Конспект урока информатики 9 класс Ветвление на Паскале


Конспект урока по информатике и ИКТ 9 класс
Тема: Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Дата: 18.03.16
Цели  урока:
ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
научиться  изображать  разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.
Задачи:
Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.
Тип урока:  урок получения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Презентация), листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), опорный конспект урока для учащихся (Приложение 3), задания для самостоятельной работы (Приложение 4), смайлики для рефлексии (желтые и красные)
В начале урока класс делится на три группы:
1 гр. – 1 уровень сложности (базовый уровень), 2 гр. – 2 уровень сложности (повышенный уровень),3 гр. – 3 уровень сложности (углубленный уровень).
В каждой группе заранее учителем выбирается капитан (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)III. Изучение нового материала (12 мин.)IV. Закрепление изученного (20 мин.)
Работа в группах
Работа в парах.
Самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока (3 мин).VI. Рефлексия (1 мин.) VII. Домашнее задание (1 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем интересный урок. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть капитан, который будет отмечать в листе оценок  количество правильных ответов (+), когда вы будете работать группой и в парах. Капитан также поставит Вам оценку за активное участие в группе. Я тоже Вам поставлю оценку за активность работы группы, а также за самостоятельную работу. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок. Во время урока все новые определения Вы будете вписывать в опорные конспекты.
II. Актуализация опорных знаний
 Фронтальный опрос:
Дайте определение алгоритму;
Перечислите свойства алгоритма;
Назовите способы записи алгоритмов;
Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
Какой алгоритм называется линейным?
Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:
а)

б)

в)

III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя: Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)  К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм. Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром, собираясь в школу, мы обязательно посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с собой зонт… (Ребята продолжают приводить примеры). Такие условия  встречаются в нашей жизни довольно часто.Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.Таким образом, появляется новый вид алгоритма.– Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»).– Попробуйте дать ему определение. (Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?  (Полная и неполная форма ветвления).

– А теперь попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока:
Цель урока:
познакомиться с  алгоритмической структурой ветвление;
изучить полную и неполную формы команды ветвления;
Научиться  изображать  разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схем.
Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.
Полная Неполная
Если условие то действие 1 иначе действие 2 Если условие то действие 1
if условие then действие 1 else действие 2 if условие then действие 1
Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:
Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет. Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

IV. Закрепление изученного1.  Работа в группах
Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.
1 группа
Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою»
С.Есенин  «Гой ты, Русь, моя родная»
2 группа
Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик.
3 группа
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом:Идет направо – песнь заводит,Налево – сказку говорит,Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…
А.С.Пушкин
Учитель: В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.
Выражения, используемые в качестве условий.
A < B A меньше B
A <= B A меньше или равно B
A = B A равно B
A > B A больше B
A >= B A больше или равно B
A<>B A не равно B
Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.
Рассмотрим  пример:

х 5 –2 0
у 30 6 10

Предложить ученикам написать программу на языке Паскаль вместе с учителем.
Program zadacha1;Var x,y: integer;beginwriteln(‘Введите x:’);readln (x);if x<0 then y:= 8+x;else y:= 4*x+10;writeln (‘y= ’,y );end.
2. Работа в парах
Ребята внутри каждой группы делятся на пары.
Задание: Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:
1) 
а 0 2 4 6 8
х –5 –1 3 18 22
Выслушиваются ответы всех пар и сравниваются с правильным. Если учащиеся допустили ошибки, то они разбираются.
2) Для более подготовленных учащихся

Ввод  Х 4 148
Вывод  Х 20 220
3. Самостоятельная работа. (Приложение 4). Каждый ученик садиться за компьютер. На рабочем столе открыв файл «Самостоятельная работа», он выбирает одно любое из предложенных  заданий и строит в тетради блок-схему. Тетради в конце урока сдаются учителю на проверку.
V.  Подведение итогов урока
– На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами из таких предметных областей как литература и математика.
Учитель: Приведите примеры из  других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами.(Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл;  Русский язык: если вопрос к глаголу содержит « ь», то глагол пишется с «ь» знаком,  иначе без «ь» знака).Учитель: Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся»  структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к  правильному, достойному результату!
VI. Рефлексия
– Каков же результат нашего урока? Выполните алгоритм:  Если понравился урок, то поднимите желтый смайлик, иначе красный смайлик.
Учитель: Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?
VII. Домашнее задание в опорном конспекте (любые два задания)