Результаты проведенного школьного эксперимента
Анализ анкетирования учащихся после проведенного эксперимента
по ШМО естественного цикла.
В ноябре 2014/2015 учебного года, в ОСШ №11, решением педагогического совета "Новые формы и методы повышения учебной мотивации учащихся школы", проводимого в ноябре 2014 года, было решено провести эксперимент.
Цель данного эксперимента: повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена.
Задачи эксперимента:
В течение месяца мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке тем, чтобы не получать домашнее задание при условии полного выполнения запланированного поурочного объема учебной нагрузки.
Выявить учащихся с повышенной внутренней мотивацией к обучению, которые, несмотря на проводимый эксперимент, продолжают дома добровольно и самостоятельно изучать учебный материал по предметам цикла ШМО ЕЦ.
Проследить влияние данного эксперимента на динамику качества знаний по предметам цикла ШМО в рамках экспериментальной параллели.
В ШМО ЕЦ работают сертифицированные учителя, прошедшие обучение на трехуровневыхкурсах. Два учителя первого уровня – Воронина Т.С., Бачурина Н.Н., (курсы прошли в 2013 году) двое учителей третьего уровня (2014 год) – Тлеугабулова Л.Б., и Федченко О.В.
Эксперимент ШМО естественного цикла состоял в том, что учащимся в течение месяца не задавалось домашнее задание, если весь запланированный объем работ дети во время урока выполнят, и сами оценят работу на уроке положительно. Параллель, на которой будет проводиться эксперимент, каждый учитель ШМО естественного цикла выбирал сам.
По предмету «география» (учитель Воронина Т.С.) эксперимент проводился на параллели 9 классов. Эта параллель была выбрана не случайно. Учащиеся 9 классов в течение этого учебного года активно готовятся к тестированию ВОУД, исследованию ПИЗА, выпускным экзаменам, поэтому многие ученики уделяют повышенное внимание подготовке по предмету. Каждый урок географии начинается с тестирования по изученной на прошлом уроке теме. Вопросы для тестирования напечатаны в учебнике после каждого параграфа, учащиеся знают, что опрос будет проводиться по ним, поэтому дома их прорабатывают, чтобы получить высокий результат на ежеурочном опросе по изученной теме.
В начале декабря ученикам 9 классов было объявлено об эксперименте, и о том, что домашнее задание по предмету задаваться не будет.
В конце декабря для получения обратной связи с учащимися было проведено анкетирование, чтобы выяснить отношение к эксперименту.
Вопросы анкеты:
Вопросы к анкетированию.
1.Заметили ли вы изменения на уроке с экспериментом?
2.Как повлиял данный эксперимент на вашем отношении к учебе?
(Если вы все-таки делали домашнее задание, укажите)
3.Как вы считаете, нужны ли подобные эксперименты в учебной деятельности?
4.Чтобы бы вы хотели изменить в процессе обучения по данному предмету?
Результаты анкетирования сведены в таблицу:
№ вопроса 9А 9Б 9В
1.
заметили ли изменения да/нет
3/9 да/нет
7/9 да/нет
15/2
2. отношение к проводимым экспериментам
положительно-
отрицательно-
нейтрально (никак) 6
3
9 7
2
7 14
1
2
3. нужны ли подобные эксперименты
да
нет
из них продолжали делать домашнее задание 9
3
3 16
0
2 16
1
2
4. Ваши предложения
отказаться от тестирований
все устраивает
увеличить время на подготовку к ВОУД, экзаменам 1
10
1 2
3 2
Если сравнить качество знаний по предмету в 9 классе во второй четверти с данными первой, заметна положительная разница в 9Б и 9В классах. Большинство учащихся 9А класса изначально нейтрально отнеслись к проводимому эксперименту, это сказалось на результате, качество снизилось на 0,1%. Конечно, снижение небольшое, но для 9А класса довольно показательное. Отрадно, что ученики 9Б и 9В классов, имеющие низкие показатели качества знаний и изначально более низкую мотивацию к обучению, с большим энтузиазмом приняли участие в эксперименте. Это сказалось на конечном результате.
