Конспект к уроку Культура Древней Греции
Античная цивилизация (конспект уроков)
Гатальская Е.А., учитель
мировой художественной культуры
МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска
Ставропольского края
Античная культура – культура древней Греции и Рима. Античная культура – величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации.
Культура Древней Греции
Можем ли мы назвать древнегреческую культуру культурой полисов и почему?
Особенности древнегреческой культуры:
демократичность;
господство в ней таких эстетических категорий как красота, мера и гармония;
агональность (состязательность);
катарсис – очищение и возвеличивание человеческой души.
Периодизация древнегреческой культуры:
Крито-микенский (эгейский);
Гомеровский;
Архаический;
Классический;
Эллинистический.
Крито-микенская культура
Исключительное явление -
ничего греческого, ничего римского.
Артур Эванс.
Крит – остров в Средиземном море, именно здесь возникло первое государство в Европе.
Какие мифы Древней Греции связаны с этим островом?
Особенности критской культуры:
светский (дворцовый) характер (не прославляли божества);
религия существовала, но не она была главной темой критского искусства;
религиозные церемонии проводили не в храмах, а в «священных» рощах;
критские дворцы не были укреплены, т.к. сильный флот надёжно защищал Крит от нападения врагов;
дворцы были не крепостями, а дворцами со всем великолепием;
критские художники не изображали фигуры сильных мира сего более крупными, чем фигуры простых смертных.
Критская архитектура.
Дворцовый комплекс в Кноссе – лабиринт.
Это самый большой дворец в древней архитектуре (площадь 20 тыс. кв. м). Особенности обустройства дворца:
окна были заменены световыми колодцами-двориками, что давало свет и прохладу;
вентиляционные устройства;
вращающиеся двойные двери;
великолепные помещения для омовений;
водоотводные каналы;
мастерские и кладовые, глиняные сосуды с амфорами для оливкового масла, мёда, вина – ёмкость – 75 тыс. литров;
белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, ничего громоздкого;
главное украшение дворцовых покоев – живопись.
Цель критской знати – извлечь все радости из жизни, окружить себя роскошью.
Живопись представлена настенной живописью – фресками.
«Парижанка», «Игры с быком», «Дамы в голубом».
Раскрашенные рельефы. «Царь-жрец».
В чём выражается сходство с древнеегипетской живописью?
В критской керамике («Ваза с осьминогом») выразилась любовь к морю, к вечному движению, к цветовым переливам морской волны.
Чеканка – кубки, изображающие сцены ловли и приручения диких быков. Ритон – священный сосуд в виде бычьей морды из чёрного стеатита с глазами из чёрного хрусталя.
Что же нового дало искусство Крита?
Созерцание моря, море как источник главных земных благ;
изменчивость и движение – основы художественного образа;
волнистость расплывающегося узора, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность.
Критское царство погибло в конце 15 в. до н.э. Критская цивилизация не возродилась.
Но Крит заслуженно считается колыбелью древнегреческой, а, следовательно, и европейской цивилизации. Критяне первые радостно залюбовались видимым миром.
Юное, чистое восприятие жизни,
культ земной радости,
обожествление красоты,
изощрённость вкуса в сочетании с простодушием художественного восприятия – вот характерные особенности критской культуры.
Искусство Древней Греции
Греческий художник не изображал ничего, кроме красоты.
Лессинг.
Мы любим прекрасное, соединённое с простотою, и
мудрость без изнеженности. Перикл.
Характерные особенности греческой культуры:
- светский характер культуры;
- отношение к человеку как к подлинной ценности;
- осмысление таких понятий как гражданская свобода,
равноправие, гражданский долг, гармоничное развитие
личности и др.;
- искусство Древней Греции – образец для подражания, развитие
европейской цивилизации на основе греческой.
Культура Гомеровского времени (XI-IX вв. до н.э.).
Гомеровский период – «тёмные века» в истории Древней Греции.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - величайшие памятники античной литературы.
Греческий эпос – особый вид искусства со своими правилами речевого и музыкального исполнения. Песни исполняли певцы – аэды (или рапсоды). По установившейся традиции их всегда представляли слепыми. Гомер также был «великим слепцом». «Илиада» и «Одиссея» написаны особым стихом – шестистопником (по-гречески – гекзаметр).
Греки-язычники именно в этот период создали олимпийский пантеон, во главе которого стоял Зевс.
Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.) – культура полисов, состязательное начало греческой культуры.
Развитие письменности, литературы. Дифирамб – песнь в честь бога Диониса – наиболее часто встречающаяся форма хоровой лирики.
Идея о победе в каком-либо состязании рассматривалась как высшая ценность, приносящая победителю почёт и уважение среди граждан полиса. Жемчужиной среди греческих игр стали Олимпийские игры (776 г. до н.э.).
- Что представляли собой Олимпийские игры? Почему они носили аристократический характер?
Архитектура.
Архитектура Древней Греции носила храмовый характер.
Чаще всего строились периптеры – прямоугольные храмы в плане здания, со всех сторон окружённые колоннами.
