Конспект урока Музыка в цирке


Урок «Музыка в цирке» в 1-ом классе
Цель: выявить значение музыки в цирке; закрепить понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость", а также музыкальные средства выразительности "характер", "лад", "темп", "динамика" Задачи: Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки; Формировать умение высказываться о музыке; 
Познакомить с произведениями "Выходной марш" и "Галоп" И. Дунаевского 
Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского 
Развивать ладовосприятие музыки 
Развивать вокальные способности детей 
Формировать начальные навыки игры на детских муз. инструментах 
Оборудование: ф-но, муз. центр, диск с аудиозаписью, компьютер, телевизор Наглядность: нарисованные фигуры трёх китов с названиями (на доске); нарисованные и вырезанные маски двух братьев: мажора и минора (на доске); портрет И. Дунаевского;
ИКТ: видеоролик "Цирк" Муз. материал: слушание: «Выходной марш» И.Дунаевского; «Галоп» И.Дунаевского; «Клоуны» Д. Кабалевского, песня «Весёлый музыкант» Т. Попатенко, песня «Розовый слон».Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Вид урока: урок-представление УУД: Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные средства выразителнности; формирование интереса и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник); вормирование интереса к тв - ву И. Дунаевского Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки,приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. установить роль музыки в цирке Личностные : распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Комуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом; производить оценку своих действий и действий одноклассников. Вход: песня «В каждом маленьком ребёнке»
Ход урока:
Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! Добрый день! Добрый день!
- Здравствуйте, учитель! Добрый день!
- С каким настроением вы зашли на урок? (С весёлым)
- Что вам помогло? (Музыка входа)
- Какой сейчас позвучал жанр? (Песня)
- О чём эта песня? (О детях, о веселье)
- Значит, музыка помогает нам настроиться на хороший лад!
- А где в нашей жизни человеку может быть очень весело? Где он может радоваться, громко смеяться и не стеснятся этого? (В цирке)
- А что в цирке ещё присутствует кроме артистов и зрителей? Конечно музыка! А нужна ли музыка во время циркового представления? (Рассуждения уч-ся).
- Сейчас мы познакомимся с самым цирковым музыкальным произведением на свете! А сочинил его наш русский композитор Исаак Осипович Дунаевский» (Слайд 2). Послушайте внимательно эту музыку и определите её жанр и характер! (Слайд 3).
Звучит «Марш» И. О. Дунаевского
- Какой это жанр? (Марш). Почему вы так решили? (Музыка чёткая, твёрдая, подходит для шага и т. д.).Какими чувствами наполнена эта музыка? Какое настроение у зрителей она создает?( Весёлое, торжественное, праздничное и т. д.).
- Музыку композитора XX в. Исаака Осиповича Дунаевского к фильму «Цирк» знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении. Какое движение мы сейчас можем выполнить под эту музыку? (Шаг). Предлагаю всем встать и промаршировать, соблюдая точный ритм музыки.
Дети маршируют под «Марш» И. О. Дунаеского- Ребята, вы догадались, о чём сегодня на уроке пойдет речь? (О цирке, о музыке в цирке)
- Правильно! А почему вы догадались? (Звучала цирковая музыка, на слайдах изображение цирка, говорим о цирке).
- Ребята, а каких цирковых артистов вы знаете и любите? (Дети перечисляют).
- Мы с вами тоже можем побывать в роли дрессировщиков, исполняя песню «Весёлый музыкант». Вы умеете изображать игру на музыкальных инструментах? Покажите какие вы артисты! (Несколько уч-ся по одному изображают игру на скрипке, балалайке и барабане!).(Слайд 4)
- А теперь все вместе поём стоя и импровизируем под музыку, изображая игру на музыкальных инструментах, о которых мы споём!
Исполнение обучающимися песни «Весёлый музыкант» Т. Попатенко- Молодцы, ребята! Мы замечательно дрессировали зайчиков, которые всё-таки испугались барабана и убежали!
