Мастер-класс «Играя – развиваем» (использование метода наглядного моделирования)
Здравстуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 1,2 Тема моего мастер-класса – «Играя, обучаем» В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем является метод наглядного моделирования, который можно использовать не только в детском саду, но им в семье.
Слайд 3 Что такое моделирование? (Ответы ) Моделирование это совместная деятельность взрослого и детей по построению, выбору и конструированию моделей, которое основано на принципе замещения реальных предметов схематично- изображенными предметами или знаками
Слайд 4 А как вы думаете, что такое модельные схемы?.. Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности и у нас, взрослых (Макеты, чертежи, карты, планы и графики )
Слайд 5 Решению творческих задач, развитию умственных способностей, Развитию психических и физических функций способствует использование метода наглядного моделирования, что является актуальным в работе с дошкольниками.
Слайд 6 Метод моделирования заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта
Слайд 7 Развитие знаково – символической деятельности дошкольников включает в себя несколько этапов: 0 период - «Повторение без повторения»** 1 этап – становление замещения ** 2 этап - моделирование***
Слайд 8, 9,10 В играх с детьми мы чаще используем три вида моделей: предметные (технич игрушки, моделек построек, глобус), графические (графики, схемы, таблицы); предметно-схематические(алгоритмы рассказывания, мнемотаблицы, макеты, мерки..)
Слайд 11, 12 К видам деятельности со знаково-символическими средствами относятся: Кодирование (декодирование), замещение, схематизация, моделирование
Слайд,13,14,15, 16 Исходя из того, что модели многофункциональны они широко могут использоваться в совместной и самостоятельной деятельности детей. Модели доступны каждому ребенку и используются во всех видах детской деятельности.( показать и назвать. Например: схема, группы, схемы постройки, )
Слайд 17 Моделирование Это фиксирование результатов наблюдений в природе, в виде схем
Слайд 18 Вывод : Использование моделирования мною в работе дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется о всех разделах дошкольного воспитания, что мы сегодня постараемся показать
Практическая часть
Слайд 19, 20 Игра «Угадай сказку « Цель: разивать воображение, мышление, используя метод наглядного моделирования , закрепить знание сказок
Слайд 21 Начало сказки маршрут путешествия Красной шапочки
Слайд 22 Игра «Магазин» Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования. Закрепить знания детей об полезных продуктах
Слайд 23
· Игра «Собери гостинец для бабушки» Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования. Обобщать представления об овощах, фруктах. Овладевать действиями замещения требуемого количества предметов (без использования счета).
Слайд 24,25 Игра «Правила поведения в лесу» Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования . Дать представления об опасных для человека ситуациях в лесу и способах поведения в них
Слайд 26,27 Игра « Три дороги- 1(лиса)» Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой на мнемотаблицы.
Слайд 28,29 Игра « Три дороги- 2(заяц) Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой на мнемотаблицы.
Слайд 30, 31, 32, 33 Физминутка «Потанцуем» Цель: Формировать желание выполнять двигательные действия с использованием схем.
Слайд 34, 35 Игра «Волшебные полоски» Цель: Формировать умение выстраивать сериационный ряд. Развивать наглядно- образное мышление.
Задание: Самые точные часы- это самая длинная полоска, чем меньше точность часов, тем меньше длина подходящей полоски. Проведи стрелки.
Слайд 36, 37 Игра « Три дороги- 3(бабушка ) Цель: Формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования. Развивать связную речь с опорой на мнемотаблицы.
Слайд38 Игра «Обними и скажи ласково» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.
Слайд39 Вот и сказочки конец.
Слайд №40 Спасибо за внимание!
Рекомендуемая литература:
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007
15