Буклет Проективные методы в работе классного руководителя


«Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в них нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
«Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу
«Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам
«Одинаковые рисунки»
Детям и родителям предлагается нарисовать рисунки на одну и ту же тему, например, «Наша семья», «Выходной день в моей семье», «День рождения в моей семье». Данная методика помогает классному руководителю сформулировать рекомендации для родителей
5016506540500
Методическое объединение классных руководителей
Проективные методы в работе классного руководителя
4864107239000
Смирнова Елена Борисовна – педагог – психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Европейский лицей»
П. Пригородный
Проективные методы в работе с семьёй.
Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы. Несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
Школа для меня – это...
Класс, в котором я учусь, - это...
Учителя для меня - это люди, которые...
Мои одноклассники - это...
Уроки для меня - это...
Предметы, которые мне не нравятся, это...
Если у меня хорошие новости, то я...
Если у меня плохие новости, то я....
Если у меня что-то не получается, то я...
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
Школа, в которой учится мой ребенок, это...
Класс, в котором учится мой ребенок, это...
Учителя для моего ребёнка – то те люди, которые…
Одноклассники моего ребенка - это...
Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...
Если у моего ребенка хорошие новости, то...
Если у моего ребенка плохие новости, то...
Если у моего ребенка, что-то не получается, то...
Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Рисуночный тест "Три дерева".
Цель рисуночного теста «Три дерева» — диагностика семейных отношений,
Инструкция: на горизонтально расположенном листе бумаги нарисовать любые три дерева. Затем попросить у ребенка разрешения подписать, что это за деревья (или попросить взрослого испытуемого подписать их). Затем попросить выбрать дерево, которое ему больше всего нравится. Какое дерево самое большое? (Все ответы пишем под соответствующим деревом.) Какое дерево самое маленькое? Какое дерево самое красивое? Какое самое молодое? Какое дерево самое старое? Какое самое красивое? Последнее задание: «если бы ты был садовником или садовницей, что бы ты сделал с каждым деревом?» Если испытуемый не сразу понимает задание, можно привести примеры: «Дерево можно полить, удобрить, пересадить, дать ему больше тепла, света. А некоторым деревьям вообще ничего не нужно, им и так хорошо».
Затем психолог спрашивает, кем из членов семьи испытуемого могли бы быть эти деревья.
Уже из самого расположения деревьев на рисунке можно извлечь много информации. Кто из членов семьи присутствует на рисунке, а кто в него не попал? На каком месте находится автор рисунка? На первом месте находится обычно тот, кто принимает решения в семье, несет больше ответственности. На центральном месте находится самый важный член семьи.
Дерева именно три, потому что триада подсознательно связана с родительской семьей: я, мама и папа. Бывает, что ребенок вытесняет кого-то, и на рисунке оказывается два человека, а иногда и четыре. Каким деревом изобразил себя автор рисунка? Плодовыми деревьями — яблонями, грушами — обычно представляются те члены семьи, от которых ожидается, что они принесут пользу. Связаны ли деревья общим грунтом или каждый растет на своем обособленном участке? Что садовник захотел сделать с деревьями, может указать на то, чего, по мнению автора, не хватает какому члену семьи, или на то, что рисующему не удается сообщить в коммуникации.