Сценарий родительского собрания Роль родителей в воспитании организованности и дисциплины у ребёнка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
СЦЕНАРИЙ
родительского собрания
пгт Жарковский
Тверской области
2015г.
Аннотация к сценарию родительского собрания
Школой накоплен значительный опыт взаимодействия педагогов с родителями. Большую роль в эффективности просветительской работы родителей в области педагогики играет системный подход к решению проблем семейного воспитания. Целью классного руководителя является через психолого-педагогическое просвещение способствовать установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Сценарий родительского собрания по теме: "Повседневные дела и порядок" предполагает оказать методическую помощь родителям в решении проблемы как приучить ребенка к порядку и дисциплине, правильно организовать его учебную деятельность.
Форма проведения выбрана в виде практикума, в ходе которого родители обмениваются мнениями и одновременно становятся участниками взаимной консультации, внося свой вклад в решение данной проблемы .Методические рекомендации для тех, кто захочет воспользоваться данным материалом, могут быть следующими: перед мероприятием необходимо провести анкетирование учащихся и родителей об организации времени занятости детей в семье ..
Цель: познакомить родителей с основными методами и закономерностями воспитания организованности и дисциплины у ребенка младшего школьного возраста, рассказать об условии избежания перегрузок ученика начальной школы –режиме дня.
Задача: используя метод анализа конкретной ситуации, помочь родителям осознать закономерности и приемы воспитания организованности и дисциплины у ребенка и свою роль в это процессе.
Участники: родители учащихся 3-го класса, классный руководитель.
Подходы к организации проведения родительского собрания
Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания.
Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.
Оформление материала ввиде презентации.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ лекция с элементами практикума
ХОД СОБРАНИЯ
1.Слово учителя. Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.
Конечно, Вы не раз задумывались над тем, может ли ваш ребёнок хорошо учиться, что нужно делать Вам, чтобы помочь ему справиться с трудностями. Успешное обучение зависит от многих факторов: физической, психологической, эмоционально-волевой, нравственной и умственной подготовки, от уровня самоорганизации. Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Наша задача – приучить ребенка трудиться, правильно организовывать себя, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.
Тему нашего собрания «Повседневные дела и порядок. Режим дня» слайд
я выбрала не случайно: проанализировав ваши анкеты, пришла к выводу, что эта тема актуальна, т.к. у родителей есть проблемы в плане организации жизни ребёнка-школьника .2. Ознакомление с результатами анкетирования родителей. слайд
(учитель обращает внимание на такие моменты: нарушение режима дня, нерациональную организацию свободного времени). Так ли это важно для ребёнка? Рассмотрим такую ситуацию.
Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.
Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…
Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.
Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
Цель нашей беседы- обобщить методы и закономерности воспитания слайд организованности и дисциплины у ребенка, а также осознать роль родителей в этом процессе
С чего начать ? Остановимся на некоторых моментах
- Как приучить ребенка к порядку и дисциплине? слайд
Эта проблема рано или поздно беспокоит родителей и, к сожалению, очень часто решается через конфликты, взаимные недовольства, обиды, наказания. Эти методы не приносят желаемого результата, и мы унываем и сокрушаемся: «Ну и дети пошли!»
- Сегодня мы с вами постараемся понять, что вы, как родители, должны делать или не делать, чтобы у ребенка воспитать нужный навык или правильную привычку. Рассмотрим несколько ситуаций и попробуем вместе решить эти проблемы.
3. Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые из книги ”Поговорим о наших детях”)
Задание № 1 (для первой микрогруппы)
Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.
Вопросы:
Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?
Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?
Задание № 2 (для второй микрогруппы)
Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?
Вопросы:
Как вы оцениваете поведение родителей?
Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?
Задание № 3 (для третьей микрогруппы)
Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.
Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.
- Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.
Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.
- Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама Юры?
Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?
Вывод: в каждой семье существуют определенные правила, гласные или негласные. Они касаются домашнего распорядка, режима, норм поведения и много другого. Приучение к ним ребенка – важная часть, если не сказать основа, его воспитания.
– Как вы думаете ,почему это так важно? (ответы родителей)
- Конечно, правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни. Неприученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, неорганизован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает как себя вести, как организовать свои дела и время.
Согласитесь, что приучение к порядку и правилам – это работа. Причем работа длительная, ежедневная и ежечасная. Она частенько проходит трудно, с обидами, конфликтами. Поделитесь своими трудностями .(Родители рассказывают свои трудные ситуации, обмениваются мнениями)
- К сожалению, одного рецепта для решения проблем , конечно, нет, так как причины непослушания или неорганизованности ребенка могут быть самые разные. Однако, будет очень хорошо, если мы будем помнить о некоторых общих методах и закономерностях, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины.
Первая важная закономерность «Начинать как можно раньше». слайд
С самого нежного возраста, родители четко и уверенно дают понять что можно, а что нельзя. К сожалению, мы часто не придерживаемся этого и позволяем ребенку пока он маленький, очень многое, а когда он подрастает и продолжает вести себя также, нас это возмущает и обижает. «Ты же уже большой, должен понимать!»,- говорим ему мы. Очень огорчают агрессивные выпады наших подростков в адрес родителей, однако, мы сами когда-то позволили им больше чем можно! Будьте постоянны , уверенны и последовательны в своих требованиях! Важно, чтобы то, что вы ждете от ребенка, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво. К сожалению, постоянные нарушения могут закрепляться и превращаться в «правила».
