Презентация Художественная культура Киевской Руси
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИstyle.colorstyle.color
Дохристианская Русь
style.color
СВАРОГглавный бог славянского пантеона, являлся богом огня. Старославянские глаголы «варить», «сварганить» происходят именно от имени этого божества. Также Сварог почитался как бог Неба и матерь жизни (с развитием язычества он сменил пол). Славянский Сварог был аналогичен древнегреческому Зевсу –не только руководил всем пантеоном, но и дал жизнь большинству остальных богов.
ХОРСБог солнца Хорс также связан с множеством исконно русских слов – «хворост», «крест», «искра», «хоровод», «круг» и другими, относящимися к огню, кругу и красному цвету, которые, слившись воедино, дают полный образ солнца.
ЯРИЛОБог весны, оживающей природы и зачатия как такового – Ярило был символом плотской любви. Существуют споры, чьим потомком являлся Ярило – Сварога или же Велеса, однако, вспомнив, что Сварог менял пол, а Велес – нет, можно предположить, что Ярило – дитя обоих божеств.
ДЖАДЬБОГБог плодородия, силы и яркости солнца, а также правил мироздания – Даждьбог исполнял желания и просьбы славян, такие как пожелания здоровья и различных благ. Огненные металлы – серебро и золото – олицетворяли образ Даждьбога на земле.
ВЕЛЕССкотий бог, хозяин дикой Природы, властитель всех путей, черный бог, волшебник и маг, оборотень, покровитель торговли, преподаватель искусств – Велес обладал наибольшим количеством функций и также являлся богом Случая и удачи.
СЕМАРГЛБог смерти Семаргл представлялся славянам в образе объятого огнем волка с соколиными крыльями. Потустороннее божество также породило много производных слов – «мерцание», «смрад», «смерть».
ПЕРУНБог-воин, хозяин грома и молнии – Перун был угрожающим и беспощадным руководителем военной мощи дружины русского князя. В тоже время считалось, что весной Перун проливает дождь и уносит тучи, чтобы солнце могло пролить свет на землю и породить жизнь. Такой образ Перуна связывали с творением, производством, рождением.
СТРИБОГБог ветра Стрибог руководил потоками воздуха. Прислужниками Стрибога были различные Ветры, Погода (хозяйка теплого воздуха) и Посвист (хозяин северного ветра). Именно Стрибог сохранился после принятия Русью православия – к нему (не упоминая имени) обращались, чтобы накликать беду и засуху.
БЕРЕГИНЯОдной из немногих женщин в славянском языческом пантеоне была Берегиня – прародительница всего сущего. Особенно часто к ней обращались в период уборки урожая. Несложно догадаться, что близкое по звучанию слово «оберег» произошло от имени этой великой богини и описывает ее главную функцию – оберегать людей.
ЧЕРНОБОГПокровитель Тьмы и Царства смерти – Чернобог – был воплощением того, кто в русских сказках именовался Змеем или Кощеем. Олицетворение смерти, зла, уничтожения – Чернобог был символом враждебной человеку половинки мира. Однако и он удостаивался жертвоприношений – по обычаю перед военным походом или битвой славяне обращались за помощью именно к нему.
Збручский идол возведенный на высоком холме над рекой Збруч в IX или начале X в.Это большой каменный столп, имеющий четыре грани. Каждая грань покрыта барельефами с раскрашенными фигурами богов, богинь, людей и обитателей подземного мира, на котором держится земля.
Древние обряды – действа, в которых особое значение имели ритуальные слова, движения, жесты, мимика, танцы и песни.
Музыкальный фольклор – самое раннее проявление художественной одаренности русского народа
Крещение Руси в 988 г. означало конец языческого периода, который был лишь прологом к истории русской художественной культуры.
style.color
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (989-996)Возведен по решению Владимира Святославича на средства, составляющие одну десятую часть великокняжеских доходов, поэтому церковь прозвали в народе Десятинной.(реконструкция)
Каменный храм Святой Софии Киевской (между 1017-1037 гг.)Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко.Современный вид
«Михайловский Златоверхий монастырь» в Киеве (1112)
Дмитрий Солунский. Мозаика, XII век
Золотые ворота (ок. 1037)Были воздвигнуты в подражание константинопольским и выполняли в то время роль оборонительного сооружения наряду с другими башнями крепостной стены, не сохранившейся до наших дней
«Владимирская Богоматерь»
Пение, звучащее в киевских храмах, стали называть знаменным (от слова «знак», с помощью которого фиксировались мелодии).
Из Византии были заимствованы основных жанры богослужебной музыки – канон, тропарь, стихира, кондак и др. Звучали они в строгом следовании церковному календарю, в котором важную роль играли двунадесятые праздники.
Исполнение на музыкальных инструментах, распространенных с древности в народном быту, называли гудением (если инструмент имел струны) или сопением (если речь шла о духовной музыке).
МузыкаВ жизни людей Древней Руси значительное место занимали музыка, песни и танцы. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. С былин, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси - угол, трубы, бубен, гусли, гудок.С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей - самобытная и византийская.
гудокбубенрожокгусли