План конспект урока по информатике на тему Диаграммы в программе Excel

учитель информатики ГКУ "Гимназия №2 им.Ш.Уалиханова с дошкольным мини-центром" Костенко Ирина Ивановна
Тема: Табличный процессор Excel. Формулы обработки данных.
Тип: Объяснительно-демонстрационный, с элементами практикума.
Методы обучения: личностно-ориентированные
Цель урока: познакомить учащихся с основными приемами обработки данных в электронной таблице Excel. Показать графические возможности Excel, строить диаграммы, пользоваться полученными знаниями при построении графиков на уроке математики, физики.
Задачи:
Обучающая – знать основные приемы обработки данных в электронной таблице Excel; графические возможности Excel.
Развивающая – развивать навыки самостоятельной работы на ПК и лично ориентироваться в новых информационных технологиях, уметь самостоятельно применять знания на практике.
Воспитательная – воспитывать детей в восприятии новой информации, усидчивости, внимания, аккуратности, точности, бережливости, применять законы и признаки математики и информатики в чтении и построении графиков.
Ход урока:
Организационный момент – (1 минуты)
определение отсутствующих,
заполнение журналов по ТБ,
организация внимания: Какую рекламу табличному процессору Microsoft Excel вы бы сделали?
Постановка цели занятия: объявить тему занятия, поставить перед учащимися цель (цель урока).
Проверка готовности восприятия нового материала.
Постановка проблемы: – Уважаемые ребята, а как бы Вы выполнили построение графиков на информатике, имея полученные Вами знания на уроках математики.
Повторение. Что Вы научились выполнять при помощи табличного процессора Microsoft Excel? / обрабатывать числовую информацию: расчет подачи звонков, расчет стоимости покупки, построение графиков
Где это может пригодиться в жизни? / на уроках математики при построении различных графиков, медицине, физике и технике, при подсчете резонанса, исследовании различных колебаний, финансовых отчетах и т.д. Вот одним из этих определенных направлений Вы сегодня и займетесь, не стесняйтесь спрашивать, ведь Вы же пришли учиться!
Изучение нового материала.
Из курса математики известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функций (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. На прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые диаграммы. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:
13 EMBED Equation.3 1415
Выполним приведение уравнений:
13 EMBED Equation.3 1415
Для нахождения решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
Диапазон ячеек A1:C1 – строка заголовков. Далее для построения таблицы использовались следующие формулы:
при заполнении диапазона ячеек А2:А22: в ячейку А2 ввести начальное значение аргумента Х=-10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 ввести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А22 маркером заполнения;
при заполнении диапазона ячеек В2:В22 в ячейку В2 вносится формула А2*А2*А2, которая затем копируется до ячейки В22 маркером заполнения;
при заполнении диапазона ячеек С2:С22 в ячейку С2 заносится формула 3*А2+6, и также копируется до С22 маркером заполнения.
С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.

Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115 "Диаграмма оценки решения"
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был относительно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от -2 до -1, где находится первое решение, и от +4 до 5 - где находится второе.
Составим новые таблицы:
уточним первый корень системы уравнений:

Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14215 "Первый корень"
уточним второй корень решения системы уравнений:

Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14315 "Второй корень"
В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1(-1,7; Y1(2,9; X2(4,7; Y2(22,1.
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приближённые результаты.
Таким образом, мы видим, что, используя табличный процессор Excel, можно графически решить любую систему уравнений, что Вы и сделаете далее.
Сохранение и защита данных – сохранение стандартным способом, защита: Файл(Сохранить как(Параметры(ввести пароль(Ок.
Практическая работа – вопросы и задание (Работа в парах)
С помощью диаграмм найти графическое и решение таких систем уравнений:
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Проверка выполнения практической работы, устранение неясностей, проверка новых знаний (при помощи теста с моментальным выставлением оценки).
Домашнее задание. Читать, пересказывать из учебника «Информатика8» – стр.166-174. Отвечать на вопросы стр.171, выполнить задание стр.172. Проанализировать свои знания и умения, оформить анализ в тетрадях
Итог урока. Умеют использовать графические возможности табличного процессора Excel, применять формулы обработки данных для нахождения корней системы уравнений.








13PAGE 15


13PAGE 14115













Root Entry