Презентация по МХК Художественная культура Индии
«Культура Востока»
Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций. На протяжении многих тысячелетий Восток выработал особые мифологические, религиозные и философские системы взглядов, нашедшие отражение в различных видах искусства, будь то буддийское храмовое строительство, китайская живопись, японская гравюра, индийская скульптура или персидская книжная миниатюра.Искусство Востока условно, и вместе с тем оно удивительно правдиво. Неискушенному человеку порой нелегко понять истинный смысл и значение некоторых произведений искусства, для этого нужны определенные знания, понимание особенностей культурного развития и мировосприятия того или иного народа.
Индиястрана чудес
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Индия может считаться одной из трех древнейших цивилизаций. Как и другие две (Месопотамия и Египет) она располагалась в бассейне великой реки Сарасвати. А впоследствии, когда притоки Сарасвати изменили свое течение, — в басейне реки Инд Кстати, Инд назывался на самом деле Синдху, но персы, от которых мы узнали о существовании Индии, не смогли произнести «с» вначале и стали называть ее «Хинду». Греки же, взявшие слово от персов, и вовсе сократили его до Инда.
Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Ее по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций, так как она дала миру множество научных и художественных открытий.Индия дала миру ряд философских и этических учений, богатейшую мифологию, величественные творения древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», послужившие источником многих произведений изобразительного искусства. «Рамаяна» (Сказание о Раме), заключает в себе два урока — ценность отречения от мира и осознание того, что каждое существо несет в себе Божественное начало. Вера в Бога и отказ от материальных целей — вот два ключа к освобождению человека. Махабха́рата - Великое сказание о потомках царя Бхараты, потомка древнего царя Куру. Махабхарата представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд и т.д., и состоит из восемнадцати книг (парв).
Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца. Достижения Индии: Баудхаяна – талантливый математик Индии, которому удалось точно подсчитать значение числа Пи. Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны.Более 5000 лет назад в Индии зародилось учение йоги
Достижения Индии:Индия − родина шахмат Сушурата – общепризнанный основоположник хирургии, живший в Индии более 2600 лет назад. Индийскому ученному удавалось провести успешные операции по удалению катаракты, протезированию, кесарево сечение, удалению камней из мочевого пузыря, пластической хирургии, операции над головным мозгом.самый первый университет в мире был основан в Индии в 700 г. до н.э. Более 10,5 тыс. студентов со всех концов света изучали более 60 предметов. Другой университет, Наланда, построенный в IV ст. – одно из самых выдающихся достижений древней Индии в сфере образования.
Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлены многочисленностью народов и племен, участвовавших в формировании ее культуры на протяжении более чем пятитысячного периода развития.Деление на касты.В современной Индии сохранилось деление на касты. Каста, как уровень в социальной иерархии, определяет на ком человек может жениться, профессию или род деятельности, место жительства и даже правила приема пищи. В Индии существует более 2000 каст, которые делятся на 4 кастовые группы (варны):Брахманы – священники, ученые – самая образованная группаКшатрии – воины, правителиВайшьи – земледельцы и ремесленникиШудры – рабочиеПятая неофициальная группа Неприкасаемые, в последнее время чаще называемая Далитами (угнетенными), занимается самой тяжелой и грязной работой, которая может «осквернить» представителей высших каст, такой как забой и разделка скота, выделка кожи. К далитам относятся около 17% населения Индии.
Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство. Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий, а саму Индию до сих пор называют страной контрастовИндийское искусство представлено всеми видами – от пышной архитектуры, оригинальной пластики и живописи до блистательной поэзии, музыки и танца. В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни
Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. … Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства.В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной.
Шедевры индийского зодчества
Особенность архитектуры Индии заключается в гармоничном единении с природой, поэтому многие древние индийские храмы строились в пещерах.Наидревнейшие образцы архитектуры и скульптуры Древней Индии, которые мы можем лицезреть сегодня – это джайнитские, индуистские и буддийские храмы.
Помимо храмов и дворцов, зодчие Индии возводили тщательно спланированные города. Так, самыми главными архитектурными свидетельствами древности стали развалины городов Мохенджо-даро и Хараппа (III тыс. до н.э.).
Индийская ступаОчень интересна с архитектурной точки зрения так называемая «ступа», выросшая из простого холмообразного надгробия. С того времени, как Будде стали поклоняться, как божеству, появилась нужда в хранилищах реликвий, таким образом возникли курганы для хранения священных буддийских реликвий - ступы.Вокруг ступы сооружали ограждение с четырьмя воротами-входами, ориентированными по сторонам света. Внутри ограждения вокруг ступы пролегала дорожка, по которой совершали молитвенный ритуальный обход ступы. Ворота обычно украшались рельефами, изображающими сцены из жизни Будды.Постепенно ступа превращается в монументальный памятник — свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферы или сплющенного купола на цилиндрическом квадратном основании. Самые древние из обнаруженных ступа были выложены из кирпича.
