Отчёт по самообразованию Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи неслышащих учащихся


ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»
Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи неслышащих учащихся
Отчёт по самообразованию
учителя слуховой работы Куставиновой Е. М.
Г. Черемхово
Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь.Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устноеслово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшиминструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать у лишенного слуха ребенка словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, нонепременно в виде устного слова. Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, телевидение и интернет, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому в образовательном процессе, осуществляемом в специальных учреждениях для детей с нарушением слуха особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных дефектом слуха, уделяется формированию у неслышащих школьников устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем, наиболее полной интеграции их в общество слышащих.
От качества фонетического оформления речи глухого зависит в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой владения языком, выполняет роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь неслышащего была фонетически внятной. Для того, чтобы устная речь надёжнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Внятность и членораздельность произношения – это два понятия, не совпадающие друг с другом. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно.
Так при исследовании произношения неслышащих школьников, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуются далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударения и интонации.
Оценивая фонетическое оформление речи неслышащего с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует, наряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т.е. мера его приближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относится и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдение ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми ее компонентами, темп речи и общая ее выразительность.
Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речи как способ общения неслышащего с окружающими, следует считать, что задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития неслышащего школьника, его адаптации в обществе. Неслышащие дети, воспринимающие речь собеседника слухо-зрительно, как правило, не улавливают на слух её интонационного богатства, поэтому, речь у них монотонная. Ритмико-интонационная структура речи страдает, т.к. дети не могут услышать и выразить восклицательные или вопросительные предложения, восторг, печаль и любое своё настроение. Поэтому акцент в моей работе делается на развитие ритмико-интонационной структуры речи, что является одной из главных задач в системе речевого воспитания неслышащего ребёнка. В норме, благодаря слуху люди воспринимают устную речь, воспроизводят по подражанию особенности ее звучания, ритмико-интонационной стороны.
Глухие дети, обучающиеся в специальной коррекционной школе, имеющие остатки слуха, могут воспринимать некоторые компоненты ритмико-интонационной структуры речи (Багрова И.Г., Боскис Р.М., Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. и др.). Следовательно, необходимо способствовать развитию у глухих детей естественно звучащей речи.
В настоящее время не разработано специальной методики по формированию ритмико-интонационной структуры речи неслышащих детей на основе слухового восприятия, что затрудняет работу педагогов. Существуют методики по работе со слышащими детьми (Бессонова Т.П., Лалаева Р.И., Лопатина Л.В. и др.), но работа строится без учета нарушенного слуха, что, безусловно, замедляет формирование ритмико-интонационной структуры речи глухих детей.
Педагогический опыт работы с глухими детьми накопил достаточно много приемов и методов обучения устной речи: достижения в области произносительной стороны, но зачастую речь глухих детей остается монотонной, однообразной, маловыразительной. В речи неслышащих детей недостаточно развиты основные элементы ритмико-интонационной структуры: естественное звучание голоса, различные его модуляции, нормальный темп речи. Эти проблемы наиболее актуальны сегодня, когда идет интеграция детей с нарушением слуха в социум слышащих.
Исходя из вышесказанного я поставила цель :Сформировать у глухих учащихся голос нормальной силы, тембра с необходимыми высотными модуляциями;
Сформировать умение произносить слова, словосочетания, короткие предложения слитно, без призвуков и искажений;
Задачи обучения произношению:
- Формировать у учащихся умение правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также умение членить фразу на синтагмы;
- Формировать умение правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах;
- Учить воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав;
- Разработать методические рекомендации и методику их использования, проверив экспериментально.
Вся работа проводилась индивидуально, полученные навыки закреплялись на уроках и во внеурочное время учителем и воспитателем класса.
План реализации:
Подготовительный этап:
диагностика речи
составление плана работы
организация деятельности
Практический этап:
исполнительская деятельность
Обобщающий этап:
Анализ
Во время подготовительного этапа я провела диагностику состояния устной речи учащихся, результаты которой были занесены в карту первоначального обследования.