класс качество знаний
1 четверть качество знаний
2 четверть
9а 66,7 66,6
9б 50 54,1
9в 27,7 36,4
На вопрос «Нужны ли подобные эксперименты в учебной деятельности?» подавляющее большинство учеников ответило положительно.
Несмотря на то, что учащихся обрадовала возможность не делать домашнее задание, тем не менее, в каждом классе были те, кто дома продолжал готовиться к урокам. Это очень хороший показатель внутренней мотивации.
Выводы по предмету «география»: подводя итог, можно сказать, что эксперимент прошел удачно, есть положительный результат, понижение качества знаний наблюдается только у одного класса, в размере 0,1%. В классах прирост качества знаний составил от 4,1% в 9Б до 8,7% в 9В классах. Но необходимо работать над повышением мотивации к обучению, так как процент учащихся с повышенной внутренней мотивацией все-таки невысок.
По предмету «химия» учитель Федченко О.В. также для эксперимента выбрала параллель 9 классов. Выбор данной параллели учитель объясняет тем, что в 9-х классах учебный материал включает больше теоретического направления, т.е. содержание практической части – уравнения реакций и решение задач – не требует домашнего выполнения. Учитель при планировании уроков старалась вместить учебный материал, подразумевающий проработку и как домашнее задание в интервал урока (45 минут), с тем, чтобы учащиеся выполняли все запланированные задания на уроке. Так как учитель не свел результаты анкетирования в таблицу, приводятся лишь выводы по обработке результатов:
3% учащихся не заметили изменения, происходящие на уроке в связи с экспериментом, 97% учащихся заметили изменения, отмечают, что больше учебного материала изучалось на уроке, некоторые отмечают, что появилось желание быть на уроке.
17% учащихся считают, что данный эксперимент не повлиял на отношение к учебе, остальные учащиеся отмечают, что эксперимент положительно повлиял на отношение к учебе, т.к. не всегда выполняли домашнее задание, а сейчас больше изучалось на уроке, они более внимательно воспринимали учебный материал, дома оставалось только повторить (6 человек) (внутренняя мотивация).
8% учащихся высказывают мнение, что не надо проводить эксперимент, 92% учащихся считают, и согласны, что подобные эксперименты помогают в учебной деятельности.
И по вопросу, чтобы вы изменили в процессе обучения по данному предмету, несколько человек ответили, что не знают, несколько человек указывают на углубленное изучение теории, а им бы хотелось больше практики, большинство учащихся все устраивает в процессе обучения и они ничего бы не меняли.
Результаты качества знаний до и после проведенного эксперимента по предмету «химия» по 9 классам сведены в таблицу.
класс качество знаний
1 четверть качество знаний
2 четверть
9а 41,7 41,7
9б 29,2 29,2
9в 31,8 38,9
Из приведенных результатов видно, что данный эксперимент никак не сказался на динамике качества знаний в 9А и 9Б классах, но 9В класс повысил качество на 7,1%. Поэтому, считаю, что данный эксперимент также положительно отразился на повышении мотивации к обучению.
Для эксперимента учитель биологии Бачурина Н.Н. взяла параллель 11 классов. Выбор параллели 11 классов учитель объясняет таким образом: Преподавание предмета биологии в этом классе осуществляется по общественно – гуманитарному профилю, что составляет 1 час в неделю. В этом классе у детей в этом учебном году снизилась мотивация к обучению. Хотя сказать, что резко снизилась, я сказать не могу. Дело в том, что в этом классе будут сдавать ЕНТ и биологию как предмет по выбору выбирают 5 человек. Даже в ходе проведения данного эксперимента эти ученики дома также выполняли домашнее задание, чаще всего это тесты закрытого и открытого типа. В этом учебном году у меня нет абитуриентского курса в этом классе, и поэтому, учащимся постоянно я задаю задание на дом. Тем самым компенсирую ту нехватку времени, которой не хватает на уроке. Так что во время проведения эксперимента изменений в выполнении домашнего задания не было. Кроме этого, у каждого ученика, выбравшего на ЕНТ предмет биологию, имеется электронный репетитор.
