Презентация по МХК на тему Ордерная система храмов
Архитектура Древней Греции МХК. Учитель: Петрович Ю. В. Она не спрятана в музеях С рождения обнажена,Ее, любуясь, лицезреют,Дань гению отдав сполна. Когда стройна и величава,Когда до мелочи проста,Но как бы мода не кричала,Гармонии она верна. Бегут года почти незримо,Искусство это не молчит.Минувших лет неколебимоОна историю хранит. Греческие ордера: А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав ( карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база. План греческого храма. Периптер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах Для этого выпиши незнакомые слова и проведи словарную работу.Ответь на вопросы:Соразмерность с чем искали греки?Имела ли колонна дорического ордера капитель?Напиши, какие еще элементы, составляющие греческий ордер, не названы? Листья какого растения украшают коринфскую капитель?Какие арки имеет в виду автор, упоминая в стихотворении зодчих Древнего Рима и Ампира?Что еще служило древним грекам вместо колонн? Античный ордерВо всем искали грекиСоразмерность.Античный храмНе смотрит свысока.Он зодчим ордер дал,Его на верностьПроверили. Ответ был: «На века!» Когда пришел период Архаический,Создали греки ордер свойДорический.Колонны вырастают Прямо с постамента.Стволы их с каннелюрами -Деревья–монументы.В суровый дух дорийцевЛегко поверить,Хоть раз, увидев храм,Богини Геры. А Эллина потомки - ИонийцыПродолжили строительства Страницы.Стал храм у них нарядней,Встрепенулся,Изящно над АкрополемВзметнулся.На базу встав, Колонны приподнялись,Сложнее капителямиМакушки увенчались.Два завитка – волюты -так знакомы.Узнаешь их легко И в современном доме. Коринфцы - те же греки,На месте не стояли.Еще сложнее ордерПотомкам передали.Его колонна -Столь изящная натура.Во всю длину ееВсе те же каннелюры.От капители глаз Не отвести,Переплелись в ней листья,Красуясь с высоты.И Древний Рим, И зодчие Ампира,Что арки подарили миру,В колонне сей увидят Триумфальность.И так из века в векНе меркнет гениальность.Л. Кукарева Стиль – это совокупность устойчивых художественных форм. Стиль – это производная эпохи. Сколько эпох – столько и стилей. ОРДЕР - определенная художественная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран.Ордером (лат. ordin -строй, порядок) римляне назвали воспринятую у греков систему правил сочетания формы и размеров архитектурных элементов. Эту систему в течение нескольких столетий совершенствовалась поколениями греческих архитекторов. Эрехтейон. Храм, посвященный Афине и Посейдону Эрехтейон. Кариатиды. Храм Зевса Олимпийского в Афинах Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всемуa : b = b : c или с : b = b : а. Целое так относится к большему,Как большее к меньшему.И это известное всем отношениеВ искусстве зовут…«Золотым сечением» АБАКА - верхняя часть капители в виде плитыКАПИТЕЛЬ -вкрхняя. завершающая часть колонны, пилона или пилястры.КАННЕЛЮРЫ -вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов или пилястр.ОРДЕР- в классической архитектуре определенная система соотношения частей сооружения, несущих и несомых элементов, главных деталей колонн.ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР - первый античный архитектурный ордер, отличающийся монументальностью пропорций; в этом ордере ствол колонн покрыт каннелюрами, капитель состоит из эхина и абаки.ЭХИН - нижняя часть дорической капители, напоминающая плоскую круглую подушку.ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР - второй античный архитектурный ордер, отличающийся легкостью пропорций; каннелированный ствол колонн более утончен, чем у дорической колонны, капитель декорирована волютами.ВОЛЮТА - архитектурно-декоративная деталь в виде спирального завиткаКОРИНФСКИЙ ОРДЕР - третий античный архитектурный ордер, отличающийся изысканностью пропорций; свол колонн подчеркнуто утончен, капитель декорирована волютами и акантовыми листьями.ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР - римский вариант дорического ордера; в этом ордере ствол колонны не имеет каннелюр, опирается в отличии от дорического на базу.ПИЛОН - массивный столп, прямоугольный или круглый в плане, поддерживающий сводПИЛЯСТРА - плоский, прямоугольный в плане выступ стены, имеющий пободно колонне базу, ствол и капитель; служит для членения плоскости стен. БАЗА - подножие колонны, пилястры, пилонаПРОЛЕТ - промежуток между опорами, колоннами, пилястрами. Портик(от лат. porticus), выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. «Постамент со всех сторон поднимается тремя уступами. Их не надо понимать как ступени, недаром они слишком велики для человеческого шага: подобно постаменту статуи, они поднимают храм над Землей, изолируют его от окружающего. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они так массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача – нести, поддерживать огромную тяжесть, нависшую над их головами. Это тяжелое покрытие так оформлено, что производит впечатление не горизонтальной каменной полосы, обегающей кругом храма, а опять-таки сплошной каменной массы, лежащей параллельно постаменту. Чтобы крепче противодействовать давлению тяжести, на вершину колонн положены квадратные плиты. Но давление так мощно, столкновение силы и тяжести так резко, что вершина колонны сплющивается в круглую подушку и тело колонны разбухает от напряжения. И все-таки колонны, как воплощение живой силы, оказываются победителями в этой борьбе с косной массой. Они не только сдерживают тяжесть, но и своим контрнатиском раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольников фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорического храма. Простые, сильные и скупые в своих чувствах люди были создателями дорийского ордера».Б.Р.Виппер «Искусство Древней Греции»