Средневековый восток. Урок толерантности.
МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара
Крутова И.В.
Средневековый Восток и его роль в развитии науки.
Урок толерантности
Лето. Жарко. Вы идете по улицам большого города. То тут, то там вам встречаются женщины восточного вида, сидящие на земле. Шаровары, темные лица, платки на головах. На коленях спящие младенцы. Рядом еще один-два малыша постарше. Говорить они не умеют, но знают два слова: «дай» и «деньги». С этими словами дети настойчиво обращаются к прохожим. Одни пешеходы кладут монетку в грязную смуглую ладошку, другие проходят мимо.
Кто эти восточные пришельцы? Узбеки, таджики, афганцы? Почему они появляются каждую весну, а с наступление холодов куда-то исчезают? Где живут и чем занимаются мужья этих женщин и отцы этих детей? Какая судьба ждет ребятишек, смогут ли они учиться?
Остановитесь, задумайтесь, удивитесь: сидящие перед вами женщины и их дети – потомки великого народа, арабов. Народа, который в VIII в. н.э. создал государство, превосходящее Римскую империю в период её расцвета. Народа, построившего города, развившего ремесла тогда ,когда феодальная Европа была бедна и разрозненна. Народа, давшего миру великих ученых. Ученых, которые не дали погибнуть научным трудам древних мыслителей, а заботливо сохранили их, переводили на арабский язык, продолжили и развили. Средневековый Восток стал связующим звеном между древним миром и миром новым. С трудами древних греков Европа познакомилась в арабских переводах. Помните сказанное о великом Ньютоне: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого»? С полным правом то же можно сказать о великих мудрецах Востока: Авиценне, Бируни, аль-Хорезми
В V в. н.э. Западная Римская империя прекратила своё существование, обескровленная восстаниями рабов и набегами соседних племен. На смену рабовладельческому строю пришел строй феодальный. Переход к феодализму сопровождался огромными потрясениями в хозяйственной и культурной жизни общества.
Города были разрушены. Торговля и политические связи между народами практически прекратились. В образовавшихся в Западной Европе государствах каждое феодальное поместье представляло собой замкнутое натуральное хозяйство.
С гибелью рабовладельческого общества гибнет и древняя культура. Господствующей идеологией становится христианство. Христианская церковь, приобретая все большее влияние, ведет борьбу с философией и наукой. Разгромлена Александрийская библиотека, погублена значительная часть хранившихся в ней рукописей. В 529 г. закрыта последняя философская школа в Афинах, а философы изгнаны из города. Церковь проповедует пренебрежение к естественным наукам, сочинения древних ученых и философов рассматриваются как языческая литература. Наука приходит в упадок.
В первой половине VII в., после смерти прока Мухамеда, арабы, издавна населявшие Аравийский полуостров, подчинили весь его себе и за несколько десятков лет создали огромное государство. Они завоевали всю территорию Иранского царства – от Персидского залива до Кавказа, - Азербайджан, Армению, Грузию, Сирию, Египет, Северную Африку. Они переплавились через Гибралтар и покорили почти всю территорию нынешней Испании, затем арабская конница напала на королевство франков. Продвижение арабов в Европу было остановлено в 732 г., когда в битве при Пуатье они потерпели сокрушительное поражение. Продвигаясь по Азии, арбы добрались до Китая и в 751 г. нанесли китайскому войску поражение в битве по Таласе. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Запдную Индию.
Так в VII – первой половине VIII вв. образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат – со столицей в Дамаске. От берегов Атлантики до Индии и Китая простирались владения халифата, превосходя по размерам Римскую империю во времена ее могущества.
Задание 1. Найдите на карте «Завоевания арабов в 7 – 9 веках» территорию Арабского государства, завоеванную арабами к 750 г. Проследите направления завоевательных походов арабов. Найдите на карте города Дамаск, Багдад.
Арабское завоевание привело к распространению среди покоренных народов языка и религии арабов – ислама. Одновременно с распространением арабского языка и ислама на территории Арабского халифата начала складываться научная традиция, основанная как на античном наследии, проникшем на Ближний и Средний Восток в связи с эмиграцией греческих ученых, так и на научных достижениях покоренных народов. Хотя огромный халифат вскоре распался на ряд государств, в них сохранился арабский язык, ставший языком науки.