Ступа в Санчи Ступа в Санчи имеет форму, близкую к полусфере, высотой 23,6 м, диаметр основания - 36,6 м. Она выложена из кирпича и облицована красным песчаником. Ступа помещена на площадке, по которой можно ее обойти вокруг. На площадку ведут ступени. Примечательна каменная ограда этой древней ступа, особенно резные ворота, имитирующие деревянные.
Украшенные рельефами и круглой скульптурой, ворота представляют собой синтез архитектуры и пластики и служат прекрасным декоративным убранством для внешне суровой и простой по форме ступы. Сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом. Несмотря на изобильную пластику ворот, их оформление не производит впечатления перегруженности. Все изображения расположены таким образом, что между ними остаются узкие, но глубокие промежутки, заполненные густой тенью.Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые отражают исторические события. Каждый из них требует пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения, а их творения принадлежат к блестящим образцам мировой пластики.
Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды. По его краям сидят крылатые львы и якшини. Под ними и рядом на столбах и в рамках – изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц. Еще ниже – выезд царя со свитой на охоту, встреча с отшельниками.Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всем поразительная жизненность, естественность и свобода в передаче повадок и облика живых существ.
Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Выше мы уже говорили, что буддизм перенял и усвоил культ ступы и что Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии. Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятниковСтупа в БхархутеСтупы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный – из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.
ЧайтьяКроме храмовых сооружений, в Древней Индии получили широкое распространение вырубаемые в скалах святилища - чайтья и монастыри - вихараЧайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений. Фасад украшен характерной аркой и колоннами с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола, а также многочисленными скульптурами. Изредка встречается чайтья с передней стенкой, закрывающей пещеру, полностью выполненной из дерева. Над входом зачастую располагался навес на деревянных или каменных столбах. Внутреннее пространство представляют собой продолговатый зал со сводчатым перекрытием, который заканчивается полукругом, обрамляющим ступа (или статую Будды). Зал имеет внутри вытесанные из скалы столбы, которые имитируют деревянные подпоры. Единственным источником света для храма является полукруглое световое отверстие над входной дверью.Храмы типа чайтья, строившиеся в дереве и кирпиче, были широко распространены по всей стране, до наших дней сохранились лишь пещерные чайтья. Главная особенность пещерных чайтий в том, что в них явственно видимы следы их происхождения от деревянных построек. Храмы вырубались в скальных породах, даже отдельные скульптуры на невысоких основаниях на самом деле вырезаны скалы вместе со своими постаментами.
Одна из самых больших чайтья находится в Карли (I в. до н. э.). Она достигает 38 м длины и 13,7 м ширины при 13 м высоты. Ее строительство длилось более 50 лет. Чайтья в Карли Красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла. С особой тщательностью украшен вход в чайтью. Он обрамлен огромной килевидной аркой, окруженной более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутемную залу через окно, несколько напоминающее розетку готического собора.
Храмы Древней ИндииВ связи с распространением индуизма, в IV – VI вв., в Индии развернулось широкое храмовое строительство, посвященное триединому божеству: Брахме (Творцу Мира), Вишну (Охранителю) и Шиве (Разрушителю). В индийском зодчестве различают два типа храмов, пышно украшенных декоративной пластикой. На севере Индии, где климат более дождливый, храм имел форму заостренной высокой башни, с которой легко могла стекать вода. На юге храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу.
Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища – главной части храма, над которой воздвигались высокие башни.Сложенные из камня или кирпича храмы прочно срастаются с почвой. Их нижняя часть сплошь покрыта горизонтальными рельефными карнизами.
Огромные храмы с большим количеством деталей едва можно охватить единым взором. Они похожи на мифологические изваяния со множеством фантастических существ. Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.
Храм Кайласа в Эллуре (VII в.).Это архитектурный шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. Храм, подобно статуе, был высечен из сплошной массы скалы. По величине и мощи его можно сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Храм Кайласанатха в Эллоре по праву считается одним из самых поразительных произведений искусства Индии.
С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность, телесность высокого рельефа с глубокими тенямиСоздается впечатление, что храм живет, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных, вмещая в себя все разнообразие мира и окружающей природы
Искусство живописи Индии
Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией, точностью деталей, яркими и насыщенными цветами, многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь.Значительных высот достигли индийские живописцы, об утонченном мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку.Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится в литературе. О живописи Древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, который состоит из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений.
Кандидат исторических наук, религиовед В.А.Руднев так рассказывает об изображениях Аджанты: «Сюжетами росписей являлись по существу не только народные сказания и легенды о Будде (джатаки), но и все многообразие реальной жизни и быта индийцев того периода, их мифология и история, быт и нравы, мир животных и растений, бытовые сцены, жизнь городов и деревень, народные праздники и торжества, шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах, брахманы, аскеты и нищие, сцены из жизни царей и членов царской семьи. Росписи Аджанты поражают жизненно правдивым изображением не только земных образов, но и демонов, небесных дев-аспар и бодисатв».