Были выявлены характерные для речи глухих школьников ошибки:
послоговое произнесение слова с искажением звукового состава;
позвуковое произнесение слова с искажением звукового состава;
наличие призвуков в конце или начале слова при стечении согласных;
произнесение слов монотонное, равноударноеПосле обследования для каждого ученика был составлен индивидуальный план работы по
формированию речевого дыхания, голоса достаточной силы, нормальной высоты и тембра;
постановке и автоматизации звуков и их сочетаний;
подобраны различные упражнения для формирования внятной, членораздельной речи.
Практический этап:
Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.
Работа над словом направлена на формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
Лучшим средством развития речевого дыхания у глухого служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Для развития речевого дыхания у глухого достаточно того, чтобы перед учеником ставились определенные задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов и фраз на одном выдохе и т.п.
В первые недели обучения в подготовительном классе я практиковала разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью.
Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.
Для развития силы и длительности выдоха я использовала такие упражнения:
Сдувание со стола, с руки, с носа комочков бумаги или ваты;
поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе,
задувание свечи на расстояние струей выдыхаемого воздуха,
катание по столу карандашей, катушек и т.п.
надувание воздушных шаров.
Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже боле сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями я практиковала:
Поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов,
поддувание бумажных фигурок, при которых они не переворачиваются и не падают со стола,
пускание мыльных пузырей.
Уже в первые недели я с детьми проводила дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным произнесением элементарных слогов на одном выдохе, например папапапа, тататата.
Такого рода упражнения проводились на протяжении всего подготовительного и первого класса. Я приучала детей к тому, чтобы в речи и при чтении вслух они произносили слова и небольшие фразы слитно, на одном выдохе. Противодействовала тому, чтобы дети делали вдох после каждого слова, а тем более после каждого слога. Например, Артем М. не мог произнести на одном выдохе слова, состоящие из 2 – 3 слогов, и перед вторым слогом или в конце слова обязательно делал вдох: (па<па, каран<даш<), Этот недостаток исправился, когда я предложила ему опираясь на слуховой контроль, слитно произнести апа и затем вернуться к слову папа.
Требования к длительности выдоха я постепенно увеличиваю. Если в подготовительном классе дети научились произносить на одном выдохе слова и фразы в 4-6 слогов, например: Я написал, то в 1 классе длина фразы достигает 6-7 слогов, например: Будет урок чтения.
Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служил прямой и обратный счет, перечисление дней недели, месяцев и т.п.
Для развития длительного речевого выдоха я часто использую прием наращивания предложений.
Например, сначала на одном выдохе произносится фраза У меня тетрадь. В следующий момент к ней добавляется слово есть. Получается фраза У меня есть тетрадь, которая также произносится на одном выдохе. Затем прибавляются слова ручка, книга и т.п. насколько хватает у детей дыхания.
Начиная со 2 класса, когда детям при чтении пришлось сталкиваться с многословными фразами (непосильными для произнесения на один прием) я уделяла особое внимание развитию умения разбивать большие предложения на части в соответствии со смысловой связью слов. Делая паузы для вдоха на основе знаков препинания или отметок, сделанных в тексте учителем, дети должны путем упражнений научиться самостоятельно регулировать дыхательные паузы. Для этого практиковала чтение вслух с предварительной разметкой в тексте пауз самими учащимися. Эта разметка может производиться на основе слухозрительного восприятия написанного текста при чтении вслух учителем.
Правильное воспроизведение слова предполагает его слитное (без пауз) произнесение независимо от количества слогов и звукового состава.
У учащихся моего класса в речи присутствовали характерные для речи глухих школьников ошибки:
послоговое произнесение слова; (Артём М. Алдона.)
позвуковое произнесение слова; (Серёжа Б.)
воспроизведение слова по частям; (Серёжа П.)