IX-XII вв. – расцвет науки в арабоязычных странах. Багдад, ставший столицей халифата, превратился в крупный научный центр. Здесь трудились большая группа ученых, переводчиков и переписчиков, переводя и комментируя произведения Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея. Работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Арабские ученые продолжали эти исследования и выполняли новые, строили обсерватории, конструировали приборы, вели самостоятельные наблюдения. Материал для математических задач давала широко развитая торговля восточных купцов. Дальние путешествия способствовали развитию астрономии и географии, развитию ремесел, развитию экспериментальной науки.
С 786 по 809 гг. халифатом правил Гарун аль-Рашид, известный нам по сказкам «Тысячи и одной ночи». Этот халиф покровительствовал развитию естественных наук и математики. При нем в Багдаде была открыта большая библиотека. Каждый знатный человек желал иметь в своей свите как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. В больших городах при мечетях строились высшие мусульманские школы – медресе.
Сын Гаруна аль-Рашида, халиф аль-Мамун, объединил ученых в своего рода академию, названную Домом мудрости. При Доме мудрости имелась хорошо оборудованная обсерватория. Интересно, что в мирный договор с византийским императором по требованию аль-Мамуна был внесен пункт о передаче ему многочисленных греческих рукописей. Среди них в руки арабов попало и было переведено на арабский язык «Великое математическое построение» Птолемея. Именно в арабских переводах пришли на кафедры средневековой Европы «Механика» Герона, «Пневматика» Филона, труды Аристотеля, Птолемея, Архимеда.
Одним из ученых, работавших в Доме мудрости в Багдаде был Мухаммед аль-Хорезми (787-ок. 850 гг.). заслуги аль-Хорезми в математике и астрономии столь велики, что даже имя его, которое в средневековой Европе записывали как Algoritmus, стало математическим термином. В сочинении аль-Хорезми впервые в литературе на арабском языке была дана таблица синусов и введен тангес, зиджи (таблицы) аль-Хорезми по астрономии использовали впоследствии астрономы как Востока, так и Европы. Наибольшую славу ученому принесли его математические труды. Арифметический трактат аль-Хорезми познакомил Европу с индийской позиционной системой чисел, нулем, арабскими цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. В алгебраическом трактате аль-Хорезми «Краткая книга восполнения и противостояния» введены два особых действия. Первое – восполнение (аль-джебр) – состоит в перенесении отрицательного числа из одной части уравнения другую. От арабского аль-джебр и произошло современное слово алгебра. Некий математик так выразил правило аль-джебр:
При решении уравнения,
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член
отрицательный,
Мы к обеим частям
Равный член придадим,
Только с знаком другим,
И найдем результат
положительный.
Второе действие – валь-мукабала (противопоставление) – сокращение равных членов в обеих частях уравнения.
Трактаты аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике, которые оказались переведенными в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и мукабалы. Унаследованное от восточных математиков учение о линейных и квадратных уравнениях стало основой развития алгебры в Европе.
Занимался аль-Хорезми и механикой. Этой науке посвящена одна из глав его «Книги наук». В этой книге даны описания машин и руководство по их применению, есть раздел, посвященный военным машинам и пневматическим устройствам.
Задание 2. Известно, что аль Хорезми занимался теорией квадратных уравнений. Решите уравнение x2 + 21 = 10x. Сравните ход своего решения с тем, как это сделал аль-Хорезми: «Квадраты и числа равны корням. Правило. Раздвой число корней, получится 5. Умножь это на равное, будет 25. Вычти из этого 21, останется 4. Извлеки из этого корень, будет 2. Вычти это из 5, получится 3. Это и будет корень который ты искал. Прибавь этот корень к половине числа корней, будет 7. Это тоже корень».
