Конспект подгруппового занятия. Путешествие в страну Рычалию (подготовительная к школе группа)


МБДОУ детский сад №56
Конспект подгруппового занятия
Путешествие в страну Рычалию(подготовительная к школе группа)
Составила учитель-логопед: Бондарева Н.Е.
г.Новочеркасск
2015г.
Путешествие в страну Рычалию(подготовительная к школе группа)
Направление деятельности, образовательная область: познавательно-речевая; «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»
Цель
Закреплять умение детей пользоваться поставленным звуком [р] в речи.
Задачи
Автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.
Развивать речевое дыхание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, связную речь.
Обучать звуковому анализу и синтезу.
Обогащать словарный запас.
Обучать составлению предложений.
Закреплять лексические темы «Транспорт», «Продукты питания».
Осваивать элементы релаксации.
Оборудование
Карта страны Рычалии; схема артикуляционного уклада звука [р]; разрезная азбука; воздушные шары; фломастеры; дудочки; картинки со звуком [р] и без звука [р]; картинки с изображением продуктов питания, фруктов и овощей; дидактическое пособие «Карусель» с карточками с изображением животных; цветик – семицветик: цветок из цветной бумаги с семью лепестками; мягкий конструктор «Кораблик»; аудиотехника; коврики для релаксационных упражнений.
Предварительная работа
Постановка и автоматизация звука [р] в словах; изучение лексических тем «Транспорт», «Продукты питания».
Ход занятия
Л.: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в страну Рычалию. Я получила электронное письмо. Давайте внимательно посмотрим, что записано на диске. Да, это же карта.
Л.: На что похожа «Рычалия»? Какую букву она напоминает?
Д.: Страна «Рычалия» похожа на букву Р.
Л.: Верно! Ребята давайте вспомним стихотворение про букву Р.
Д.: ***
Букву р пишу я так:
Представляю – это флаг.
Шест прямой, а полотно –
Справа и круглое оно.
Е.А.Тырнова
Л.: Вспомните ребята, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [р]. Посмотрите на схему артикуляционного уклада для этого звука. Как вы думаете, почему море, омывающее страну Рычалию называется морем «Сильного дыхания»?
Д.: Потому что нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал, и произнести звук [р].
Л.: Объясните, пожалуйста, почему полуостров в стране Рычалия называется «Верхнее Зубово»?
Д.: Потому что язык нужно поднять к верхним зубам.
Л.: Почему в стране Рычалии есть озеро «Дрожания»?
Д.: Потому что язык при произношении звука [р] должен дорожать, вибрировать.
Л.: Молодцы, ребята! А теперь в путь. Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите их.
Д.: Наземный, подземный, железнодорожный, воздушный и т.д.
Л.: Правильно. А давайте проверим с помощью ноутбука все мы виды транспорта назвали или нет.
Л.: Ребята, скажите, пожалуйста, из каких слов состоит слово пароход (паровоз, электровоз) Что оно означает. Выложите слово ПАРОХОД. Сделайте звуковой анализ этого слова.
Дети отвечают на вопросы. Работают с разрезной азбукой и фишками.
Л.: Молодцы! А теперь отправимся страну Рычалию на воздушных шарах. К какому виду транспорта они относятся?
Д.: Воздушному.
Дети надувают воздушные шары.
Л.: Чтобы наши шары полетели в страну Рычалию, надо написать на них букву Р.
Дети фломастерами пишут на шариках букву Р.
Л.: Ребята, ложитесь на коврики, закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре.
Звучит музыка.
Л.: А теперь откройте глаза, встаньте и улыбнитесь, ведь мы подлетаем к стране Рычалия. Посмотрите, что вы видите внизу.
Дети берут картинки со звуком [р] и говорят полным ответом, что они видят.
Л.: Вот мы и прилетели. Путь был долог и, конечно мы проголодались. Давайте подкрепимся, но в стране Рычалии мы сможем съесть только те продукты в названиях которых есть звук [р]. Выберите и расскажите, что вы съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше определений к нему: (Я съел…)
Л.: Ребята, мы не случайно прилетели в страну Рычалию. Ведь сегодня здесь праздник: сюда прибыло много гостей, в именах которых нет звука [р]. Мы с вами тоже гости. Скажите, а в ваших именах есть звук [р]. Если есть то определите, где он находится.
Дети выполняют.
Л.: С помощью дудочек мы оповестим жителей страны Рычалия о своем прибытии. В них нужно продудеть столько раз, сколько слогов в вашем имени.
Дети определяют, сколько слогов в их именах и дудят в дудочки.
Л.: Мне кажется нас услышали. Давайте поиграем в игру и все жители страны услышат, как хорошо мы проговариваем звук [р]. Повторяйте за мной слова и движения.
Пальчиковая гимнастика.
Л.: Любимая забава жителей страны Рычалии – карусель. Кататься на ней могут лишь они. Но сегодня праздник и у карусели собралось много гостей и местных жителей. Они спорят, кому можно кататься, а кому нет. Решите спор и посадите на карусель только тех животных в названии которых есть звук [р].
Дети берут картинки и прикладывают к карусели только те в названии которых есть звук [р].
Л.: Молодцы, ребята! Вы разрешили этот спор и справились с заданием. А теперь скажите, кого вы посадили на карусель. Давайте составим схему предложения.
Рефлексия:
Л.: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше понравилось? Как вы думаете что вы узнали нового?
Ответы детей.
Л.: Сейчас я вам раздам листочки, и вы когда вернетесь в группу, нарисуете свое настроение. А потом мы отправим наши письма в страну Рычалию. Но, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берут шары и «летят» в группу.