Результаты эксперимента по биологии также сведены в таблицу.
№ вопроса Ответили «да» или «положительно» Ответили «нет»
или «отрицательно» Чтобы бы вы хотели изменить по предмету в процессе обучения?
1 13 2 2 Положительно: 13. Ответов «отрицательно» не было. Было 2 ответа « не знаю» 3 13 2 4 Из 15 учащихся 11 человек остались довольны экспериментом. Что касается остальных 4 учеников, то они считают, что в принципе ничего менять не надо все нормально. Анкетирование я провела анонимно и поэтому точно назвать учеников, для которых данный эксперимент не принес существенных изменений, я ответить не могу. Большинство учеников высказали мнение о том, что им интересно пробовать подобные новшества в обучении.
Качество знаний до и после проведения эксперимента изменилось в худшую сторону. В первой четверти оно составило 88%, во второй четверти, на выходе из эксперимента, всего лишь 82%. Несмотря на то, что учитель биологии считает свой эксперимент удачным, качество знаний в этом классе снизилось на 6%. Нужно отметить, что учитель биологии Бачурина Н.Н. отсутствовала в декабре по семейным обстоятельствам и по причине болезни, уроки проводились другим учителем-совместителем. Возможно, это сказалось на снижении качества знаний в 11 классе. При этом учитель отмечает, что изменений в выполнении домашнего задания не было. Тогда остается невыясненным вопрос о том, в чем тогда заключался эксперимент, если домашнее задание учитель все-таки задавал.
Тем не менее, учитель биологии понимает свои задачи в рамках работы над повышением мотивации и делает следующие выводы по работе:
Несмотря на то, что большинство учеников положительно отнеслись к эксперименту, все-таки есть ученики, которые нейтрально относятся ко всему происходящему.
Думаю, что это произошло потому, что у данной группы учеников отмечается низкая мотивация к обучению. Мне есть над чем работать.
С этим классом я работаю на протяжении последних 4 года, я достаточно хорошо понимаю этих детей и могу однозначно сказать, что у нас с ними полное взаимопонимание. Они всегда охотно соглашаются со мной сотрудничать и поэтому я думаю, что те пробелы, которые выявились при проведении данного эксперимента не повлияют на нашу дальнейшую работу, тем более, что в данном классе % качества знаний достаточно высокий и составляет в среднем от 78% до 88%.
Планирую показать наши наработки с этим классом на предстоящем городском семинаре в конце февраля этого учебного года.
То, что по причине моей болезни я не в полном объеме провела этот эксперимент, я думаю, что у меня будет еще время исправить мои ошибки.
Учитель Тлеугабулова Л.Б. также проводила данный эксперимент по предмету «самопознание». Это безоценочный предмет, но дети регулярно в течение года получают домашнее задание, которое часто носит творческий характер. В декабре домашнее задание учащиеся 5-6 классов не получали. Учитель выбрал данные параллели потому, что ученики 6 классов имеют изначально высокую мотивацию к обучению, а 5 классы проходят адаптационный период при переходе из начальной школы в среднее звено. Учитель хотел посмотреть, как отреагируют дети данных параллелей на возможность не делать домашнее задание по предмету. Данные анкетирования сведены в таблицу:
№ вопрос 5А 5Б 6А 6Б
Вопрос 1
Заметили вы изменения, в проведенных уроках? Да 15
Нет 3 Да-18 Да-18 Да-16
3-учащихся не обратили внимание
Вопрос 2
Как повлиял эксперимент на отношение к учебе Положительно
15
Никак 3 Положительно
18 Положительно-18
Положительно
16
3-учащихся не обратили внимание
Вопрос 3
Как вы считаете нужны ли подобные эксперименты? Да все 18 Да 18 Да 18 Да 19
Вопрос 4
Чтобы вы изменили в процессе обучения по предметусамопознания? смотреть отрывки из кино на большом экране Ходить на экскурсии Использовать
новые формы обучения Не задавали бы домашнего задания – 3 чел.