Все рисунки отлично сохранились, потому что индийские мастера хорошо знали секреты стойких красок. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажа. Так, например, боги и цари всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство различных районов Индии.Росписи Аджанты – своеобразная энциклопедия жизни Индии V–VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв здесь можно увидеть и множество жанровых сценок, отличающихся удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы индийских царей и вельмож. Кстати, во многих сюжетах росписей Аджанты присутствуют сцены придворной жизни: принцы проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры: дворцы, дома богатых граждан, ворота – все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.
На стене одной из пещер изображен прекрасный юноша в высокой короне с голубым цветком лотоса в руке. На его одухотворенном лице читаются мудрость и сострадание к людям. Это Бодисатва – высшее божество. Художники Аджанты использовали лишь коричневую, белую, красную, синюю, зеленую и желтую краски. Их богатство - в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже без освещения краски продолжают светиться, напоминая мраморные скульптурные изображения.Кроткие черты его лица передают тихую печаль, гармонию физической и духовной красоты. Вокруг него небесные девы – апсары – и божественные певцы, но бодисатва не замечает их, он погружен в собственные мысли и переживания
Миниатюрная живописьМиниатюрная живопись Индии получила мировую известность. Она, в основном представлена иллюстрациями буддийских книг и произведений индийского эпоса «Махабхарату» и «Рамаяну»Произведения индийских художников – миниатюристов отличаются богатством оттенков, четкостью рисунка, утонченностью художественного вкуса.
Следуя лучшим традициям персидской книжной миниатюры, индийские мастера точно передавали сюжет художественных произведений, развертывали многофигурные композиции на фоне условно – декоративного пейзажа.Художники писали яичными красками и наносили их очень тонкой кисточкой, золотые и серебряные краски добавляли в самом конце, используя при этом не обычную кисточку, а коготок медведя или тигра. Таким образом, их работа во многом напоминала искусство ювелиров.
Музыкальное искусство Индии
Индия – страна, где любят и ценят музыку. В художественной культуре Индии она играла немалую роль. Она вносила успокоение в суету обыденной жизни, придавала поэтичность религиозным обрядам и труду. Знание музыки считалось обязательным для благородного человека Древняя индийская пословица«Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства, - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».
Вселенная - вечная музыка, Духовная музыка Индии считается частью общения с высшими силами, поэтому она имеет очень большое значение в жизни этой страны. Такие музыкальные произведения имеют силу влияния на человека, который живет в единстве с живой и неживой природой. Такая музыка считается священной, и никогда не применяется в развлекательных целях. Эти произведения исполняются только на национальных музыкальных инструментах.Как считали древние индийские мудрецы, вся Вселенная имеет вибрацию определенной частоты, а значит все подвержено влиянию Вселенной, и все кругом это музыка, которая бесконечна и вечна. Индусы всегда считали, что жизнь – это и есть музыка. Поэтому духовная музыка в Индии всегда считалась божественным явлением, а музыкальный звук – даром небес, который имеет сильнейшее воздействие на человека.
Музыка Индии берет свое начало из книг «Веды»Музыка помогает индийцам лучше познавать окружающий мир.Истоки индийской музыки восходят к III тыс. до н.э. В древних литературных памятниках конца II — первой половины I тыс. до н.э. Ригведе (веда гимнов), Атхарваведе и Самаведе (веда мелодий) есть запись мелодий условными значками, есть песенные тексты. Трактат «Натьяшастра» (II — IV вв. н.э.) посвящен театру, музыке и танцу.В индийской музыке применялось семь основных звуков, соответствующих европейской гамме. Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался «шрути», что в переводе с древнеиндийского языка санскрита означает «то, что может быть услышано». Сама система также называлась «шрути».
Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага («цвет») — традиционная устойчивая мелодия. Слово «рага» использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Каждая рага состояла из главного звука («правитель»), второго по значению звука («министр»), группы подчинённых звуков («помощники») и диссонирующего звука («враг»).Мелодический строй раги подчинялся её содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т.д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.
Музыкальные инструментыВажнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. ШанкхаИз духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.
Щипковые инструментыСамые популярные струнные шипковые - вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, - у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, - возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания. Ситар по устройству напоминает вину.ВинарСитар
Струнные инструментыКроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги - прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. У него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять - тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музииирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.Саранги
Барабаны Барабан та́блаБарабан гхатамУдарные и струнные — основные музыкальные инструменты Древней Индии. К ним относились: металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Другой вид барабана - гхатам. Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.Один из известнейших индийских музыкантов, играющих на Гхатаме — Викку Винаякрам.Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла, по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами).
Театральное искусство Индии
Театральное искусство Индии зародилось в глубокой древности в 1-2 вв. до н.э. Его создание приписывают мудрецу по имени Бхарата. Согласно легенде, бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать.Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение, игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле.
Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств (комизм, патетика, эротика, гнев, героика, ужас, ненависть, изумление) - должны были воплотить актёры.Характерной особенностью индийского театра является единство музыки, пения и танца.Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии- санскрите и позволяют сделать вывод. Что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.
Презентацию подготовилаучитель музыкального искусства и МХКМКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово РСО-АланияУлубиева О.Г.