Конспект занятия Шутка в музыке (подготовительная к школе группа)
«Шутка в музыке»
Программное содержание:
1.Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать и различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска.
2.Обогащать музыкальные впечатления детей, учить узнавать знакомые произведения.
3.Обогащать словарный запас детей;
4.Развивать внимание детей к различным интонациям в музыке, способность передавать движениями рук и мимикой характер музыкального произведения.
Оборудование:
Портреты композиторов И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Кабалевского; иллюстрация с изображением клоунов; колпачки на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, музыкальный руководитель здоровается с ними.
Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю сделать музыкальную разминку. Готовы?
Проводится музыкальная игра «Ритмическое эхо»
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Можно усложнить игру, введя помимо хлопков притопы ногами.
Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, а вы знаете, кто сочиняет музыку? (Композиторы.) А как вы думаете, композиторы очень серьезные люди? Я вам сейчас открою небольшую тайну. Композиторы такие же люди как и мы с вами. Они могут и погрустить, и порадоваться, могут переживать, размышлять о чем либо. Композиторы, так же как и мы с вами любят посмеяться и пошутить. И все это – и слезы, и горе, и радость, и смех, и шутки слышны в музыке, которую они сочиняют. Сейчас вы услышите отрывок пьесы. Вспомните, как она называется?
Звучит фрагмент пьесы И.С.Баха «Шутка»
Дети называют название пьесы и композитора.
Музыкальный руководитель: Какая эта музыка по настроению? (веселая, добрая, шутливая). Да, эта музыка добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим названием – «Юмореска» П.Чайковского. Юмореска – это пьеса шутливого характера, пьеса с юмором, то есть шутка. Давайте послушаем какую шутку изобразил в музыке П.Чайковский, похожа ли она на «Шутку» И.С.Баха?
Звучит пьеса П.И.Чайковского «Юмореска»
Музыкальный руководитель: В этой музыке чувствуется не такой добродушный юмор, как в «Шутке» И.С.Баха. В ней слышна насмешка, дразнящие интонации. А в средней части меняется характер музыки, слышен диалог грустных, обиженных интонаций и поддразнивающих. Третья часть, как и первая – бойкая, задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы растворяется, исчезает, звучит легко, полетно. А сейчас я вам предлагаю движениями рук и мимикой передать, все, что вы услышите в музыке: характер, изменение мелодии.
Дети импровизируют танцевальные движения и мимику под пьесу П.И.Чайковского «Юмореска»
Музыкальный руководитель: А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку, попробуйте ее отгадать.
Звучит фрагмент пьесы «Клоуны» Д.КабалевскогоДети отгадывают.
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, клоуны могут поднять настроение? Тогда я вам предлагаю станцевать как клоуны, чтобы у нас было веселое настроение. Давайте наденем веселые колпачки и начнем танцевать.
Дети импровизируют танцевальные движения клоунов.
муз. Д.Кабалевского «Клоуны»
Музыкальный руководитель: Молодцы, все справились. Понравилось вам изображать клоунов? Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии. Что больше запомнилось? Какое произведение вы сегодня слушали? Педагог подводит итог занятия и прощается с детьми.