Великими учёными средневекового Востока были Абу Али ибн Сина (ок. 980-1037), которого в Европе звали Авиценной, и аль-Бируни (973-ок. 1050). До нас дошла переписка этих ученых в связи с комментированием сочинений Аристотеля (трактаты «О небе», «Физика»). Переписка состоит из вопросов аль-Бируни и ответов ибн Сины. Например, Авиценна считал, как и Аристотель, что тяжелые элементы стремятся к центру Земли, легкие – удаляются от него. Аль-Бируни полагал, что все без исключения тела стремятся к центру Земли. Интересно, что на момент переписки аль-Бируни было 25 лет, ибн Сине – 18.
Великий энциклопедист Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его знаменитый трактат по медицине «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, а затем на европейские языки, был в течение ряда веков настольной книгой врачей Запада и Востока. Эта медицинская энциклопедия содержит сведения по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия Ибн Сины в области внутренних и кожных заболеваний. По авторитету его «Канон» можно сравнить лишь с трудом Аристотеля по философии.
Была написана Авиценной и «Книга знаний» - средневековая энциклопедия. В ней есть главы, посвященные механике. Ибн Сина рассматривает простые механизмы: рычаг, блок – ворот, клин, винт и их комбинации, которые частью отсутствуют у Герона.
Ибн Сина, сыгравший огромную роль в развитии философии и естественных наук, неоднократно в течение своей жизни заключался в тюрьму и изгонялся, а труды его, признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство в науке и расхождение с догмами ислама.
Задание. Прочитайте стихи, написанные Авиценной:
Повсюду известна наукой моя увлеченность.
Познанья копье не моя ль заточила ученость?
Учителем стал я всех тех, кто учиться желает,
На гибель невеждам пусть знамя науки блистает!
Как вы понимаете это стихотворение?
Другой великий араб - Абу Райхан аль-Бируни родился в 973 г. в городе Кяте – главном городе Хорезма (теперь это город Бируни в Узбекистане). В возрасте двадцати одного года он начал заниматься астрономией, проводить астрономические измерения. После государственного переворота Бируни покидает Хорезм и десять лет живет на чужбине, но и здесь занимается наукой. По возращении становится одним из государственных деятелей Хорезма. В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил тринадцать лет. Все эти годы аль-Бируни вел научную работу, став ученым-энциклопедистом, охватывавшим весь спектр современных ему наук. За двенадцать лет до смерти аль-Бируни подсчитал, что написал сто тринадцать научных трудов, многие из которых имели по семьсот и более страниц. Ему принадлежат «Книга о лечебных веществах», «Минералогия», книга погеографии и астрономии «Индия», большой труд по астрономии и геометрии «Канон Масуда».
«Канон этот состоит из одиннадцати книг и охватывает общую картину мира, хронологию, тригонометрию, астрономию, географию, движение Солнца и Луны, затмения, звезды, движение планет. Начинается сочинение описанием картины, согласно системе Птолемея, далее рассматриваются календари различных народов, приводятся результаты измерений диаметра и окружности Земли, координаты шестисот населённых пунктов, положения планет.
Правитель страны султан Масуд, за этот труд прислал ученому вьюк серебра. Но аль-Бируни не принял дара: «Этот груз удержит меня от научной работы. Мудрые люди знают, что серебро уходит, а наука остается. Я же исхожу из веления разума и никогда не продам вечное непреходящее научное знание за кратковременный мишурный блеск».
Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова: «наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».
Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:
- изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
- сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20ґ, по современным - 39° 48ґ , широта Чарджоу соответственно 39° 12ґ и 39° 08ґ;
- тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным – 6371 км);
- определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45ґґ;
- оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
- составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
- считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты – темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
- заметил существование двойных звезд;
- создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.
Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.
Чтобы определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же – САМ. Точка на отрезке АМ закрепляет вехой. По
·сле этого, продолжив направление прямой ВС в сторону вехи М, Отыскиваем точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DС, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.
Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижения горизонта»
· он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения. С помощью сконструированного им высотомера. Пусть h=AD – высота горы, АВ и АМ – касательные к поверхности Земли, OD – радиус Земли, СМВ – видимый горизонт.
Из рисунка видно, что R = (R + h) cos
·, т.е.
R = h cos
· / 1 – cos
· .
Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Измерения отличались высокой точностью
Задание: Перед вами – таблица плотности твердых тел. Сравните данные аль-Бируни и современные данные в г/см3:
- золото: 19,05 и 19,32;
- серебро: 10,43 и 10,50;
- медь: 8,70 и 8,94;
- железо: 7,87 и 7,85;
- олово: 7,32 и 7,31.
Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.
Задание 3. Используя динамометр и мензурку с водой для определения объема тела, определите плотность кусочка меди (железа). Учтите, что результат зависит от ускорения свободного падения для данной широты.
Определением удельных весов, техникой и теорией взвешивания занимались мудрецы Востока Омар Хайям и его ученик ал-Хазини. Выдающийся поэт и ученый арабского мира Омар Хайям (ок. 1048 – ок. 1123) родился в городе Нишапури на востоке Ирана. В течение жизни Омар Хайям жил и работал в Самарканде, Бухаре, Исфахане. Хайям развил теорию кубических уравнений, написал математический трактат «Комментарий к трудным постулатам книги Евклида», труд «Трактат о доказательствах задач алгебры и валь-мукабалы».
Когда ученый был молодым, среднюю Азию и Иран завоевали турки – сельджуки. В 1074 году Омар Хайям был приглашен в столицу сельджуков Исфахан для работы в обсерватории, где ему покровительствовал султан Малик-шах. Хайям стал главой обсерватории, работал над реформой календаря, составил «Астрономические таблицы малик-шаха». Придуманный им солнечный календарь Лаплас спустя семьсот лет назвал самым точным. В основу календаря был положен 33-летний цикл смены високосных лет (в течение 33 лет восемь високосных). Год начинался с весеннего равноденствия. Весенние и летние месяцы длились тридцать один день, все остальные – тридцать. В простые годы последний месяц имел двадцать девять дней. Ошибка в сутки в таком календаре накапливалась за пять тысяч лет. Почти тысячу лет пользовались этим календарем в Иране и отменили его лишь в 1976 г.
В 1092 г. султан Малик-шах умер, обсерваторию закрыли, Хайяма обвинили в безбожии, он вынужден был совершить паломничество в Мекку. Скончался Омар Хайям в бедности в родном Нишапуре.
Свои научные труды Омар Хфйям написал по-арабски, а на языке фарси он писал четверостишия – рубаи, известные сейчас всему миру:
Не была познанья жажда
Чуждой сердца моего.
Мало тайн осталось в мире,
Не доступных для него.
Семьдесят два долгих года
Размышлял я дни и ночи,
Лишь теперь уразумел я,
Что не знаю ничего.
***
От земной глубины до далеких планет
Мирозданья загадкам нашел я ответ,
Все узлы развязал, все оковы разрушил,
Узел смерти одной не распутал я, нет!
Задание. В зените славы Омар Хайям именовался современниками ученейшим мужем века, знатоком истины, царем философов Завала и Востока. Как вы думаете, почему же Омар Хайям писал о себе так?
Дураки мудрецом
почитают меня,
Видит Бог, я не тот,
кем считают меня
О себе и о мире
я знаю не больше
Тех глупцов,
что усердно читают меня.
***
Разум мой не силен
и не слишком глубок,
Чтобы замыслов Божьих
распутать клубок.
Омар Хайям вместе со своим учеником аль-Хазини занимался теорией взвешивания. Он, например, ставил задачу «узнать количество серебра и золота в состоящем из них теле». Исходными данными служили вес в воздухе и в воде двух произвольных слитков серебра и золота и вес рассматриваемого тела. Здесь Хайям распространяет закон Архимеда на предметы, находящиеся в воздухе.
В сочинении аль-Хазини «Книга о весах мудрости», написанной в 1124 г., описаны специально сконструированные для этих целей весы. (Рисунок весов мудрости дан в приложении к уроку). Их основными частями являлись градуированное коромысло и пять чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под другой. Автор «Книги» так описывал весы:
- отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей;
- отличают чистый металл от подделки;
- дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого;
- позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.
Таким образом, «весы мудрости» позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.
Ученые Древнего Востока достигли значительных успехов в таком разделе физики, как оптика. Крупный шаг в области развития оптики после Птолемея был сделан Абу Али ибн аль Хайсамом из города Басры (965 - 1039). В Европе этот ученый стал известен под именем Альгазена. Его труд « Сокровище оптики» дошел до нас в латинском переводе, изданном в Базеле в 1972 г.
Трактат разделен на семь книг, из них первые три посвящены глазу и зрению. Альгазен впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза. Для него бесспорно, что зрение вызывается внешними лучами, приходящими в глаз от предметов, причем изображение формируется внутри хрусталика, прежде чем достигает зрительного нерва.
Последняя книга трактата – об отражении и преломлении в прозрачных средах. Альгазен развивал теорию Лукреция о том, что свет – это поток частиц, и отражение рассматривал как механическое явление: «Свет отражается в те части, откуда прибыл, вдоль по прямой так же наклонной, как и первоначальная».
Изучая преломление света, Альгазен повторил опыты Птолемея, достигнув большей точности, но до понятия показателя преломления не дошел. Правда, ему принадлежит заслуга открытия того факта, что лучи, падающие, преломленный и перпендикуляр к границе раздела лежат в одной плоскости.
Изучал Альгазен и зеркала. Он различал семь видов зеркал: плоские, выпуклые, вогнутые, цилиндрические, конические, выпуклые и вогнутые сферические. Изучая отражение света от вогнутых зеркал, ученый установил, что фокусировка тем лучше, чем больше диаметр зеркала. В Европе это значительно позднее обнаружил Роджер Бэкон.
За урок (или два) невозможно рассказать о всех великих арабах Средневековья и их научных достижениях. Но нельзя не назвать Улугбека.
Улугбек (1394 - 1449) внук завоевателя Тимура. За тридцать пять лет своих походов Тимур создал огромную империю, ядром которой была страна между Амударьей и Сырдарьей со столицей в Самарканде. Благодаря огромным богатствам, награбленным Тимуром, Самарканд украшался и процветал. Строились дворцы, мечети, медресе, разбивались роскошные сады. Самарканд был центром ремесел, торговли и научной мысли. 22 марта 1394 г. у третьего сына Тимура, Шахруха, родился сын Мухаммед Тарагай. Именно этого мальчика стали называть впоследствии великим беком – Улугбеком. С юности он проявлял большую склонность к наукам, особенно к математике и астрономии. Читая рукописи и общаясь с видными учеными он приобрел обширные познания. Свою власть, а с пятнадцати лет юноша становится правителем Самарканда, Улугбек направляет на развитие наук и образования, строит медресе, читает в них лекции.
Обсерватория Улугбека
Улугбек
В 1428 – 1429 гг. в двух километрах от Самарканда по проекту Улугбека была построена астрономическая обсерватория, ставшая самой знаменитой на Востоке. Ее трехъярусное цилиндрическое здание диаметром более 48 м и высотой не менее 30 м было сооружено на холме и возвышалось над местностью на высоту современного 12 – 13 – этажного здания. Главным ее инструментом был громадный стенной квадрант радиусом 40, 2 м. Мраморная дуга квадранта имела ширину 2 м. Верхним концом она упиралась в крышу обсерватории, а нижним уходила на 10 м под землю, в вырубленную в скале траншею. Свет от небесного светила проникал в помещение сквозь отверстие в верхней части. Изображение получалось на экране, который мог перемещаться в желобе, проходившем по центральной части дуги квадранта. Общая длина дуги составляла 69 м, градус соответствовал 70,2 см.
Основные результаты наблюдений оставались непревзойденными несколько веков Главный труд Улугбека - «Новые астрономические таблицы» с каталогом 1018 звезд .
Там также были рассмотрены системы летосчисления разных народов, представлены таблицы переходов между ними, определены координаты 638 городов Европы и Азии, включая Русь, наклон эклиптики к экватору, моменты затмений Луны и Солнца, рассчитана продолжительность звездного года: 365 сут. 6 ч 10 мин 8 с, истинная продолжительность звездного года – 365 сут. 6 ч 9 мин 15 с, т.е ошибка не превышала 1 минуты! Интерес к трудам Улугбека был настолько велик, что его звездные таблицы издавались в Лондоне трижды в течение пятнадцати лет (в 1650, 1652, 1665 гг.). В середине XIX в. таблицы вновь были изданы Лондонским королевским астрономическим обществом.
