Выступление на городском конкурсе Учитель года на тему с любовью к профессии.


С любовью к профессии
Учитель! Как много в этом слове! У нас особая миссия на Земле: учить и воспитывать детей. Эта профессия требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только ежедневно с радостью отдавая себя ученикам, можно увлечь их наукой, приохотить к труду, заложить нравственные основы.
Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир растущего человека. Нас называют инженерами человеческих душ, архитекторами характеров, врачами болезней роста, тренерами интеллекта и памяти. Этот список я могу продолжить. Только в отличие от других профессий нам не дано сразу получить плоды своего нелегкого труда. От «посева» до «жатвы», от первого звонка до последнего проходит немало лет.
Школа невероятно завораживает, и если человек родился учителем, то он обязательно им станет! Три года – граница! По данным психологов, подстраиваться человек может три года, а потом он либо втягивается в суетливую школьную жизнь, либо уходит из школы навсегда, ругая зря потерянное время. И это правда! Кто такой учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребёнка, знающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне. Им нужен надёжный, умный и добрый учитель, к которому они могут в любой момент обратиться за помощью и посоветоваться.
Школьники ждут учителя, чутко относящегося к ним, понимающего и всячески поощряющего их усилия. Каждый урок должен носить на себе печать неповторимой личности учителя. Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П.П.Блонский взволнованно писал: « Лишь живая душа оживит души. Говори же, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».
Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и учеников процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Каждый учитель должен чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в ученике индивидуальность. «Очень важно, чтобы в изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавших детей до школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью»,- говорил в своё время выдающийся В.А.Сухомлинский. И сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить и приумножить. Будут ли они пассивными созерцателями или просто хорошими исполнителями, или станут людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему.
В течение 11 лет ребенок живёт в этом общем доме, школе, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло и уютно, откуда он уходит с грустью и куда повзрослевшим всегда возвращается с радостью. А создать такой дом можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты и понимания, взаимопомощи и терпения, такта и юмора. Учитель должен быть профессионалом! И он растёт вместе с детьми… Пусть наши дети идут дальше нас!
Нам, учителям, очень хочется верить, что наступит день, когда о прогрессе нации будут судить не по ее военной мощи, а по процветанию ее народа, уровню здравоохранения и образования, по тем мерам, которые принимаются для защиты умственного и физического развития подрастающего поколения, по тому положению, которое занимает учитель в обществе.
«Если бы знали, как в России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие - то особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы дети черпали в нём силу, достойную внимания и уважения». Слова великого классика А.П.Чехова об учителе, о его особом статусе и важнейшей роли в воспитании будущего России как никогда актуальны сегодня.
Учебный год начался… Каким он будет? Неповторимым!