наличие призвуков в конце или начале слова при стечении согласных. (Серёжа П., Серёжа Б, Артём М.)
В первых трех случаях слово разрывается паузами, которые ученик делает или на границе слогов: па па (папа), шап ка (шапка), ка ран даш (карандаш), или после каждого звука п а п а, ш а п к а, к а р а н д а ш, или произвольно ша п ка, карандаш (кара н даш) и т.п.
Наиболее грубое нарушение – это произнесение слова по звукам. В начале обучения воспроизведение слова по слогам или частям временно разрешалось тем учащимся, которые пока затруднялись произнести слово на одном выдохе, или в том случае, если звуковой состав данного слова представлял трудности для данного ученика. ( Серёжа Б. Алдона)
Описываемые нарушения слитности влекли за собой и разрушение ритмического контура слова, ударение в этом случае не выделялось.
Огромную роль в формировании навыка слитно воспроизводить слова играет использование остаточного слуха глухих учащихся и ЗУА. Подражая речи учителя, глухие дети овладевали правильным, слитным воспроизведением слов. Особое значение я уделяла сопряженному проговаривание речевого материала учителем и учеником. В тех случаях, когда не удавалось преодолеть дефект только на основе слухового подражания, предлагала детям специальные упражнения с целью выработки слитного произношения.
Если ученик испытывал трудности при необходимости сливать слоги в слова, то я сначала добивалась слитного воспроизведения звуков на границе слогов. Например, ученик упорно произносил слово по слогам мама. Для преодоления этого недостатка, ему предлагалось произнести слитно слог а____м____. При этом использовался его остаточный слух и способность испытывать тактильно вибрационные ощущения приложенной к грудной клетке рукой. С помощью руки можно ощущалось отсутствие паузы, вдоха. После того как ученик справлялся с предложенной задачей, ему можно предлагалось воспроизвести слитно слогосочетания амам_____, а затем и слово мама.
Если для ученика было характерно позвуковое произнесение слова, (Серёжа Б.) то я сначала добивалась хотя бы послогового воспроизведения, а затем и слова целиком.
Формированию слитного произнесения способствовали упражнения, во время которых ученик на одном выдохе произносил несколько слогов типа папа, папапа, папапапа.. ф___а, ф____аф____аф____а. Воспроизводить на одном выдохе ряд слогов с взрывными звуками значительно проще, нежели с фрикативными, особенно в случае протяжного произнесения согласных.
Иногда слитное произношение слова оказывалось затруднительным или даже недоступным из-за его длины, большого числа составляющих его слогов и звуков. В этом случае использовала прием разложения слова на части.
Способ деления слова на части, дробность этого деления зависит от фонетического строения слова и возможностей каждого ученика. Например: здра(в)ствуйте,
З___дра(в)с__ т вуй те, здра(в)с твуйте, здра(в)ствуй те, здра(в)ствуйте.
Специфическим нарушением структуры слов у глухих учащихся является возникновение призвуков, чаще всего в виде краткого гласного типа ы, э при воспроизведении стечения согласных, а так же при произнесении некоторых начальных и конечных согласных. В результате, например, слова кошка, шапка, звучали как кошыка, шапыка, слова суп, самолет, как супэ, самолетэ. Такие призвуки искажали звуковую и слоговую структуру слова, увеличивая составляющую его слогов. Призвуки устранялись на основе подражания речи учителю и тактильно-вибрационному контролю.
Из специальных пособий по формированию произношению я подбирала упражнения, специфические для каждого ученика. Упражнения проводились по подражанию и были направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; устранению призвуков, различение и воспроизведение ритмов; (Приложение 1)
Работа над словесным ударением. Словесное ударение является одним из элементов фонетической системы русского языка. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а также различение слов и их форм. Поэтому правильное словесное ударение – существенное условие внятности, разборчивости, естественности звучания речи. В связи с этим формирование словесного ударения составляет необходимый раздел работы над словом в процессе обучения произношению. Речь глухих, как правило, монотонна, равноударна, или может наблюдаться перенос ударения на последний слог, что связано с подчеркиванием окончаний в речи учителя.
