Урок музыки Музыка в цирке


Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»
Цель: Формирование Эмоциональной- отзывчивости через музыку классических и современных композиторов
Задачи:
Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен, закрепят понятия «марш», усвоят понятие музыкального лада : «мажор», «минор», «интонация».
Метапредметные:
Регулятивные: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, самостоятельно формулировать цели и задачи.
Коммуникативные: Научатся исполнять песни хором, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.
Познавательные: Научатся сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к разным жанрам.
Личностные: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ход урока:
(звучит «Выходной марш»)обрезать на 42 сек.
(Дети заходят в класс строем, пока звучит, музыка они маршируют. Учитель читает стихотворение).
У.: МОЙ СТАРЫЙ ЦИРК"
( В. Иоффе/ Ю.Никулин)
Взмахнул рукою дирижёр,
Грохочет музыки мажор,
И вновь ударил барабан,
И вновь ударил барабан,
И все расселись по местам! (после этих слов дети присаживаются).
Все тот же купол и фасад,
И каждый зритель видеть рад,
Огни знакомых фонарей,
И пару вздыбленных коней!
Мой старый цирк моя любовь,
Мой старый цирк, родился вновь,
И перестанут петь певцы,
Куда, куда, уехал цирк!
(Дети сели на свои места).
У.: Ребята, а как вы думаете, куда мы с вами сегодня попали?
Д.: в цирк
У.: Вот мы с вами и нашли тему нашего урока. Как она будет называться?
У.: музыка в цирке
У.: А как вы догадались ,что мы попали в цирк?
Д.: по музыке
У.: А какая музыка сейчас звучала?
Д.: торжественная , маршевая.
У.: Ребята, а что хочется делать под эту музыку?
Д.: шагать.
У.: Правильно, шагать. Четкость ритма, поступь шага- отличительные особенности какого музыкального жанра?
Д.: это марш (Познавательные: умение выявлять различные жанры в музыке).
У.: Как вы думаете для чего звучит марш в цирке?
Д.: под нее выходят артисты
У.: Правильно. Каждый раз представление в цирке начинается с этого выходного марша, который был написан для артистов цирка в 20 веке советским композитором Исааком Дунаевским.
У.: А для чего перед началом выступлений артисты выходят под музыку на сцену?
Д.: приветствуют публику
У.: Мы с вами сегодня как артисты, поэтому мы тоже должны поприветствовать наших гостей.
Исполнение музыкального приветствия «Здравствуйте». (Регулятивные УУД- формирование правильного хорового исполнения).
Распевание учащихся:
(Музыкальные попевки отражают тему нашего урока).
Упражнение для артистов-клоунов (Поем «Ехал грека», голосом и мимикой показывая разное настроение).(Коммуникативные УУД-исполнение музыкально-поэтического творчества).
Упражнение «Сердитый клоун» - поем сердито на слог «да».
Упражнение «Канатоходец» на легато-«мА-ме-ми-..»
Упражение для лошадок на стакатто ( Имитируем цоконье лошадок-« мА-ме-ми»).
Упражнение на мимику лица
Упражнение на «чмоконье».
У.: Ребята, но прежде чем мы отправимся в путешествие нам нужно набраться сил и солнечной энергии. В этом нам поможет песня «Солнечные зайчики».
Исполнение песни «Солнечные зайчики».
Теперь у на энергии хоть отбавляй и мы можем отправиться в путешествие..Но у меня вопрос
У.: Ребята, а вы любите цирк?
Д.:
У.:А за что мы любим цирк?
Д.:
У.: Вот и началось наше путешествие в цирк. А поедем мы с вами в это путешествие на музыкальном поезде.
Игра «Музыкальный поезд».
У: И так, ребята мы с вами приехали в цирк. И совсем скоро начнется представление.
У меня один вопрос: Как мы будем узнавать цирковых героев. Что нам в этом поможет?
У.: музыка
У: Музыка способна выражать наше настроение, чувства и конечно же музыка способна изображать каких-то музыкальных героев.
У.: И так , ребята, на арене появляются первые выступающие !Кто же это? Сейчас мы послушаем музыкальное произведение и после прослушивания ответим на вопрос кого же изображает эта музыка?
