КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МЕТОД И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»


СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«МЕТОД И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКА»
Подготовил:
Т.И. Катаранова,
воспитатель группы № 6
Выразительность (красота) речи – одна из особенностей речи, поддерживающая внимание и интерес у слушателей. Выразительность достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают её эффективность, способствуют её лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
Выразительность речи достигается двумя составляющими: интонационной выразительностью (сила и тембр голоса, эмоциональная окрашенность звучания) и использованием образных языковых средств. Для развития интонационной выразительности дошкольников воспитатели, используя различные приёмы, вовлекают детей в разыгрывание диалогов, сценок, организуют игры-драматизации, сравнивают образцы выразительного и невыразительного чтения, проводят конкурсы чтецов, игры на развитие компонентов интонационной выразительности («Угадай-ка» на развитие восприятия тембровой окраски, «Вопрос – ответ» на восприятие вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации фраз и предложений, упражнения с использованием карточек «эмоций», « Мимический диктант», упражнения на развитие высоты и силы голоса и другие).
На данный момент хотелось уделить внимание проблеме формирования образных средств языка, лексической выразительности, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания.
 Образность предполагает отражение действительности художественными средствами, в том числе словами, употребляемыми в переносном значении.
Сегодня мы с вами рассмотрим, что такое образные средства языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания.
СЛАЙД 1
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. в книге «Технологии развития связной речи дошкольников» предлагают работу по формированию образной речи начинать с обучения детей созданию сравнений (1 этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
«Технология обучения детей составлению сравнений»
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
СЛАЙД 2
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
ПРИМЕР:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
СЛАЙД 3
ПРИМЕР:
"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко". Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
СЛАЙД 4
На пятом году жизни тренинги усложняются:
• в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
• в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
СЛАЙД 5
В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
«Технология обучения детей составлению загадок»
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта (озарение, внезапная догадка) или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
СЛАЙД 6
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Щелчок по слайду
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Щелчок по слайду
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПРИМЕР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
Щелчок по слайду
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПРИМЕР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
ПРИМЕР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
СЛАЙД 7 «Технология обучения детей составлению метафор»
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры:
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
СЛАЙД 8
Предлагаю взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки... (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Примеры последовательности составления метафор детьми.
Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с   объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
     Слова для метафорической фразы: "слезы туч".
     Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы",
     "Слезы туч были очень грустными и холодными".
Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). Словосочетание: "костер вечернего неба".
Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления. Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи. Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
Задания для тренинга «Обследование понимания и употребления образных средств языка»
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, чтобы выяснить, как же развиты образные языковые средства у нас с вами.
Серия заданий «Понимание и употребление сравнений».
Задание 1. 
Цель: учить понимать сравнение, основанные на сопоставлении по разным основаниям без наглядного материала.
Ответьте на вопрос: «Что (кто) как солнышко?». Детям при затруднении предлагаются образцы ответов, например, одуванчик.
Речевой материал:
Как солнышко, как камень, как снег, как зверь, как небе, как ветер, как змея, как гора, как пальчик, как огонь, как уголёк, как еж, как сахар, как золото, как льдинка, как поросёнок, как стебелёк, как иголка.
Задание 2. 
Цель: учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по действиям в условиях их предъявления в более широком контексте.
Подбери пропущенное слово. Например, от радости подскочил, как мячик... кто? (мальчик).
Речевой материал.
Белочка махала как платочком… чем? (хвостиком)
Перед цыпленком извивался, как змейка... кто? {червяк).
За окном галдели, как птицы ... кто? (ребятишки)
В воду прыгали, как лягушки ... кто? (дети)
Расстроился и пищал, как мышка...кто? (малыш)
Под деревом встал как столбик ... кто? (заяц)
Задание 3.
Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.
Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) арбуз. Например, арбуз - как мяч, как зебра, как сахар и др.
Речевой материал:
одуванчик, ёлка, заяц, шуба, конфета, мороженое, апельсин, мяч, малыш, краски, машина, лента, кошка.
Задание 4.
Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по действию.
 Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) того, кто сердито рычит. Например, сердито рычит как зверь.
Речевой материал:
ярко блестит, высоко прыгает, громко топает, медленно идет, ярко светится, страшно воет, быстро бегает, звонко смеётся, ярко горит, быстро тает, тихо ходит.
Задание 5.
Цель: учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении по действию в условиях их предъявления в более широком контексте. 
Закончи предложение. Например, бульдог рычал на маленькую собачку, как лев.