Большинство глухих с помощью ЗУА воспринимают словесное ударение и имеют возможность подражать речи учителя, являющейся для них образцом. Если учитель сам произносит слова так, как это свойственно русской устной речи, если он исправляет ошибки, допускаемые учеником, то тем самым, постепенно без специальных упражнений на основе подражания учит глухого правильному воспроизведению слов.
На своих уроках я осуществляю формирование умений различать ударение при слуховом восприятии слов, знакомлю учащихся со способом выделения ударного слога (более длительное и громкое произнесение) и графическим изображением ударения, а также развитию навык подражать учителю. Главное значение придаю практическим упражнениям в воспроизведении слов с ударением.
На индивидуальных занятиях по обучению произношению я непременно даю образец правильного произнесения слова с ударением, требую от ученика точного воспроизведения этого образца. Учащиеся овладевают словесным ударением постепенно. На смену равноударному произношению в начале обучения приходит воспроизведение слов с выделением ударного слога, правда, часто ударение падает не на тот слог, однако само возникновение этих ошибок свидетельствует о появлении навыка выделять словесное ударение. На основании своего опыта работы я сделала вывод: речь учителя должна быть слитная, плавная и ритмичная. Послоговая, с подчеркнутыми окончаниями слов речь педагога нарушает основное условие, необходимое для усвоения словесного ударения.
Виды работ по формированию словесного ударения: (по рек. Ф.Ф. Рау, Н.Ф Слезиной)Определение на слух ритма в рядах слогов. Воспроизведение ритма.
Написаны имеющие различный ритм ряды слогов, например:
Па,па па,па па,паПапа, папа, папа,
Па,папа па,папаУчитель за экраном дважды произносит, предположим, третью строчку слогов. Ученик определяет, какую строчку прочитал учитель и повторяет её.
Определение количества слогов в слове. Определение ударного слога.
Учитель предлагает картинки с изображением альбома, кисточки, красок, карандаша и за экраном произносит одно из слов. Ученик либо называет это слово, называет и отхлопывает ритм, называет и изображает ритм.
Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии сказанного учителем.
Записан ряд слов. Учитель дважды читает эти слова. Ученик ставит ударение. После этого происходит проверка.
Самостоятельная расстановка ударения в словах с последующей проверкой.
Положительные результаты:
Воспроизведение слов в темпе, приближающемся к нормальному, слитно, без призвуков, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно с регламентированными заменами) орфоэпических правил.
Воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: слитности и пауз, краткое и долгое произнесение гласного.
Различение на слух повествовательной, вопросительной и побудительной интонации.
Воспроизведение речи в различном темпе: быстро-медленно, громко-тихо;
Произнесение коротких фраз с заданной ритмико - интонационной структурой.
Прекрасным материалом для выработки правильного речевого дыхания являются обороты разговорной речи, а также всякого рода тексты (проза и стихи) заучиваемые детьми наизусть.
Этапы работы над стихотворением.
Первый этап.
Прочитай текст про себя, обрати внимание на надстрочные знаки.
Попроси учителя прочитать в микрофон отрывок из стихотворения.
Следи по книге, внимательно слушай, обращай внимание на надстрочные знаки.
Зимнее утро.
(отрывок)
... Вечóр, ты_ пóмнишь, вью′га_ злѝлась,
На_ мẏтном нėбе мгла_ носѝлась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,
(А. С. Пушкин.)
Второй этап.
Раздели текст отрывка на части.
Научись выразительно читать первую часть.
Для этого выполни следующие упражнения (их нужно выполнять перед микрофоном, по два раза).
Научись правильно произносить все звуки и их сочетания в словах первой строки. Произнеси все слова в замедленном темпе, обращая внимание на произношение звуков.