Второй важный принцип: «Необходимость организовать среду и быт.» Слайд
Систематически участвуя в семейных ритуалах и выполняя установленные правила, ребенок наживает опыт послушания и привыкает к организованности. Организованность ребенка зависит не только от постоянства требований родителей, но также от порядка вокруг него. Очень важно, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Родитель должен помочь ребенку научиться ответственному отношению к своим делам с помощью внешних средств .Что это такое? Это наглядный материал в виде картинок, списков, напоминалок, инструкций, расписаний, которые напоминают ребенку что и когда он должен сделать.
Особое значение в жизни школьника приобретает режим дня слайд
с точки зрения организации его времени и учебного труда. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них большей собранности, дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Режим укрепляет здоровье ребёнка, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. В ритме жизни ребёнка должно быть правильное чередование подвижной, умственной деятельности и отдыха, пребывание на свежем воздухе 4-5 часов в сутки, сон продолжительностью 11 часов (10 часов - ночной сон и желателен дневной сон - 1-1,5 часа), питание ребёнка 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время. Разумная организация необходима и для свободного времени ребёнка; беспорядочная и шумная беготня на улице не только бесполезна, но и вредна. Детей нужно научить играть в коллективе. На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим дня помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года.
Практикум для родителей слайд
-Проанализируйте результаты анкет «Мой режим дня»,которые заполнили ваши дети.
Вывод: не все дети придерживаются режима дня, а последствием этого как раз и могут быть проблемы, о которых мы с вами говорили в начале беседы: отсутствие организованности и дисциплины у ученика и, как следствие – трудности, возникающие в учебной деятельности. В этом актуальность темы нашей с вами беседы.
Для решения этой проблемы необходимо объединить усилия семьи и школы. Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но они накапливаются изо дня в день, поэтому последствия таких отступлений начинают сказываться всё сильнее. Ваш ребёнок будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим, организованным, если им выполняется распорядок дня.На что обратить внимание?
Я предлагаю вам, уважаемые родители, выполнить небольшое задание
2. Работа родителей по группам (Практикум)
Задания для родителей:
1 группа: составить примерный режим дня школьника: подъём, прогулки на свежем воздухе, выполнение домашнего задания, чтение книг, сон.2 группа: подготовить ответы на вопросы: от чего наступает переутомление? Как узнаете, что ваш ребёнок устал? Как снять утомление? Какие передачи по телевизору разрешаете смотреть детям? Сколько времени они должны проводить у телевизора?3 группа: в какое время дня лучше всего делать уроки? Почему?
Выводы (каждая группа)
Посмотрите, каким должен быть примерный режим дня младшего школьника слайд
- Рекомендации: (учитель)
1. Достаточный сон (9 – 10 часов), ложиться и вставать строго в одно и то же время.2. Регулярный приём пищи.3. Определённое время выполнения домашнего задания.4. Определённое время отдыха на воздухе, для творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.5. Дневной сон.
6.Порядок на рабочем месте.
Результат: организованность, укрепление здоровья ,успешность
4. Обобщение. Принятие решения родительского собрания( зачитывает представитель от каждой микрогруппы)
Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.
Оказывать детям помощь в укреплении здоровья.
Приучать к дисциплине и порядку, правильной организации повседневных дел.
Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения работы с детьми по организации режима дня.
5.Родители получают буклеты, конверты с памятками и индивидуальные консультации учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для детей
1. В котором часу ты встаёшь утром?2. Когда выполняешь домашнее задание?3. Какие передачи смотришь по телевизору?4. В какое время гуляешь на улице?5. Когда читаешь книги? 6. В котором часу ложишься спать?7. Есть ли у тебя свой распорядок дня?8. Придерживаешься ли ты его?
Анкета для родителей
В какое время ваш ребёнок встаёт в учебный день?2. Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку?3. Делает ли ваш ребёнок закаливающие процедуры?4. Завтракает ли ребёнок перед школой?5. Каким транспортом пользуется?6. Сколько времени затрачивает на дорогу в школу?7. Сколько времени в среднем проводит на свежем воздухе: в учебный день, в выходные, на каникулах?8. Какие спортивные секции посещает ребёнок? Сколько раз в неделю?9. Какие кружки посещает? Сколько раз в неделю?10. Сколько времени тратит на домашнее задание: в учебные дни, в выходные?11. Читает ли ребёнок ежедневно не программную художественную литературу?12. Сколько времени в день затрачивает ребёнок на просмотр телепередач?13. Сколько времени проводит за компьютером и игровыми приставками: в учебный день, в выходные?14. В котором часу ребёнок ложится спать: в учебный день, в выходные?15. Бывают ли жалобы на: головную боль, головокружение, расстройство сна?16. Часто ли проявляются: слезливость, капризы, плохое настроение, апатия?
Памятка для родителей
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:1. Правильное чередование труда и отдыха.2. Регулярный приём пищи.3. Сон определённой продолжительности, с точным временем подъёма и отхода ко сну.4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.5. Определённое время для приготовления домашних заданий.6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.