
4.
Дж. Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!»
9.
5.
Романтический герой в лирике Байрона.
10.
6.
Творчество А.С.Пушкина. Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина.
11.
7.
Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть.
12.
8.
Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
13.
9.
В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения.
14.
10.
Из истории романа. История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.
15.
11.
Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.
16.
12.
Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
17.
13.
Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
18.
14.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
19.
15.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики
20.
16.
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания
21.
17.
Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
22.
18.
Из истории жанра сатиры. Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.
23.
19.
Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
24.
20.
Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
25.
21.
Анализ отдельных сцен
26.
22.
Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
27.
23.
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра
28.
24.
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра
29.
25.
Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
30.
26.
Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
31.
27.
Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа
32.
28.
Характеристика героев сказа «Левша»
33.
29.
В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах»
34.
30.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
35.
31.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
36.
32.
М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»
37.
33.
А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы.
38.
34.
Э.По – родоначальник детективного жанра.
39.
35.
А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе
40.
36.
Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки»
41.
37.
Р/речи. Написание детективного рассказа
42.
38.
Жанры эроса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова
43.
39.
Жанры лирики Бальмонта
44.
40.
Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина
45.
41.
Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если»
46.
42.
Р/речи. Из истории сонета
Литература XX века и ее жанры (14)
Цели: выявление отличительных черт литературы 20 века;
учить анализировать произведения, выразительно читать.
47.
1.
М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко
48.
2.
М.Горький. «Старый год»
49.
3.
В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»
50.
4.
М.Булгаков «Ревизор с вышибанием»
51.
5.
К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа»
52.
6.
Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений
53.
7.
М.Шолохов «Они сражались за Родину»
54.
8.
М.Шолохов «Они сражались за Родину»
55.
9.
Жанры лирики А.Т.Твардовского
56.
10.
Жанры лирики А.Т.Твардовского
57.
11.
«Уроки французского» В.Г.Распутина
58.
12.
«Уроки французского» В.Г.Распутина
59.
13.
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»
60.
14.
А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»
Зарубежная литература (10)
Цели: познакомить с произведениями зарубежной литературы;
выявление отличительных черт; учить анализировать произведения, выразительно читать.
61.
1.
Р.Шекли «Запах мысли»
62.
2.
В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери
63.
3.
В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери
64.
4.
В/чтение. Г.Уэллс «Война миров»
65.
5.
Из истории пародии.
66.
6.
Годовая контрольная работа
67.
7.
Японские трехстишия (хокку)
68.
8.
Рассказы О.Генри
69.
9.
Рассказы О.Генри
70.
10.
Подведем итоги
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературе
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка за сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные
ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.
«2»
Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
7. Информационно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы
Список информационных источников для обучающихся:
Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс» для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.
Библиотека школьника. Русская поэзия XIX-XX веков. М.: АСТ, Астрель, 2009.
Библиотека школьника. Русская проза XIX-XX веков. М.: АСТ, Астрель, 2009.
Полная хрестоматия 7 класс.
Тексты художественных произведений.
Список информационных источников для педагога:
Государственный стандарт среднего(полного)образования по литературе;
Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007
И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007
В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2009
Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 2008
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
Е.В.Любичева, Н.Г.Ольховик. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. СПб.: Сага, 2005.
В.Т.Дорожкина. Основы стихосложения школьникам на уроках и во внеклассной работе. Практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-торческих объединений. М.: Аркти, 2006.
А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке (из серии «Библиотека учителя»). М.: Просвещение, 2007.
М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис Пресс, 2005.
Образовательные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
Материально – техническое обеспечение программы:
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Аудио- и видеоаппаратура.
Персональный компьютер.
Интернет-ресурсы.
13PAGE 15
13PAGE 141015
џ° (0815