В отчете учитель отмечает, что в некоторые ученики все-таки делали домашнее задание – готовили листы для тестирования, готовили цитаты для урока, рисовали иллюстрации к теме урока, в 5А – 4 чел, в 5Б – 2 чел. По 6 классам в 6А – 6 человек, в 6Б - 3 чел. Это дети написали в анкетах. Значит, внутренняя мотивация у детей данных параллелей высокая, выше, чем по результатам среднего и старшего звена.
Учитель самопознания считает данный эксперимент успешным и отмечает, что было выявлено в результате: повышенный интерес к предмету, сплочение коллектива, так как дети, которые дома подготовились к уроку, помогали ребятам, работающими с ними в одной группе (это проявление внешней мотивации).
Задачами данного эксперимента стали:
1.В течение месяца мотивировать учащихся на плодотворную работу на уроке тем, чтобы не получать домашнее задание при условии полного выполнения запланированного поурочного объема учебной нагрузки.
Учителя цикла ШМО ЕЦ мотивировали учеников на работу тем, что не давали задание на дом, при полном выполненном объеме запланированных работ.
2.Выявить учащихся с повышенной внутренней мотивацией к обучению, которые, несмотря на проводимый эксперимент, продолжают дома добровольно и самостоятельно изучать учебный материал по предметам цикла ШМО ЕЦ.
Такие учащиеся были выявлены в результате анкетирования. По предмету «география» это стали 7 учеников, по «химии» - 6 человек из параллели 9 классов. Из 11 класса - 5 учеников, выбирающих на ЕНТ данный предмет. Из параллели 5 классов – 6 человек, из 6 классов – 9 человек. Это дети с высокой внутренней мотивацией, хотя на параллели 5-6 классов были выявлены дети и с внешней мотивацией.
Факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения
Внутренняя привлекательность возникает тогда, когда результат: Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат:
1. обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности 1. позволяет добиться авторитета в группе;
2. открывает путь собственного развития; 2. повышает престиж;
3. обеспечивает самовыражение; 3. обеспечивает безопасность;
4. вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; 4. увеличивает возможность социально - психологических контактов;
5. удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; 5. обеспечивает материальное благополучие;
6. создает чувство самоценности 6. обеспечивает социальное признание
Тем не менее, необходимо продолжать работать над повышением мотивации, так как мотив - это то, что позволяет ученику приписывать результату определенную ценность и значимость. Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив.
3.Проследить влияние данного эксперимента на динамику качества знаний по предметам цикла ШМО в рамках экспериментальной параллели.
Сравнивая результаты качества знаний за первую и вторую четверть, в которой проходил эксперимент, можно сделать вывод, что не по всем предметам цикла ШМО ЕЦ качество знаний повысилось. Если исключить безоценочный предмет «самопознание», качество знаний существенно выросло по географии и химии, тогда как по предмету «биология» качество снизилось на 6%.
Вывод: данный эксперимент выявил детей с повышенной внутренней мотивацией, но отрицательно сказался на качестве знаний по предмету «биология». Для этого предмета данный способ не явился достаточно эффективным, поэтому в дальнейшем необходимо продумать и искать другие пути повышения мотивации к обучению. Тем более что ученики принимают подобные эксперименты, готовы участвовать и вместе с учителями искать пути к совершенствованию и активизации учебного процесса.
Руководитель ШМО ЕЦ Воронина Т.С.