Научись произносить с правильным ударением слова первой строки. Выделяй голосом ударный слог в словах.
Научись слитно произносить:
ты помнишь, вьюга злилась.
Слова в первой строке, на которые падает логическое ударение (вечор, вьюга), произноси громче, чем остальные.
Прочитай в правильном темпе первую строку, соблюдая паузы.
Прочитай выразительно первую строку.
Научись правильно произносить все звуки в словах второй строки. Скажи все слова в замедленном темпе, обращая внимание на произношение звуков.
Научись произносить с правильным ударением слова второй строки. Выделяй голосом ударный слог в словах.
Научись слитно произносить:
на мутном, мгла носилась.
Слово        во второй строке, на которое падает логическое ударение (мгла), произноси громче, чем остальные.
11 .Прочитай в правильном темпе вторую строку, соблюдая паузы.
Прочитай        выразительно вторую строку.
Прочитай        выразительно первую и вторую строки вместе.
Самостоятельно        работай над остальными строчками первой части, используя в качестве плана работы упражнения 1-6.
Прочитай        выразительно два раза всю первую часть отрывка.
Так        же работай и над второй частью стихотворения. Не забывай повторять отработанную часть отрывка.
Третий этап.
Прослушай еще раз, как учитель читает отрывок из стихотворения.
Прочитай в правильном темпе, выразительно, подражая учителю, весь отрывок
целиком.

Приложение 1
Дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным произнесением элементарных слогов на одном выдохе:
В__ав___ов___у м____ам___ом____у В___ав___ов___упапопу м____ам___ом____упапопуТатоту тататототуту Та___то____ту____ тата____тото____туту____
Лалалалалан____а___
Нанананал____а___
С___ас___ос___у___ - татоту Соня там,
С___ас___ос___ус___и____ - татотути а Сеня тут.
Обороты разговорной речи, тексты и стихи для заучивания наизусть
- Как зовут твою маму? - Мою … зовут … .-Ты написал?
- Да, написал
6-1=5 Шесть минус один будет пять.
7-1=6 Семь … … … шесть
Положи___платок___в___карман.
Возьми мыло___и___полотенце.
На лугу у___речкиЗабелел снежок –
Это вышли куры
Утром на___лужок.
Упражнения с целью выработки слитного произношения.
Аф___ таФ___траЗавтрак
Зав____тракЗавтрак
Ребята___пришли___на ___завтрак.
На__завтрак _каша, хлеб__с__маслом, чай.
До__свиданиядо с___видани___иядо свидан___иядо свидания
Дежурный
де жур н____ыйде жур___ныйдежурный
Кто дежурный?
Я …
Прием деления слова на части, для предотвращения появления призвуков
спасибо
с па с___и бос___па с___ибос__пас__ибоспасибо
ап ла
аплаплаток
ал___н___аалнасолнышко
сол___н___ышкоСегодня светит солнышко. Тепло
Приложение 2
Воспроизведение ритма по образцу педагога:
- Послушай, как говорит учитель. Скажи так же.
па ПА ПАпаПАпаПАпа
та ТАтаТАтаТАтаТАланáланáланáланáналáналáналáналáРазличение и воспроизведение ритма
- Послушай, повтори. Отхлопай ритм
ТА ТАта таТАтáтáтататáмáк кáша рукá
- Отхлопай ритм и скажи
М___АмамамаМ___АмамамаМ___А
татаТАтататáтататáмōлōкóсамōвáр- Послушай как говорит учитель. Отхлопай ритм вместе с учителем. Повтори
И___таи__ТАиТАта͜ ͜
͜ ͜
͜ ͜ ͜ тúтаТитáтитáтаИра
ИдýигрáетВоспроизведение слов с отработанным ритмом
- Отхлопай ритм, скажи слова
͜͜ ͜ ͜
͜ ͜ ͜
͜ ͜
ТАтататаТАтаТАтакýбикиракéтакéды