Урок обобщения по всеобщей истории для 9, 11 классов на тему «Вторая мировая война»
Повторительно-обобщающий урок по всеобщей истории на тему:
«Вторая мировая война»
Маркелова Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания
Цель урока:
Обобщить пройденный материал по II-мировой войне, закрепить знания конкретных событий, дат, дополнительного информативного материала с помощью разных познавательных заданий.
Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.
Развивать у учащихся чувство патриотизма, гордость за героическое прошлое в борьбе за свободу и независимость всего мирового сообщества, уважение мужества и смелости как качества героев Второй мировой войны, любовь к Отечеству.
Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;
Воспитывать интерес к предмету
Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, вопросы в конвертах для каждой команды, листы бумаги, ручки.
Ход игры
- Здравствуйте уважаемые гости! (музыка)Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!Сегодня играют 2 команды: «Северные Амуры», капитан команды- ___________ против «Викингов», капитан _______________ .Уважаемые члены клуба и зрители!Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.А теперь я познакомлю вас с правилами игры!Вы видите на экране игровое табло.Команды должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ команде дается 1 очко. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право ответа переходит другой команде.13 вопрос – БЛИЦ. В этих конвертах по 4 вопроса, на которые должны быстро ответить игроки команды. Ответы должны быть представлены в письменном виде.
Для обсуждения вопроса даётся одна минута. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные ответы».Затем произносится правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов получит команда.
У какой команды баллов больше, та и победила в игре.
1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.Итак, мы начинаем игру! ГОНГВопросы игры:
Перед вами фотографии двух атомных бомб, сброшенных американцами 6 и 9 августа 1945 года, на японские города Хиросима и Нагасаки.
Как их назвали американцы? (Толстяк, Малышка)
«Лис пустыни». Кто получил это прозвище? (Э. Роммель)
20 июля 1944 г. - что произошло в этот день? («ВАЛЬКИРИЯ» попытка гос. переворота)
Гитлер считал своим главным врагом в СССР не Сталина, как можно подумать. А именно этого человека. Советские власти тщательно охраняли его, Гитлер объявил награду за его голову 250 тыс. марок.
Назовите этого человека. (Ю. Левитан)
5. По какому принципу образован ряд?
Тегеран 1943, Ялта(Крым) 1944, Потсдам 1945 ( конференций руководителей
трех стран антигитлеровской коалиции) 6. О чем говорит фотография? (Нюрнбергский процесс) 7. Установите историческую личность:
А) О нём говорили:
Шолохов М: «Ходит, улыбается, а глаза, как у тигра».
Бухарин Н: «Чингиз-хан, прочитавший К. Маркса»
Б) Его псевдонимы: «Балабуст», «Рябой»
В) Сам он говорил: «Из грязи делают князя». «Власть и Слава без крови не бывают» (Сталин) 8. Определите понятия по его токованию:
1.Ф - - - - м - идеология, объединившая группу наиболее агрессивных кругов Германии с целью установления мирового господства (Фашизм)
2. А - - - - - - я - военное вторжение с целью уничтожения независимости и целостности другого государства. (Агрессия)
3. К---------я- платежи, взимаемые государством-победителем с побежденного государства(Контрибуция)
9. Соотнесите понятия и определения:
1.Денацификация
а) массовое уничтожение евреев в годы II МВ
2.Ленд - лиз
б) лица и организации, сотрудничавшие с оккупантами в годы Второй Мировой войны
3.Холокост
в) насильственное изгнание, высылка , ссылка
4.Коллаборационизм
г) возмещение побежденным государством причиненного им ущерба государству победителю
5. Репарации
д) ликвидация в Германии после войны нацистской партии и ее структур
6. Депортация
е) договор о передаче взаймы или в аренду вооружений и боеприпасов
10. Дайте названия логическим рядам:
1. Барбаросса, Ост, Морской лев, Тайфун (кодовые названия немецко-фашистских планов)
2. Багратион, Уран, Концерт, Кольцо (кодовые наименования военных операций СССР)
3. . 28 ноября-1 декабря 1943 г. ,
4 -11 февраля 1945 г. ,
17 июля -2 августа 1945 г (даты встреч глав правительств великих держав)
11. Угадайте историческую личность: Генерал вермахта. Возглавлял 6 армию. Был окружен и взят в плен под Сталинградом (Паулюс)
12. Какие кодовые наименования носили следующие военные операции во II мировой войне.
Немецко-фашисткий план молниеносной войны против СССР? – «Барбаросса».
Немецко-фашисткий план захвата Чехословакии? – «Грюн».
Немецко-фашисткий план покорения народов Восточной Европы? – «Ост».
Немецко-фашисткий план захвата Москвы? – «Тайфун».
Немецко-фашисткий план окружения советских войск под Курском? – «Цитадель».
Немецко-фашисткий план вторжения в Великобританию морским путем?– «Морской лев».
13. Блиц – вопросы: (в конвертах)
Вопросы командам:
Что такое Аншлюс?. Какая страна подверглась Аншлюсу?( политика насильственного присоединения Австрии к Германии)
Как звали фашистского диктатора из Италии? (Б. Муссолини).
Что такое Холокост ? (Еврейский вопрос)
Дата начала II мировой войны? (1 сентябрь 1939 г.)
Когда был подписан советско-германский пакт о ненападении?(23.08.1939)
Какое название получила война на западном фронте? («Странная, сидячая» )
Кто возглавил правительство в не оккупированной фашистами части Франции? (Маршал Петэн)
1.Кто организовал движение «Свободная Франция», эмигрировав из страны? (Генерал де Голь) 2.Как называлось патриотическое, антифашистское и интернациональное движение Европе? («Движение Сопротивления). 3.Судьбу какого государства решали на Мюнхенской конференции? (Чехословакии) 4.Что называли фабриками смерти ?(концлагеря) 5.Назовите дату нападения фашисткой Германии на СССР.(22 июня 1941г) 6.Как назывался закон, по которому предоставлялись займы воюющим западным странам, который принял конгресс США по предложению Ф.Рузвельта? (Ленд-лиз) 7.Назовите дату окончания II мировой войны ? (2 сентябрь 1945 г.)
Подведение итогов. Поздравление победителей. Выставление оценок.
15