Презентация по речевому развитию на тему Методы и средства развития выразительной речи дошкольника
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАВЫПОЛНИЛ:Татьяна Ивановна Катаранова, воспитатель 1-ой квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад № 69 «Мальвина», г. Тамбов
формирование образной речи 1 этапобучение детей созданию сравнений 2 этапотрабатывание умения детей составлять разнообразные загадки 3 этапсоставлением метафор (6-7 лет)
модель составления сравнений:• воспитатель называет какой-либо объект;• обозначает его признак;• определяет значение этого признака;• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. ПРИМЕР:• цыпленок (объект №1);• по цвету (признак);• желтый (значение признака);• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
ПРИМЕР:"Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко". Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
пятый год• в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);• в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
в возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
«Технология обучения детей составлению загадок»модель составления загадки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Какой?Что бывает таким же?БлестящийМонетаШипящийВулканКруглыйАрбуз{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Какой?Что бывает таким же?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Какой?Что бывает таким же?БлестящийНачищенная монетаШипящийПроснувшийся вулканКруглыйСпелый арбуз«Как» или «Но не»
«Технология обучения детей составлению метафор»алгоритм составления метафоры:1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).