Научные труды Улугбека восстановили против него шейхов, которые нашли опору в старшем сыне Улугбека, Абдуллатифе. Между сыном и отцом возникла вражда. Абдуллатиф восстановил против отца, опираясь на часть войска, и выиграл решающее сражение. Тайный суд шейхов выдал разрешительную «фетфу на убийство», и 27 октября 1449 г. Улугбек был убит. Сейчас тело великого ученого покоится в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде.
Знаете ли вы, что более ста звезд имеют собственные имена? А что около восьмидесяти из них были названы арабами? Например, в ручке ковша Большой Медведицы расположена звезда Мицар (Конь), а рядом с ней находится звездочка, увидеть которую могут лишь те, у кого острое зрение. Эту звезду арабы назвали Алькор (Всадник).
Принято считать, что на Востоке большое значение имела астрология. Оказывается древние ученые Востока относились к астрологии скептически. Например, аль-Бируни в своем сочинении «Хронология древних народов» писал: «Арабы приписывают все изменения влиянию восхода или захода звезд вследствие своего невежества». Какие-либо изменения уже потому не могут зависеть от сочетания звезд, что звезды «постоянно восходят и заходят в одном и том же порядке». Нам, живущим в XXI в., не стоит забывать об этом.
Лето. Жарко. Вы идете по улицам большого города. То тут то там вам встречаются женщины с детьми, сидящие на земле. Посмотрите на них внимательно. Может этот черноглазый малыш – потомок великого узбека аль-Бируни, а эта девочка - прапраправнучка Омара Хайяма. Эти люди – наследники великих предков. Сейчас они переживают не лучшие времена, но
Если жизнь твоя нынче,
как чаша, полна –
Не спеши отказаться
от чаши вина.
Все богатства судьба
тебе дарит сегодня –
Завтра, может случиться,
ударит она!
И еще:
Мы не знаем, протянется ль
жизнь до утра,
Так спешите же сеять
вы зерна добра
Вслушайтесь в слова великого Хайяма, удивитесь их мудрости и улыбнитесь встреченному малышу.
Этот свод голубой и таз
на нем золотой
Долго будет кружиться
еще над земной суетой.
Мы – незваные гости –
пришли на краткое время,
Вслед кому-то пришли,
пред кем-то уйдем чередой.
Для проведения урока толерантности «Средневековый Восток и его роль в развитии науки» класс предварительно следует разделить на группы. Каждая группа изучит литературу по своей теме (список литературы прилагается) и выступит с сообщением (подготовит компьютерную презентацию) перед классом. Темы сообщений могут быть следующими: история возникновения Арабского халифата, биографии ученых средневекового Востока. Необходимо, чтобы одна группа учащихся прорешала предложенные задачи (определение радиуса Земли, определение недоступных расстояний) и разобралась в том, как проводить измерение плотности. Последняя группа оформляет урок: готовит карту, портреты ученых, фотографии. Возможные варианты оформления прилагаются.
Провести урок можно и в 8-м классе (исключив определение радиуса Земли), и в более старших классах.
Литература
Агибалова Е.В. История средних веков. – М.: Просвещение, 1997 .
Астрономия. Энциклопедия для детей. Т. 8. – М.: Аванта+, 1997.
Атлас истории Средних веков. – М., 2000.
Вопросы истории естествознания и техники. – 1985, № 1.
Григорьян Т.А. Механика от античности до наших дней. – М.: Наука, 1974.
Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Просвещение, 1973.
Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. – Львов: квантор, 1991.
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Наука, 1974.
Кары – Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека. – М.: Изд. АН СССР, 1950.
Кедров Б.М. Розенфельд Б.А. Абу Райхан Бируни. – М.: Наука, 1973.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
Леонов Н.И. Улугбек – великий астроном XV века. – М.: Издательство технико-теоретической литературы, 1950.
Лирика. Из персидско – таджикской поэзии. – М.: Художественная литература, 1987.
Омар Хайям. Рубаи. – М.: Летопись, 1990.
Спасский Б.И. История физики. – М.: Высшая школа, 1977
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315