В своей основе храм состоял из целлы (культового помещения) и портика (пространство между целлой и колоннами).
Колонны – отдельно стоящие опоры. В отличие от египетских, греческие колонны соразмерны человеку. Идеальным соотношением количества колонн по короткой и длинной стороне храма: 2а + 1.
В Греции возникла ордерная система. Ордер – это порядок связи несущих и несомых частей здания в конструкции.
Существовало 3 ордера: ионический, дорический и коринфский.
Особенность греческой архитектуры – антропоморфизм – уподобление дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской – грациозной женской фигуре (атланты и кариатиды).
Скульптура тесно связана с архитектурой.
- Почему говорят, что скульптура Древней Греции рождалась на стадионах?
Для древнегреческой ску
·льптуры был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Скульптура архаической эпохи отличалась несовершенством, представлена двумя типами фигур: обнажённого юноши - куроса и задрапированной в длинные одежды девушки – коры. Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек – кор – отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимся, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя (архаическая улыбка).
Вазопись.
- Почему именно древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи?
Керамика сопровождала грека на всём его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.
Постепенно формируется два стиля керамики: краснофигурный и чёрнофигурный.
Вопросы: 1) Каково было значение гомеровского этапа в культуре
Древней Греции?
2) Постарайтесь оценить значение изобретения греками
ордерной системы для дальнейшего развития
архитектуры.
3) Почему в Греции достигло высокого расцвета
искусство вазовой росписи.
Индивидуальное задание к следующему уроку:
сообщение об Афинском Акрополе
(Парфенон, Эрехтейон).
Культура Греции Классической эпохи
Классическая эпоха – вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.
Возвышение Афин.
Афины – наиболее развитый греческий полис, обладавший огромным военным и экономическим потенциалом, самой развитой демократической системой. Афинское государство – источник политических и культурных влияний в Греции, законодатель мод в художественном творчестве.
Середина V в. до н.э. – «золотой век Перикла».
Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании – экклесии, обладавшем высшей властью.
Афинское государство заботилось о культурном досуге граждан: малоимущим выплачивались из казны особые театральные деньги – теорикон.
В Афинах существовала развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где им преподавалась грамота, литература, математика, музыка.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию: строились гимнасионы с залами и банями и палестры для тренировок молодёжи.
Цель образования в Афинах – всестороннее развитие личности.
Древнегреческий театр.
- Что вы помните о древнегреческом театре? Какова была его роль в жизни древних греков?
Какие жанры были представлены в театре Древней Греции?
Устройство греческого театра:
- орхестра;
скене;
театрон.
Котурны – обувь на высокой платформе.
Великие драматурги-трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид.
Мастер аттической комедии: Аристофан.
Архитектура
- Какой характер носит архитектура Древней Греции?
- Каковы особенности древнегреческого храма? Что такое периптер,
целла, колонны?
- Какую роль кроме религиозной выполняли храмы Древней Греции?
Особое место в архитектуре Древней Греции занимает великолепный храмовый ансамбль – Афинский Акрополь, который был выражением силы и могущества демократических Афин.
Сообщение учащегося об Афинском Акрополе
Парфенон – храм в честь Афины-Девы.
Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Южный фасад украшен кариатидами.
Скульптура Древней Греции – образец классического совершенства. Для её стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация, статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, внутренний мир героев лишён борьбы чувств и мыслей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть.
Величайшие греческие скульпторы – Фидий, Мирон и Поликлет.
Что вы помните о Фидии? Какие произведения были им созданы? В какой технике он работал?
Мирон – первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. В скульптуре «Дискобол» воплощён идеальный образ человека.
Поликлет – автор знаменитого трактата «Канон», в котором были определены идеальные пропорции человеческого тела. Так, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба.
Оригиналы работ не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.
Вопросы: 1) Каков был гражданский идеал древних греков и
как он воплощался в искусстве?
Каковы были основные направления развития классического греческого искусства?
Каков был вклад древнегреческой культуры в сокровищницу мировой культуры?
Проверочная работа по теме «Культура Древней Греции»
I вариант
1. Что такое античная культура?
2. Каковы особенности культуры Древней Греции?
3. Что такое периптер?
4. Из каких частей состоит древнегреческий храм?
5. Как называется верхняя часть колонны?
6. Что такое атланты?
7. Назовите два вида керамических изделий в Древней Греции.
8. Перечислите имена великих драматургов-трагиков и мастеров аттической комедии.
9. Что представляет собой Афинский Акрополь? Перечислите знаменитые сооружения на Акрополе.
Проверочная работа по теме «Культура Древней Греции»
II вариант
1. Какова периодизация культуры Древней Греции?
2. Каковы особенности Крито-Микенской культуры?
3. Что такое портик?
4. Что такое колонна, каковы виды колонн, их значение?
5. Что такое кариатиды?
6. Как назывались скульптуры архаического периода, в чём их особенности?
7. Перечислите имена великих древнегреческих скульпторов.
8. Проведи заочную экскурсию по Акрополю, расскажи об особенностях имеющихся там сооружений.
9. Каково значение культуры Древней Греции?