Слушание произведения «Галоп». (Личностные УУД- умение эмоционально отзываться на музыкальное произведение, Коммуникативные УУД- применение словаря эмоций).
У.: Кто выступает на арене? Кого изображает музыка?
Д.: лошадки
У: Какая музыка по характеру?
У.: веселая, бодрая
У.: Каким штрихом композитор показывает лошадок и почему?
У.: стакатто ….
У.: Что мы слышим, когда бегут лошадки?
Д.: цоконьеУ.: Ребята, а давайте попробуем простучать ритм, как - будто идут лошадки.
Повторное слушание произведения « Галоп» с ритмической поддержкой (Личностные УУД- первые опыты импровизации).58 мин
У.: А вы знаете, что делают дрессированные лошадки в цирке после выступления?
Д.: кланяются
У.: Значит, что мы сейчас сделаем?
(если не понимают кланяюсь головой).
У.: Ребята, а какие животные еще выступают в цирке?
Д.:
У.: И так, следующим номером на нашей сцене появится……Кто же это, отгадайте загадку?
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Д.: медведь
У.: А что обычно делают медведи в цирке?
Д.: ездят на велосипеде
У.: А если бы мы встретили медведя в лесу, мы бы испугались?
Д.: да
У.: А вот об этом наша песня, которую написал композитор В.Варламов в 21 века (Подготовка к исполнению- повторить про динамику, характер, штрихи).
Исполнение песни «Ням - ням» с элементами разыгрывания .(Личностные УУД , Регулятивные УУД, Познавательные УУД).
У.: Ребята, а давайте пока животные будут отдыхать мы сами выступим на сцене. Кто хочет?
У.: дети читают стихи о цирке или о животных(выдать заранее).
У.: Ребята, а в цирке выступают только животные?
Д.: нет
У.: Выступления каких артистов мы всегда ждем с нетерпением? Что за особые артисты, выходя на сцену дарят нам радость? Ответ на этот вопрос нам даст музыка.
Слушание произведения Д. Кабалевского «Клоуны». (Личностные УУД и Познавательные УУД).
У.: Кто же это на арене?
Д.: клоуны
У.: А какие по характеру бывают клоуны в цирке?
У.: веселые и грустные
У.: А как в музыке называются два лада?
У.: мажор и минор
У.: А клоуны на сцене были веселые или грустные?
У.: и те, и те
У.:А как бы мы назвали это произведение?
У.:
У.: Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?
Д.: быстрый темп, сложный ритм
У.: Какая музыка по характеру?
Д.:
У.: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Музыкальный клоун» (по регистрам). Вы должны все повторять за ходом мелодии.
Игра «Музыкальный клоун». (Коммуникативные УУД).
У.: Клоуны не дают скучать зрителям – и всех нас приглашают на веселую физкультминутку.
Игра « Музыкальный этюд». Голосом разыгрываем сценку.
(Формирование Личностных, коммуникативных УУД-импровизация).
Исполнение песни «Куры» с движениями.
У.: Молодцы, теперь с новыми силами смотрим вторую часть циркового представления. А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. Особой любовью в цирке пользуется очень не обычное животное…Кто же это?
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый …
Д.: слон
У.: Все думают, что слоны не уклюжи! Но ведь это не так?!В их защиту поэт Шленский написал стихи, а композитор Журбин положил на эти стихи музыку и в итоге получилась песня, которая называется «Добрые слоны».
Продолжим знакомство «Добрые слоны». Я пою песню.
Разучивание песни «Добрые слоны».
Исполнение 2 куплета и припева с показом движений. (Личностные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД).
У.: И в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас сегодня радовали.
Д.:
У.: Что нового мы узнали на уроке?
Д.:
У.: для чего нужна музыка в цирке?
Д.:
У.: Ребята, вам понравилось в цирке?
Д.: да
У.: У нас ведь появились новые друзья. Давайте об этом и споем
Исполнение песни « Ничего на свете».
У.: Все, дорогие мои пришло время оправляться домой на музыкальном поезде.
Игра «Музыкальный поезд»
У.:
Прощание попевкой «До свидания».