- Можно ли представить спектакль в цирке без музыки? ( Нет) Предлагаю вам посмотреть фрагмент циркового представления и подумать, почему невозможно наслаждаться цирковыми представлениями без музыкального сопровождения!
Видео о цирке со звуком и без звука.
- Вы заметили, ребята, что когда я убавила звук, представление сразу стало неинтересным? Почему? В какие моменты в цирке звучит музыка?  Какая музыка украшает цирковое представление? Я надеюсь, что вы, поняли, музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров, их номеров, помогает самим актёрам лучше и легче выполнить свою работу.
- Послушайте ещё одно музыкальное произведение Исаака Дунаевского и представьте себе, какое цирковое животное рисует нам эта музыка?
Звучит Галоп» И. О. Дунаевского
- Кого рисует эта музыка? (Лошадок) (Слайд 5)
- Как вы догадались? (Ответы).
- Какой это жанр? (Очень быстрый танец).
- Это произведение называется «Галоп» - значит скачки, бег, прыжки! «Галоп» И. Дунаевского  может сопровождать выступление артистов с цирковыми лошадьми.  Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошадки бегают по кругу. Как в это время звучит музыка? Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер? Главное свойство музыки, которое мы должны подчеркнуть – это изображение движения, упругий ритм бега. Ребята, попытаемся сами изобразить цокот копыт бегущих лошадок  ритмичными ударами кулачков.
Дети под музыку «Галопа» исполняют цокот кулачками (развитие чувства ритма)
- Ребята, как вы думаете, цирковые артисты следят за своим здоровьем и здоровьем своих питомцев? А что они для этого делают? Правильно, занимаются спортом! Вот и мы сейчас сделаем музыкальную зарядку, чтобы быть здоровыми и хорошо учиться! Но выполним мы это задание в образе цирковых зверюшек! (Слайд 6)
Физкультминутка.
Работа с учебниками.
- А чье выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?
Звучит пьеса «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.
- В каком характере звучит музыка? Что она напоминает – песню, танец или марш? (Танец) - --- Что мы услышали в этой музыке? (Радостное состояние клоунов и безостановочное движение).Эта пьеса была сочинена русским композитором 20 века Д. Б. Кабалевским (Слайд 7) для юных пианистов. Она так и называется «Клоуны». Музыка шутливая и затейливая, подстать веселым проделкам клоунов.
Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет, Рассмешит, кого захочет.
Яркий Рыжий с красным носом.
Задает он всем вопросы,
Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.
Клоун Белый – элегантный.
Он ведет себя галантно,
Не вступает в переделки, Терпит Рыжего проделки.
 Оба скачут и резвятся,
Всем на радость веселятся,
Дарят всем задорный смех – Вот в чем клоунов успех!
- Какие слова из учебника подойдут к этой музыке?(Задорно, озорно, шутливо)
- Вы любите клоунов? А у нас сегодня гость!
(Вбегает клоун)- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я пришел к вам в гости на урок! Что вы сегодня изучаете? Вы любите цирк? А какое цирковое животное самое большое и самое доброе? Правильно, это слон! А не поможете ли мне исполнить песню о розовом слоне? (Слайд 8). Давайте исполним песню стоя и выразим свои эмоции движениями!.Звучит песня «Розовый слон»
- Молодцы, ребята, замечательно поёте! Ну а мне пора в цирк! До новых встреч в цирке!(Убегает)
- Итак, ребята, что сегодня на уроке было для нас главным,о чём мы рассуждали, с чем познакомились, что вам запомнилось? (Ответы уч-ся).
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке! Кем вы сегодня побывали и как справились со своими обязанностями? (Были слушателями, исполнителями, зрителями, дрессировщиками, лошадками и т. п.). к какому выводу мы пришли в конце нашего занятия? (Музыка в цирке необходима).