Речевой материал:
В комнате кто-то топал, как…
Зимой вьюга воет, как…
Ночью у совы глаза светятся, как…
Коля от стыда покраснел, как…
Крапива жжется, как…
Ваня посмотрел сердито, как…
Серия заданий «Выявление особенностей понимания и употребления олицетворений».
Задание 1. 
Цель: учить понимать олицетворение, дифференцировать прямое и переносное значение глаголов в контексте.
Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.
Речевой материал:
Мама злится - Зима злится.
Ребенок проснется - Весна проснется.
Девочка плачет - Сосулька плачет.
Сестра заснула - Река заснула.
Девочка смеётся - Солнце смеётся.
Волк воет – Ветер воет.
Человек в окно стучится – Весна в окно стучится.
Шел человек – Шел снег.
Пловцы плывут – Облака плывут.
Человек оденется – Лес оденется
 Задание 2. 
Цель: учить использовать олицетворение в условиях их предъявления в широком контексте.
Подбирать надо глаголы, которые употребляются в прямом и переносном значении, либо только в переносном. Я начну предложение, а вы его закончите. Речевой материал:
Веселые ручейки по дорогам (что делают?) бегут.
Деревья зимой под снегом (что делают?) спят.
Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?) заглядывают.
Настенные часы (что делают?) ходят.Крупные капли дождя по стеклам (что делают?) стучат.
Молоко из кастрюли (что сделало?) убежало.
Серия заданий «Исследование понимания фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения».
Задание 1.
Цель: учить соотносить фразеологические обороты с ситуацией и подбирать эквивалентные выражения.
Посмотрим, как вы можете подобрать эквивалентные выражения к фразеологическим оборотам. Когда так говорят? Скажи по-другому? Например, плетётся как черепаха - медленно идет.
Речевой материал:
Как на иголках, как о стенку горох, как рыба в воде, как в воду опущенный, как ветром сдуло, как гром среди ясного неба, задрожал как осиновый лист, похожи как две капли воды, голодный как волк, жить как кошка с собакой, как сквозь землю провалился, лил как из ведра, красный как рак.
Задание 2.
Цель: учить объяснять значения фразеологических оборотов, представленных в контексте предложения.
Объясни, что это значит. Например,: брат пришел из школы как в воду опущенный – он был расстроен.
Речевой материал:
Бабушка заболела, и мама была как на иголках.
Дождь на улице лил как из ведра.
Собака лаяла, и девочка задрожала как осиновый лист.
Коля и Петя похожи как две капли воды.
Саша обманул сестру и покраснел как рак.
Жили оно как кошка с собакой.
Сколько раз объясняли – все как о стенку горох.
Крутится как белка в колесе.
Искали очки, а они как сквозь землю провалились.
Это новость как гром с ясного неба.
Папа приехал с работы голодный как волк.
В детский сад Митя плелся как черепаха.
Кота с кровати как ветром сдуло.
Предлагаемая модель обследования образных средств языка может быть использована для исследования речи дошкольников. Проведение обследования и анализ полученных
Памятка «Игры и творческие задания для развития
Лексической выразительности речи»
Название игры, цель Методические рекомендации
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.
«Что (кто) делает так же?» 
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как..., но 1 не...», «Какой... - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?» Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. 
ПРИМЕР:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.
Словарь по теме семинара – практикума
Выразительность (красота) речи– одна из особенностей речи, поддерживающая внимание и интерес у слушателей.
Образность речи– наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности», при обозначении предмета, признака, действия словом, словосочетанием или предложением.
Интонационная выразительность речи- совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся: ударение, мелодика (движение основного тона голоса), паузы (перерывы в звучании), сила звучания отдельных слов в речи, темп речи, тембр речи.
Сравнение– это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Олицетворение – это перенесение человеческих черт (шире – черт живого существа) на предметы и явления неживой природы, на мифические существа.
Фразеологические обороты – устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение (бить баклуши).
Метафоры – слово, употребленное не в собственном, а в переносном смысле, образное выражение, например, река времени, алмазы слез.
Используемая литература:
Бабина Г., Белобородова Е. Образные языковые средства // Дошкольное воспитание, №6, 2008.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.
Люкина Н.Н., Минтричева Е.А. Система работы по формированию выразительности речи дошкольников. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1, 2011.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников». 2004.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Приложение - Игры
«Теремок» (описание игры):
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".
3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.
Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.
4-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами.
Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина.
Ход игры.
В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.
В: Ты кто?
1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок.
В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.
2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок.
В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты  - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет.